Автор: Генаева Татьяна Альбертовна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО
Населённый пункт: город Ногинск, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное
Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся на уроках
литературы (Из опыта работы)
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом
зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и
качество подготовки учащихся. Обучение не может быть полноценным без
регулярной и объективной информации о том, как усваивается детьми
материал, как они применяют полученные знания для решения практических
задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися
устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику
усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой
знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие
коррективы в организацию учебного процесса. Он имеет место на всех
стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения
какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть
проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний
учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по
данной программе, предмету.
Различают следующие формы и методы традиционного контроля:
Устный опрос.
Письменный контроль.
Зачет.
Тематические зачеты
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа.
Тест.
Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный
процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда
подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они
предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать учащихся,
можно использовать нетрадиционные методы как преподавания, так и
контроля.
За последние годы в методической литературе появляются описания
разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный
интерес. В последнее время много внимания уделяется моделированию
уроков инновационного типа. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на
занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного
курса, что способствует повышению качества предмета
.
На уроках возможны
короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме
выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в
основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
- Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.
Например: Творческая работа «Интервью с Евгением Васильевичем
Базаровым» Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но
и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию,
своеобразия его языка.
При работе с поэтическим текстом учащимся предлагаю следующие задания:
- определи автора (жанр). Такое задание удобно для проверки, поскольку
его объем невелик, но при этом оно требует интенсивной работы учащихся.
Например, при изучении поэзии начала 19 века можно использовать такое
задание: Приведены отрывки из произведений трех русских поэтов Пушкина,
Лермонтова, Жуковского. Определите, кому какой отрывок принадлежит.
Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу.
Автор
Под каким номером отрывок
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Для успешного выполнения задания
требуется и языковая интуиция, и
умение анализировать. Таким образом,
оно является не только
контролирующим, но и обучающим.
- расположи по порядку. Это задание
комбинаторного типа, позволяющее
выявить глубину и полноту знаний
учащихся по всей теме. Например, при
изучении творчества А. С. Пушкина.
Задание. Перед вами несколько
стихотворений русских поэтов 20
столетия, посвященных А.С. Пушкину.
Прочитайте их, определите, о каком
периоде жизни поэта идет речь.
Расположите произведения в таком
порядке, чтобы получился
своеобразный поэтический рассказ о
Пушкине. Объясните установленный
вами порядок. Ответ оформите в виде
следующей таблицы.
Задание: Соотнесите имя персонажа и описание его комнаты:
Задание:- назвать автора, произведение, героев:
1
вопрос
Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива влюблена в
другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может
пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взять да и
объявить его сумасшедшим. Узнав об этом, он возмущается. Какими
словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь
мило пошутить. (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума»)
2 вопрос
Шкурные интересы берут вверх, казалось бы, над вечными
чувствами человека – добротой и милосердием, честью и бескорыстием. В
восьмом часу вечера в своей квартире обнаружены 2 трупа –
шестидесятилетней Алёны Ивановны и её сестры. Злоумышленник похитил
также золотые изделия. Через некоторое время преступник (им оказался
молодой человек, бросивший университет и нигде не работающий) сам
явился с повинной и признался в совершённом злодеянии. Осуждён на 8лет. В
места не столь отдалённые его сопровождает девица лёгкого поведения.
(Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание»)
3 вопрос
В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, не красавец, но
и не дурной наружности, для создания семьи мечтает о женщине, умеющей
создать домашний уют. Намерен заняться предпринимательством. Делая
деньги из воздуха, можно получить не менее 20 тысяч дохода. Но в мире
бизнеса трудно удержаться на плаву. Некие Н. и К. выдают его
коммерческую тайну. В результате приходит конец не только
предпринимательству, но и начавшимся разговорам о женитьбе.(Н.В.Гоголь
Поэма «Мёртвые души»)
4 вопрос
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Но и одного иногда иметь
полезно. Друг может стать управляющим имения. Может даже после
смерти друга заняться воспитанием его детей. А что остаётся герою?
Самое драгоценное в жизни- сон, покой, красивые мечты, лежание на
диване. Есть правда и неприятный момент- друг может стать и мужем
его невесты. (И.А.Гончаров Роман «Обломов»)
5 вопрос
Одна очаровательная особа поступает не совсем прилично.
