Автор: Ищанова Валиха Жауедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Д/с № 117 п.о" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогррск
Наименование материала: Статья
Тема: " Праздник песка"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Праздник песка»
Игры с песком направлены на развитие творческого мышления,
воображения, произвольного внимания, снижают тревожность и
агрессивность, застенчивость и замкнутость, формируют навыки
общения,
позволяют
ребенку
научиться
высказывать
свои
ощущения при прикосновении с песком.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший
в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром
и
самим
собой,
способ
снятия
внутреннего
напряжения,
воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что
повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному
подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность,
собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого
ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может
выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят
игры
с песком.
Проигрывая
взволновавшие
его
ситуации
с
помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного
мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое
главное — он приобретает бесценный опыт символического
разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей
сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения
психологов
показывают,
что
именно
первые
совместные
игры
детей
в
песочнице
могут
наглядно
показать родителям особенности
поведения
и
развития
их
детей. Родители
видят,
что
ребенок
становится
излишне
агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может
стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу
дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели
стандартные формы обучения.
Играя с песком, у ребенка усиливается желание узнавать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице
мощно
развивается
тактильная
чувствительность
как
основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично
и
интенсивно
развиваются
все
познавательные
функции
(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и
моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную
энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для игры в
песочном ящике или песочнице:
Упражнение "Волшебный песок".
Цель:
развитие
тактильно-кинетической
чувствительности,
снятие эмоционального напряжения.
Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.
Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в
него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о
своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь
пальчики).
Пропусти
между
пальчиками,
чувствуется
тепло
собственных рук. Приятные воспоминания (чувства)охватывают
тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и
ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделиться
ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по
ней. А помогут нам игры".
Упражнения на восстановление сниженного и утраченного
тактильного ощущения:
•
скользи
ладонями
по
поверхности песка,
выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);
• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами
ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди
сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка,
травинка, дерево, ежик);
• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно
правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три,
четыре и т. д.)
• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или
компьютера
• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить,
наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф
• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только
шевеля пальцами и сдувая песчинки
Анализ упражнений: - Что ты чувствовал при работе с песком?;
Тебе было приятно или нет?; Понимал ли ты мою инструкцию?;
Что легче говорить, или понимать (чувствовать).
Упражнение "Отпечатки наших рук".
Цель: учить совместному действию
Задача: оценить собственные ощущения
На ровной поверхности пескаребенок и взрослый по очереди
делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои
ощущения.
Взрослый
начинает
игру,рассказывает
о
своих
ощущениях:
"Мне
приятно.
Я
чувствую
прохладу (или
тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие
песчинки. А что чувствуешь ты? "
Упражнение"Песочный дождик".
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный
дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете
устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из
своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение "Необыкновенные следы".
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой
надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по
поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными
пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных
направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами,
имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки
в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки
здороваются").