Напоминание

"О специфике работы над фортепианным ансамблем"


Автор: Дорош Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" городского округа Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическое пособие для преподавателей ДМШ и музыкальных отделений ДШИ
Тема: "О специфике работы над фортепианным ансамблем"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации городского округа Самара

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования городского округа Самара

«Детская школа искусств № 7»

О специфике работы над фортепианным

ансамблем с учащимися ДМШ и ДШИ

методическое пособие для преподавателей ДМШ

и музыкальных отделений ДШИ

Составитель:

преподаватель фортепиано Дорош Анна Анатольевна

Самара

Жанр фортепианного дуэта имеет свою многолетнюю историю.

Одно время на концертной эстраде существовало два вида фортепианного дуэта

- на одном или двух роялях. В наше время второй вид вытеснил первый: мы не

встречаем уже на эстраде пианистов, играющих в четыре руки на одном

инструменте, как это бывало во время концертирования Листа и Рубинштейна .

Игра в четыре руки на одном фортепиано в настоящее время

практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования и учебных

занятий.

Фортепианный дуэт на двух роялях получил своё распространение не

случайно - в нем преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой

партнеров, каждый из которых имеет в своем распоряжении свой инструмент.

Богатейшие возможности фортепиано еще более расширяются, и это привлекло

внимание многих композиторов.

Есть еще одна форма фортепианного ансамбля - восьми ручная игра на

двух фортепиано. Объединение в ансамбле четырех участников способствует

развитию чувства коллективной ответственности еще в большей степени, чем

игра в дуэте.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на

специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей

целью популяризацию симфонической музыки.

Превосходные сочинения для одного фортепиано в четыре руки

написали Моцарт, Шуман, Равель, Рахманинов. Но концертный репертуар для

двух фортепиано в четыре руки более богат и разнообразен. Здесь и

произведения Баха, Листа, Грига, Дебюсси, Шостаковича и т.д.

Прослушать какое-либо симфоническое произведение и проиграть его

самому - вещи разные. Более глубокое ознакомление с произведением получает

человек,

когда

он

сам

его

проиграет

на

инструменте.

Проигрывание

симфонического

произведения

в

четырехручном

или

восьми

ручном

переложении

для

фортепиано

даёт

возможность

творчески

воссоздать

симфоническую музыку.

Наиболее

распространенная

форма

фортепианного

ансамбля,

используемая в учебной работе музыкальных школ - игра в четыре руки на

одном фортепиано.

Участие в ансамбле играет огромную роль в развитии учащихся.

Приучать к ансамблевой игре маленького пианиста необходимо с самых первых

уроков. При игре в классе фортепиано одноголосных пьесок под аккомпанемент

педагога, ученик невольно вслушивается в гармоническую ткань, у него

развивается гармонический слух, повышается интерес к занятиям - ведь на

первых порах он лишен возможности исполнения пьес с сопровождением. Как

раз здесь больше возможности добиться у ученика более полного, сочного

звука.

В «Школе игры на фортепиано» под редакцией Николаева достаточно

таких примеров: «Казачок», «Птичка», «Ходила младешенька по борочку» и т.д.

Игра в ансамбле развивает у детей умение хорошо слушать себя, свою партию и

общее звучание, приучает к коллективному исполнительству .

Постоянная игра в ансамбле способствует развитию устойчивости

ритма и темпа. Ансамблевая игра требует определенных навыков. Отличным

материалом для выработки ансамблевых навыков может служить весь материал,

проходимый в классе. Вот несколько видов такой работы :

Исполнить выученную пьесу или этюд вдвоём (ученик играет

партию одной руки, педагог - другой), обязательно добиваясь

художественного исполнения.

Исполнить

вдвоём

полифоническое

произведение,

хоровую

партитуру.

Работая над пьесой гомофонно - гармонического склада, педагог

может пропеть мелодию под аккомпанемент учащегося или

поручить ученику петь мелодию, а сам исполнит аккомпанемент,

если, конечно, мелодия доступна по диапазону.

