Напоминание

"Неизведанное рядом"


Автор: Макеева Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Широкое"
Населённый пункт: Саратовская обл Татищевский район
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: "Неизведанное рядом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ «СОШ с. Широкое»

ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

Подготовила и провела воспитатель Макеева Т. В.

Тип проекта – исследовательский.

По

времени

проведения

краткосрочный

(декабрь,

январь,

февраль)

Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

Дети

дошкольного

возраста

пытливые

исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках,

занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять

ребёнка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного

нахождения ответов на свои вопросы «Почему?» и «Как?»

Цель.

Развивать познавательную активность детей в процессе

исследовательской деятельности.

Задачи. Расширить знания детей о воздухе и воде (трёх агрегатных

состояниях воды). Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Развивать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей

к исследовательской деятельности детей.

1 этап. Подготовительный. Сбор материала по теме. Составление

плана.

2 этап. Практический.

3 этап. Заключительный

Совместная деятельность с педагогом.

Непосредственно – образовательная деятельность.

1.

Тема «Знакомство с ветром».

Цель. Познакомить детей с таким природным явлением как ветер,

причинами его возникновения.

2.

Тема «Воздух – невидимка»

Цель. Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в

жизни человека.

3.

Тема «Какой бывает вода»

Цель. Формировать представления о значении воды в жизни

человека,

о

разнообразии

состояния

воды

в

окружающей

среде.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

4.

Тема «Путешествие капельки»

Цель. Дать детям понятие о круговороте воды в природе.

5.

Тема «Лёд, его свойства»

Цель. Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том,

что лёд – это замёрзшая вода.

6.

Тема «Снег, его свойства»

Цель. Формировать представления о снеге, о его свойствах, о том,

что снег и лёд – это замёрзшая вода.

7.

Тема «Чистый воздух и вода – богатство страны» Итоговое

занятие по проекту.

Цель. Дать детям представление о планете Земля, её атмосфере.

Расширить знания о роли воды и воздуха в жизни человека и животных.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Опыты.

«Воздух повсюду», «Воздух работает», «Почему не тонет?»,

«Вода принимает форму», «Помощница – вода», «Умная галка», «Куда

делась вода?», «Откуда капли?», «Замёрзшая вода», «Что быстрее

растёт?», «Где вода быстрее замёрзнет?», «Снег – защитник».

Беседы.

1.

«Чистый воздух необходим для здоровья»

2.

«Берегите воду»

3.

«Где живут капли воды в детском саду?»

4.

«Где рождается снег?»

5.

«Как образуется иней?»

6.

«Север – царство льда и снега»

7.

«Снежная шуба для всего живого»

Чтение художественной литературы.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Г. Х.

Андерсен « Снежная королева», Рассказы о природе Севера: С.Ивченко

«Удивительные леса», А. Рогожин «Северные мотивы», В. Есаулов

«Арктическое чудо», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», В.

Бианки «Месяц белых троп», «Белый снег», А. Клыков «Зимой под

водой».

Художественно – эстетическая деятельность.

Рисование «Какой бывает ветер», «Где живёт капелька?»,

«Зимние забавы».

Наблюдения за ветром, снегом, льдом.

Дыхательные упражнения.

Деятельность в экспериментальном уголке.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций: «Природные явления», «Какая

бывает погода», «Водоёмы», «Кто живёт в воде», «Зима в лесу»,

«Зимние забавы».

Игры

с

воздушными

шарами,

мыльными

пузырями,

с

вертушками, пускание корабликов.

Игры в снежки, лепка снеговиков, катание на санках, катание по

ледяным дорожкам.

Самостоятельные опыты в экспериментальном уголке.

Совместная деятельность с родителями.

Консультации

1.

«Как познакомить детей со свойствами воздуха»

2.

«Закаливающие водные процедуры»

3.

«Как познакомить детей со свойствами льда и снега в игре»

Оформление стенгазеты «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!»

Изготовление вертушек и других игрушек для игр с воздухом.

Изготовление игрушек для игр с водой.

Выставка детских рисунков «Какой бывает ветер», «Где живёт

капелька», «Зимние забавы».

Посещение итогового занятия по проекту «Чистый воздух и вода –

богатство страны»

Результат проекта.

1.

Расширены знания детей о воздухе и воде, о трёх агрегатных

состояниях воды.

2.

Дети научились устанавливать причинно – следственные связи и

делать выводы.

3.

Как итог проекта проведено итоговое занятие «Чистый воздух и

вода – богатство страны»

4.

Собрана картотека опытов и наблюдений.

Перспективный план по проекту

Совместная деятельность с

педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

деятельность с

родителями

Д

е

к

а

б

р

ь

Наблюдение за ветром

Занятия:

«Знакомство

с

ветром»,

«Воздух - невидимка».

Опыты: «Воздух повсюду», «Воздух

работает», «Почему не тонет?».

Беседа: «Чистый воздух необходим

для здоровья».

Чтение художественной литературы:

«Пузырь, соломинка и лапоть».

Пословицы и загадки.

Дыхательные упражнения.

Рисование: «Какой бывает ветер»

Игры с воздушными

шарами

и

мыльными

пузырями.

Игры с вертушками.

Рассматривание

иллюстраций:

«Какая

бывает

погода»

Консультация: «Как

познакомить

детей

со

свойствами

воздуха».

