Автор: Дорош Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" городского округа Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическое пособие для преподавателей ДМШ и музыкальных отделений ДШИ
Тема: "О специфике работы над фортепианным ансамблем"
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации городского округа Самара
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования городского округа Самара
«Детская школа искусств № 7»
О специфике работы над фортепианным
ансамблем с учащимися ДМШ и ДШИ
методическое пособие для преподавателей ДМШ
и музыкальных отделений ДШИ
Составитель:
преподаватель фортепиано Дорош Анна Анатольевна
Самара
Жанр фортепианного дуэта имеет свою многолетнюю историю.
Одно время на концертной эстраде существовало два вида фортепианного дуэта
- на одном или двух роялях. В наше время второй вид вытеснил первый: мы не
встречаем уже на эстраде пианистов, играющих в четыре руки на одном
инструменте, как это бывало во время концертирования Листа и Рубинштейна .
Игра в четыре руки на одном фортепиано в настоящее время
практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования и учебных
занятий.
Фортепианный дуэт на двух роялях получил своё распространение не
случайно - в нем преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой
партнеров, каждый из которых имеет в своем распоряжении свой инструмент.
Богатейшие возможности фортепиано еще более расширяются, и это привлекло
внимание многих композиторов.
Есть еще одна форма фортепианного ансамбля - восьми ручная игра на
двух фортепиано. Объединение в ансамбле четырех участников способствует
развитию чувства коллективной ответственности еще в большей степени, чем
игра в дуэте.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на
специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей
целью популяризацию симфонической музыки.
Превосходные сочинения для одного фортепиано в четыре руки
написали Моцарт, Шуман, Равель, Рахманинов. Но концертный репертуар для
двух фортепиано в четыре руки более богат и разнообразен. Здесь и
произведения Баха, Листа, Грига, Дебюсси, Шостаковича и т.д.
Прослушать какое-либо симфоническое произведение и проиграть его
самому - вещи разные. Более глубокое ознакомление с произведением получает
человек,
когда
он
сам
его
проиграет
на
инструменте.
Проигрывание
симфонического
произведения
в
четырехручном
или
восьми
ручном
переложении
для
фортепиано
даёт
возможность
творчески
воссоздать
симфоническую музыку.
Наиболее
распространенная
форма
фортепианного
ансамбля,
используемая в учебной работе музыкальных школ - игра в четыре руки на
одном фортепиано.
Участие в ансамбле играет огромную роль в развитии учащихся.
Приучать к ансамблевой игре маленького пианиста необходимо с самых первых
уроков. При игре в классе фортепиано одноголосных пьесок под аккомпанемент
педагога, ученик невольно вслушивается в гармоническую ткань, у него
развивается гармонический слух, повышается интерес к занятиям - ведь на
первых порах он лишен возможности исполнения пьес с сопровождением. Как
раз здесь больше возможности добиться у ученика более полного, сочного
звука.
В «Школе игры на фортепиано» под редакцией Николаева достаточно
таких примеров: «Казачок», «Птичка», «Ходила младешенька по борочку» и т.д.
Игра в ансамбле развивает у детей умение хорошо слушать себя, свою партию и
общее звучание, приучает к коллективному исполнительству .
Постоянная игра в ансамбле способствует развитию устойчивости
ритма и темпа. Ансамблевая игра требует определенных навыков. Отличным
материалом для выработки ансамблевых навыков может служить весь материал,
проходимый в классе. Вот несколько видов такой работы :
Исполнить выученную пьесу или этюд вдвоём (ученик играет
партию одной руки, педагог - другой), обязательно добиваясь
художественного исполнения.
Исполнить
вдвоём
полифоническое
произведение,
хоровую
партитуру.
Работая над пьесой гомофонно - гармонического склада, педагог
может пропеть мелодию под аккомпанемент учащегося или
поручить ученику петь мелодию, а сам исполнит аккомпанемент,
если, конечно, мелодия доступна по диапазону.