К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести

следующие разделы начального обучения:

Особенности посадки и педализации при четырехручном

исполнении на одном инструменте;

Способы достижения синхронности при взятии и снятии

звука;

Равновесие звучания в удвоениях и аккордах,

разделенных между партнерами ;

Согласование приёмов звукоизвлечения ;

Передача голоса от партнера к партнеру ;

Соразмеренность в сочетании нескольких голосов,

исполняемых разными партиями;

Соблюдение общности ритмичного пульса .

При четырехручной игре на одном рояле отличие от сольного исполнения

начинается с посадки, т.к. каждый имеет в своём распоряжении только

половину клавиатуры.

Партнёры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти,

чтобы не мешать друг другу, а при перекрещивающемся голосоведении один

локоть под другим.

Кто должен педализировать? Педализирует исполнитель партии

Secondo , т.к. эта партия (бас, гармония) - фундамент мелодии и исполнитель

этой второй партии должен внимательно слушать своего товарища и учитывать

его исполнительские интересы. Умение слушать не только то , что сам играет, а

одновременно и то, что играет партнер т.е. общее звучание обеих партий есть

основа совместного исполнительства.

Сольное исполнение приучает пианиста к «слушанию» себя. В

ансамбле недостаточно сказать ученику «Ты не слушаешь партнера». Это

приведет к раздвоению («я» и «он»), нужно слушать не себя и не его, а общее

звучание ансамбля. И поэтому это замечание педагога надо понимать только

так: «Ты не слушаешь, что у вас вместе получается». Неумение слушать общее

звучание сказывается уже на самой позе ученика: «уткнувшись» в клавиатуру,

он следует за движениями своих пальцев.

Полезно учащемуся, исполняющему вторую партию ничего не играя,

только педализировать играющему первую партию. При этом обнаруживается

насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Затем

поменять учеников местами.

Часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается из-за

отсутствия навыков переворачивания страниц и отсчета длительных пауз.

Учащиеся

должны

установить

кому

удобнее

перевернуть

страницу

в

зависимости от занятости рук; в случае, если нет свободной руки надо

определить какой пропуск в нотном тексте будет наименьшей потерей .

Важным моментом в ансамблевой игре являются длительные

паузы в одной из партий. Самый эффективный способ преодолеть ненужное

напряжение и боязнь пропустить момент вступления - проиграть звучащую у

партнера музыку.

Начать вместе играть - казалось бы самая простая вещь. Однако

синхронное взять два звука требует большой тренировки и взаимопонимания.

Существующая манера давать затакт, командуя «три - четыре» - неверна. При

исполнении за одним или двумя параллельно стоящими инструментами когда

руки каждого видны другому - легким движением кисти, кивком головы или с

помощью знака глазами в тех случаях, когда рука не видна. Полезно

посоветовать одновременно с этим жестом обоим взять дыхание. Каждый из

партнеров должен уметь делать ауфтакт. Если ауфтакт резкий, то значит

произведение

зазвучит

энергично,

совсем

по-другому

-

движение

на

колыбельную. У партнеров должно быть единое ощущение темпа (просчитать

следует пустой такт ).

Важно обратить внимание на то, что должно быть синхронное начало

и синхронное окончание («снятие» звука): «Лохматые» аккорды загрязняют

паузы производят неприятное впечатление. Распространенным недостатком

является недооценка выразительного значения паузы. Необходимо добиваться

равновесия звучания отдельных звуков у обоих партнеров. С первых же тактов

исполнения в ансамбле требует от учеников договоренности о приёме

извлечения звука, к общей цели они должны идти общим путем. Они должны

уметь передать друг другу «из рук в руки» пассажи, мелодию и т.д. Учиться

подхватывать незаконченную фразу и передать ее партнеру, не разрывая.

Наиболее распространенным недостатком ученического исполнения является

динамическое однообразие : все играют mF и F_. Редко слышишь на первых

уроках ансамбля р_

и рр

. Надо объяснить ученикам, что в ансамбле

динамический диапазон не уже, а шире , т.к. двум пианистам можно полнее

использовать клавиатуру, строить более объемные, тяжелые аккорды.

Итак,

еще

не

начав

совместного

исполнения,

ученики

договариваются, кто будет показывать вступление, каков должен бать характер

звучания и с какой силой будет начата пьеса.