Привлечь родителей

к

изготовлению

вертушек и других

игрушек для игр с

ветром.

Выставка рисунков:

«Какой

бывает

ветер»

Я

н

в

а

р

ь

Занятия:

«Какой

бывает

вода»,

«Путешествие капельки».

Опыты: «Вода принимает форму»,

«Умная галка», «Помощница вода»,

«Куда

делась

вода?»,

«Откуда

капли?».

Беседы: «Где живут капли воды в

детском саду?», «Берегите воду»,

«Где рождается снег?».

Чтение художественной литературы:

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»,

В. Бианки «Белый снег».

Загадки и пословицы о воде.

Рисование: «Где живет капелька».

Наблюдение за таянием снега.

Рассматривание

иллюстраций:

«Водоемы»,

«Кто

живет в воде».

Игры с водой

Консультация

«Закаливающие

водные процедуры»

Привлечь родителей

к

изготовлению

игрушек для игр с

водой.

Выставка рисунков

«Где

живёт

капелька»

Ф

е

в

р

а

л

ь

Занятия: «Лед, его свойства», «Снег,

его свойства», «Чистый воздух и вода

– богатство страны».

Опыты:

«Замерзшая

вода»,

«Что

быстрее растает?», «Где вода быстрее

замерзнет?», «Снег - защитник».

Беседы:

«Как

образуется

иней?»,

«Снежная шуба для всего живого»,

«Север – царство льда».

Чтение художественной литературы:

А. Клыков «Зимой под водой», А.

Рогожин «Северные мотивы».

Загадки и пословицы.

Рисование: «Зимние забавы»

Рассматривание

иллюстраций: «Зима

в

лесу»,

«Зимние

забавы».

Игры

в

снежки,

лепка

снеговиков,

катание на льду.

Консультация

«Как

познакомить

детей

со свойствами льда и

снега»

Выставка

рисунков

«Зимние забавы»

НОД в средней группе на тему: "Чистый воздух и вода - богатство

нашей страны"

Цели: дать детям представление о планете Земля, атмосфере; о том,

какое большое значение имеет воздух, вода для всего живого на земле;

научить понимать. что чистый воздух необходим для здоровья

человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природы;

расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека.

Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Материал: глобус, картинки с изображением завода, сливающего грязную

воду, дымовых труб, загрязняющих атмосферу, кукла-поросенок.

Словарная работа: объяснить слово "глобус"

Игра «Солнечные зайчики догоняют друг друга»

Рисование свечой

На поверхность бумаги воспитатель капает воском, а дети покрывают

пятно голубой краской.

Дети придумывают названия своим рисункам: «Родник», «Ручеек»,

«Дождик», «Мороз нарисовал узоры» и т.д.

Выставка рисунков.

Занятие. Чистый воздух и вода – богатство страны

Цели: дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить

знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание

бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Материал: глобус; картинки с изображением завода, сливающего грязную

воду, дымовых труб, загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.

Ход занятия

Вводная беседа

Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой.

Любимую планету!

Знакомство с глобусом

Воспитатель показывает глобус.

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей

Земли, только уменьшенная во много раз.

- Кто знает, как называется эта модель? (Глобус.) Посмотрите на глобус.

То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень

много воды, но она соленая и не годится для питья.

Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха.

- Как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться.)

- Зачем нам нужно солнце? (Чтобы греть, светить.)

Сказка «Спор»

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода

говорит, что жить без нее на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него

нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-

нибудь.

Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?»

растения ответили: «без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и

питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не

проживешь! – добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы

дышать». Обрадовался воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и

Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то

же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне

забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле

темно и холодно. Да так холодно, что вода превратиться в лед. И погибнут

тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое.» И решили

-----они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для

этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.

Встреча с Поросенком

Раздается стук. Появляется игровой персонаж – поросенок. Он грязный,

плачет, кашляет.

- Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный?

(Ответы.)

- Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный?

(Ответы.)

Поросенок: Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я

решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным.

Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось?(Ответы.)

- Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась

от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (Показывает картину.) А

еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный дым. Вот

такой (показывает картинку). Вдохнул я воздуха с дымом и закашлялся. И

так мне стало плохо и неприятно.

Дети жалеют поросенка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросенок

уходит.

Игра «Ручеек»

Пока поросенок умывается, воспитатель предлагает поиграть в «Ручеек» -

чистый и прозрачный.

Откуда в кране вода?

Дети рассаживаются. Возвращается поросенок. Воспитатель обращает

внимание на его чистоту.

Поросенок: Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана!.

- А как вы думаете, откуда она там взялась?(Ответы.)

- А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если

выходит на поверхность, образуется родник.

- А кто из вас пил воду из родника?

- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

Поросенок: Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало

больше? (Напрасно не лить, закрывать краны.)

Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо

вам, что разрешили мне умыться. До свидания.

Поросенок уходит.

Итог занятия.

Воспитатель говорит о госте, напоминает детям, как ему было плохо от

грязной воды и воздуха.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с поросенком больше такого

не случилось? (Ответы.)

- Надо охранять чистоту воздуха воды, не загрязнять их: не бросать в реки

мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не

жечь в кострах мусор.

Ведь вода и воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья и

людей, и животных, и растений.



В раздел образования