К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести
следующие разделы начального обучения:
Особенности посадки и педализации при четырехручном
исполнении на одном инструменте;
Способы достижения синхронности при взятии и снятии
звука;
Равновесие звучания в удвоениях и аккордах,
разделенных между партнерами ;
Согласование приёмов звукоизвлечения ;
Передача голоса от партнера к партнеру ;
Соразмеренность в сочетании нескольких голосов,
исполняемых разными партиями;
Соблюдение общности ритмичного пульса .
При четырехручной игре на одном рояле отличие от сольного исполнения
начинается с посадки, т.к. каждый имеет в своём распоряжении только
половину клавиатуры.
Партнёры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти,
чтобы не мешать друг другу, а при перекрещивающемся голосоведении один
локоть под другим.
Кто должен педализировать? Педализирует исполнитель партии
Secondo , т.к. эта партия (бас, гармония) - фундамент мелодии и исполнитель
этой второй партии должен внимательно слушать своего товарища и учитывать
его исполнительские интересы. Умение слушать не только то , что сам играет, а
одновременно и то, что играет партнер т.е. общее звучание обеих партий есть
основа совместного исполнительства.
Сольное исполнение приучает пианиста к «слушанию» себя. В
ансамбле недостаточно сказать ученику «Ты не слушаешь партнера». Это
приведет к раздвоению («я» и «он»), нужно слушать не себя и не его, а общее
звучание ансамбля. И поэтому это замечание педагога надо понимать только
так: «Ты не слушаешь, что у вас вместе получается». Неумение слушать общее
звучание сказывается уже на самой позе ученика: «уткнувшись» в клавиатуру,
он следует за движениями своих пальцев.
Полезно учащемуся, исполняющему вторую партию ничего не играя,
только педализировать играющему первую партию. При этом обнаруживается
насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Затем
поменять учеников местами.
Часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается из-за
отсутствия навыков переворачивания страниц и отсчета длительных пауз.
Учащиеся
должны
установить
кому
удобнее
перевернуть
страницу
в
зависимости от занятости рук; в случае, если нет свободной руки надо
определить какой пропуск в нотном тексте будет наименьшей потерей .
Важным моментом в ансамблевой игре являются длительные
паузы в одной из партий. Самый эффективный способ преодолеть ненужное
напряжение и боязнь пропустить момент вступления - проиграть звучащую у
партнера музыку.
Начать вместе играть - казалось бы самая простая вещь. Однако
синхронное взять два звука требует большой тренировки и взаимопонимания.
Существующая манера давать затакт, командуя «три - четыре» - неверна. При
исполнении за одним или двумя параллельно стоящими инструментами когда
руки каждого видны другому - легким движением кисти, кивком головы или с
помощью знака глазами в тех случаях, когда рука не видна. Полезно
посоветовать одновременно с этим жестом обоим взять дыхание. Каждый из
партнеров должен уметь делать ауфтакт. Если ауфтакт резкий, то значит
произведение
зазвучит
энергично,
совсем
по-другому
-
движение
на
колыбельную. У партнеров должно быть единое ощущение темпа (просчитать
следует пустой такт ).
Важно обратить внимание на то, что должно быть синхронное начало
и синхронное окончание («снятие» звука): «Лохматые» аккорды загрязняют
паузы производят неприятное впечатление. Распространенным недостатком
является недооценка выразительного значения паузы. Необходимо добиваться
равновесия звучания отдельных звуков у обоих партнеров. С первых же тактов
исполнения в ансамбле требует от учеников договоренности о приёме
извлечения звука, к общей цели они должны идти общим путем. Они должны
уметь передать друг другу «из рук в руки» пассажи, мелодию и т.д. Учиться
подхватывать незаконченную фразу и передать ее партнеру, не разрывая.
Наиболее распространенным недостатком ученического исполнения является
динамическое однообразие : все играют mF и F_. Редко слышишь на первых
уроках ансамбля р_
и рр
. Надо объяснить ученикам, что в ансамбле
динамический диапазон не уже, а шире , т.к. двум пианистам можно полнее
использовать клавиатуру, строить более объемные, тяжелые аккорды.
Итак,
еще
не
начав
совместного
исполнения,
ученики
договариваются, кто будет показывать вступление, каков должен бать характер
звучания и с какой силой будет начата пьеса.