Влюбившись в красивого молодого человека, бросает семью – сына и мужа,
естественно , не столь молодого и красивого. Любовь молодого человека
оказалась недолговременной, что очень разочаровало особу. Возникает
вопрос – а куда смотрела общественность? Общественность в лице
высшего света действовала в нужном направлении. Но когда на уме одна
любовь, даже общественность бессильна. Итог- трагичен. (Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина»)
6 вопрос
Ветреный молодой человек едет скучать в деревню, где знакомится
с провинциальной дурнушкой. Она влюбляется в него. Он раздражён и учит
её жизни. Она не растерялась, приняла его советы за жизненное кредо и
вышла замуж за богатого. Он у разбитого корыта. (А.С.Пушкин Роман
«Евгений Онегин»)
7 вопрос
Она весела, наивна, доверчива. Влюбилась в одного, он уехал за
границу на целый год. Изменяет жениху, влюбившись в другого – ловеласа,
интригана. Жених от неё отказывается. Но третий не заставляет себя
долго ждать и появляется как пирог из печи. Она добилась своего – вышла
замуж и стала многодетной матерью. (Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»)
8 вопрос
Они довольно пожилые, но непрактичные. Из – за тунеядства и
лени остались без родного дома и богатой растительности, удивляющей
своей красотой всю округу. Уезжая, они впопыхах оставляют слугу в доме
на голодную смерть. (А.П.Чехов Пьеса «Вишнёвый сад»)
Задание: «Кому принадлежат слова?» - назвать автора, произведение, героя
Задание: Найдите в этой литературной истории названия 17 произведений
русской литературы. Не забудьте указать авторов.
«Однажды накануне воскресенья братья карамазовы в шинелях и три
сестры Обломова: Светлана, Ася, Машенька – после бала отправились на
Невский проспект встречать белые ночи. Но началась гроза. Что делать?
Бедная Лиза простудилась и попала в палату №6. Кто виноват?»
Задание: Назовите литературного героя по его словесному портрету, из
какого произведения герой и кто автор.
Задание: На парте лежат карточки с именами авторов и отдельно – с
названиями произведений (Задача – за 2-3 минуты составить как можно
больше правильных пар)
Интересными являются задания, требующие знаний биографии литераторов.
Например, « Многие известные литераторы были выпускниками
Московского университета либо учились там какое-то время. О каких
писателях и поэтах рассказывается в представленных ниже
биографических справках?
1.После окончания университета со степенью кандидата словесных наук
этот литератор поступил на службу в Государственную коллегию
иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при
Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого момента его связь с
русской литературной жизнью надолго прерывается.
2. С 15-летнего возраста этот литератор был зачислен в Московский
университет, но закончил свое обучение в Петербургском университете.
Кроме того, два года слушал лекции в Берлинском университете. Хотел
стать преподавателем философии. После сдачи в Петербургском
университете экзаменов на степень магистра философских наук пришел к
выводу, что наука не его призвание.
3. До 14 лет у этого литератора была другая фамилия. Но потом произошло
событие, омрачившее его жизнь на долгие годы. Из носителя именитой
фамилии он превратился в безвестного иностранца сомнительного
происхождения. Будущий литератор учился на историко-филологическом
факультете Московского университета, стыдясь своей фамилии. Прошло
много лет, прежде чем он смог вернуть свою фамилию.
Задание: Установите соответствие между датой рождения и фамилией
писателя (поэта).
1870
1880
1895
1892
1868
1893
1889
1891
1905
Шолохов, Булгаков, Горький, Бунин, Цветаева, Куприн, Мандельштам, Блок,
Пастернак, Маяковский, Ахматова, Есенин.
Задание: ознакомьтесь с первоначальными вариантами заглавий
произведений. Каковы их окончательные названия?
«Три поры», «Поле Бородино», «Два поколения», «Пьяненькие»
Для повторения литературоведческих терминов можно использовать
следующие задания: «Дополните высказывания, вписав необходимый
литературоведческий термин»
А) Литературное течение русской поэзии начала 20 века, для которого
характерны ясность, точность поэтического слова, отчетливость и
определенность образов, изображение предметного мира, земной красоты, -
это…
Б) Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – это…
В) Образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме и
допускающий многозначность толкования – это…
Задание: Соотнесите название модернистского течения начала века и
основные принципы, присущие ему:
А) символизм 1) отказ от мистической туманности, стремление к
конкретности, красочности, предметности образов
Б) акмеизм 2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически
прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора
В) футуризм 3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения,
экпериментаторство в области ритмики и рифмы
Игра. В последнее время все большее распространение получают игровые
методы обучения. Достоинство игры в том, что через эмоции, сопереживания
внимание учащихся лучше усваивается и закрепляется учебный материал.