Заблаговременно должен быть определен темп. Общность понимания

темпа

- одно из первых условий ансамбля.

Партнеры должны одинаково

чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте и

даже в короткие мгновения ему предшествующие . Можно рекомендовать при

разучивании

просчитать

в

соответствующем

темпе

«пустой

такт».

В

дальнейшем это становится излишним.

О ритме. Ритмические недочеты в ансамбле нарушают целостность

впечатления, могут быть причиной «аварии» при выступлении. Ансамбль

требует от учеников уверенного, безупречного ритма. В ансамбле ритм должен

быть коллективным.

Воспитание коллективного ритма

- важнейшая задача

ансамблевой

игры.

Работа

начинается

с

устранения

индивидуальных

недостатков в исполнении партнеров. Наиболее распространенным недостатком

учащихся является отсутствие чёткости ритма и его устойчивости. Искажение

ритмичного рисунка чаще всего встречается в сочетании восьмых с триолями, в

пунктирном ритме, при изменении темпа и т.п. Исправляя такую ошибку у

одного из учащихся, надо обратить внимание на эту ошибку и его партнера.

Отсутствие

ритмичной

устойчивости

часто

связано

с

тенденцией

к

ускорению.

Обычно

это

бывает

при

нарастании

силы

звучности

-

эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс.

Технические трудности вызывают желание скорее «проскочить»

опасные такты. Или же, преодолевая трудности, ученик замедляет темп . Если

же оба ученика страдают этим недостатком , то возникает accelerando , которое

ведет партнеров к катастрофе . Если же этот недостаток присущ только одному

ученику , то второй оказывается помощником преподавателя .

При

работе

над

ансамблем

возникает

задача

-

воспитания

коллективного

ритма

чёткого,

устойчивого

необходимого

качества

артистичного ансамблевого исполнения. Она может быть решена только путем

настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического

развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения.

Работу над фортепианным ансамблем следует начинать с первого года

обучения.

Вот несколько вариантов этой работы:

Сыграть выученную пьесу или этюд вдвоём - ученик

правой, а педагог - левой рукой и наоборот, обязательно

добиваясь

художественности

исполнения.

Или

два

ученика , выучивших эту пьесу - так же могут сыграть

ансамблем .

Во время работы над пьесой вариационной формы -

играть

или

петь

тему

под

исполнение

вариаций

учеником, заставляя его следовать всем особенностям

исполнения темы педагогом и добиваясь полноценного

ансамбля.

Работу

можно

проводить

и

на

полифонических пьесах .

На уроках ансамблей следует вырабатывать у детей творческую

активность и самостоятельность (пусть партнеры поспорят между собой

обменяются мнениями). Дети духовно общаются, когда собираются вместе

попеть, поиграть. Игра в ансамбле воспитывает чувство коллективизма,

ответственности.

В последние годы стало больше внимания уделяться ансамблевой

игре: больше выпускается сборников по ансамблям для начинающих, где

ребенок, извлекая один - два звука в ансамбле с педагогом погружается в мир

музыки. Даже в уже «старых» сборниках таких, как «Современный пианист»,

«Музыкальные картинки», «Путь к музицированию», «Ребенок за роялем» - все

песни даются с хорошими стихами, хорошими указаниями, как исполнять

(«завораживающе», светло , дерзко и т.д. ) - это интересно и понятно ребенку.

Принципы работы над ансамблем опираются на основные принципы

работы над музыкальным произведением.

Игра в ансамбле - развивает у детей творческое желание музицировать

и подбирать, развивать гармонический слух и полифоническое мышление,

помогает в сольфеджио, в изучении музыкальной литературы, расширяет

кругозор, хорошо развивает чувство ритма.

Когда

учащийся

впервые

получит

удовольствие

от

совместно

выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва,

объединенных усилий, взаимной поддержки, - можно считать, что занятия в

классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще

далеко от совершенства - это не должно смущать педагога, все можно

выправить дальнейшей работой.

Ценно другое - преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста,

пианист почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.



В раздел образования