Заблаговременно должен быть определен темп. Общность понимания
темпа
- одно из первых условий ансамбля.
Партнеры должны одинаково
чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте и
даже в короткие мгновения ему предшествующие . Можно рекомендовать при
разучивании
просчитать
в
соответствующем
темпе
«пустой
такт».
В
дальнейшем это становится излишним.
О ритме. Ритмические недочеты в ансамбле нарушают целостность
впечатления, могут быть причиной «аварии» при выступлении. Ансамбль
требует от учеников уверенного, безупречного ритма. В ансамбле ритм должен
быть коллективным.
Воспитание коллективного ритма
- важнейшая задача
ансамблевой
игры.
Работа
начинается
с
устранения
индивидуальных
недостатков в исполнении партнеров. Наиболее распространенным недостатком
учащихся является отсутствие чёткости ритма и его устойчивости. Искажение
ритмичного рисунка чаще всего встречается в сочетании восьмых с триолями, в
пунктирном ритме, при изменении темпа и т.п. Исправляя такую ошибку у
одного из учащихся, надо обратить внимание на эту ошибку и его партнера.
Отсутствие
ритмичной
устойчивости
часто
связано
с
тенденцией
к
ускорению.
Обычно
это
бывает
при
нарастании
силы
звучности
-
эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс.
Технические трудности вызывают желание скорее «проскочить»
опасные такты. Или же, преодолевая трудности, ученик замедляет темп . Если
же оба ученика страдают этим недостатком , то возникает accelerando , которое
ведет партнеров к катастрофе . Если же этот недостаток присущ только одному
ученику , то второй оказывается помощником преподавателя .
При
работе
над
ансамблем
возникает
задача
-
воспитания
коллективного
ритма
чёткого,
устойчивого
—
необходимого
качества
артистичного ансамблевого исполнения. Она может быть решена только путем
настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического
развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения.
Работу над фортепианным ансамблем следует начинать с первого года
обучения.
Вот несколько вариантов этой работы:
Сыграть выученную пьесу или этюд вдвоём - ученик
правой, а педагог - левой рукой и наоборот, обязательно
добиваясь
художественности
исполнения.
Или
два
ученика , выучивших эту пьесу - так же могут сыграть
ансамблем .
Во время работы над пьесой вариационной формы -
играть
или
петь
тему
под
исполнение
вариаций
учеником, заставляя его следовать всем особенностям
исполнения темы педагогом и добиваясь полноценного
ансамбля.
Работу
можно
проводить
и
на
полифонических пьесах .
На уроках ансамблей следует вырабатывать у детей творческую
активность и самостоятельность (пусть партнеры поспорят между собой
обменяются мнениями). Дети духовно общаются, когда собираются вместе
попеть, поиграть. Игра в ансамбле воспитывает чувство коллективизма,
ответственности.
В последние годы стало больше внимания уделяться ансамблевой
игре: больше выпускается сборников по ансамблям для начинающих, где
ребенок, извлекая один - два звука в ансамбле с педагогом погружается в мир
музыки. Даже в уже «старых» сборниках таких, как «Современный пианист»,
«Музыкальные картинки», «Путь к музицированию», «Ребенок за роялем» - все
песни даются с хорошими стихами, хорошими указаниями, как исполнять
(«завораживающе», светло , дерзко и т.д. ) - это интересно и понятно ребенку.
Принципы работы над ансамблем опираются на основные принципы
работы над музыкальным произведением.
Игра в ансамбле - развивает у детей творческое желание музицировать
и подбирать, развивать гармонический слух и полифоническое мышление,
помогает в сольфеджио, в изучении музыкальной литературы, расширяет
кругозор, хорошо развивает чувство ритма.
Когда
учащийся
впервые
получит
удовольствие
от
совместно
выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва,
объединенных усилий, взаимной поддержки, - можно считать, что занятия в
классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще
далеко от совершенства - это не должно смущать педагога, все можно
выправить дальнейшей работой.
Ценно другое - преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста,
пианист почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.