Нпр., на мероприятии «Бал литературных героев» студенты смогли ещё
раз почувствовать себя на месте героев изученных произведений. Надев
«маску» того или иного персонажа, ребята должны были выступить с
монологами и диалогами персонажей, а сидящие в зале зрители определить
этих героев, ответить на вопросы ведущего.
Интерес к учебной деятельности у школьников возрастает, если они
включены в игровую ситуацию. В игре учащиеся действуют по внутреннему
побуждению. Естественно, литературные тесты, игры - это только
фрагменты урока, они вводятся в определённую часть урока в соответствии
Конференция. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным
свидетельством освоения изучаемого материала является способность
учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно
проводить урок-конференцию. Урок-конференция - это своеобразный диалог
по обмену информацией. Например, была проведена конференция после
изучения темы «Литература ВОВ» под названием «Великая Отечественная
война в художественных призведениях».Такая форма урока требует
тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием
по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые
хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа
стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате
работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Исследовательские работы могут быть использованы на уроках по
изучению художественного мастерства, творческой лаборатории писателя
или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как
домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.
Такую форму контроля использую тогда, когда нужно проанализировать
язык художественного произведения, поговорить о средствах
художественной выразительности. Например, на уроке по теме «Роль
изобразительно-выразительных средств в рассказе Бунина «Красавица» для
выяснения авторского замысла» студенты сами делают вывод и находят
этому подтверждение при анализе творческого метода автора.
В течение последних лет провели следующие учебно-исследовательские
работы: «Тема медицины на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и
дети»; «Мотив табакокурения в литературе». Интересной оказалась работа
«Отражение упадка дворянства в русской живописи и в пьесе А. П. Чехова
«Вишневый сад», т. к. были привлечены знания по живописному мастерству.
Такие виды контроля учат более глубокому, осознанному восприятию
художественного текста и позволяет учителю проверять знания в области
литературоведческого и лингвистического анализа.
Ассоциативный кроссворд. Если необходимо проверить, усвоен ли
фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и
творчества писателя, вводные уроки), можно использовать подобный
кроссворд (или криптограмму), вписывая в клеточки подготовленной
«решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой
теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя,
ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались
произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по
горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа
напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый
взгляд, не образуют слова. Достаточно найти хотя бы одно знакомое слово,
зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда
найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им
толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
Каждый учебный год я использую такой метод проверки знаний, как
театральная иллюстрация – это не просто умело подобранный отрывок из
текста, а сконструированный или специально созданный учителем текст,
который органично войдет в канву интерактивного урока. Это создает
ситуацию общения, позволяет включить в подготовку урока студентов,
которые выразительно прочтут или сыграют текст. Создавая такую
иллюстрацию, надо опираться на средства художественного языка и законы
театрального искусства. Например, вместо обычного рассказа учителя или
пересказа материала учебника учениками, на итоговом уроке, посвященном
роману Тургенева «Отцы и дети», можно дать слово самим литературным
героям. Тогда Базаров сможет рассказать о своих нигилистических взглядах,
Анна Одинцова расскажет о своих чувствах к герою и сама объяснит выбор
жизненного пути. Подобную практику использования данного метода я
использую каждый год на своих уроках.
На уроках, посвященных творчеству М. Цветаевой, согласно сценарию,
рассказывают о биографии и творчестве поэта сами студенты, читают стихи
и стараются передать атмосферу, в которой жила писательница. Данный
сценарий был использован в конкурсе чтецов, проведенный в 2017 году.
Изучая пьесу А. Н. Островского «Гроза», студенты разыгрывают
инсценировки некоторых сцен, пробуют себя в роли главных героев.
Заканчивая свою статью, хочу сказать, что нетрадиционные формы
проведения контроля знаний позволяют не только поднять интерес учащихся
к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Преподаватель литературы Генаева Т. А.