Автор: Волкова Вероника Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №4 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Тутаев, Ярославская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Служба примирения в школе: за и против"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №4
«Центр образования»
Эссе на тему
«Служба примирения в школе: за и против»
Автор: Волкова В.В.,
куратор школьной службы примирения
г. Тутаев, 2021 год
«…Конфликты! Они повсюду, они касаются всего, что мы делаем, всех, с
кем мы общаемся, но самое смешное то, что все споры по сути одинаковы. Два
человека кричат, обвиняют друг друга, избегают и при этом боятся сказать друг
другу о своих чувствах. Просто поговорите, когда хочется сбежать, откройтесь,
когда хочется напасть, это же так просто, так очевидно, но в то же время так
тяжело…»
Нельзя не согласится с главной героиней философского телесериала
«Быть Эрикой». Правда? Действительно, я, например, не знаю таких людей,
которые за свою жизнь не сталкивались с понятием конфликта. Что же такое
конфликт?
Давайте рассмотрим классическое определение: «Конфликт – это
ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и
противоположную по отношению к интересам другой стороны».
Помните картинку, на которой изображены два человека, стоящих на
противоположных сторонах цифры, изображенной на полу? При этом один из
них уверен, что это цифра 6, а другой уверен, что – 9. Они бесконечно могут
спорить и доказывать друг другу свою правоту.
Деятельность службы примирения необходима для того, чтобы убедить
этих двух упрямцев посмотреть на цифру, встав на сторону оппонента. Самое
сложное в нашей деятельности – помочь им разобраться, что теперь делать с
этой правотой. Останется ли каждый при своем мнении или найдут общее
решение?
Для
того,
чтобы
было
принято
общее
решение
необходима
заинтересованность обеих сторон конфликта, в котором участники имеют
право на собственные мысли, убеждения, эмоции, чувства и действия. В этот
момент медиатор выступает как связующее звено, которое регулирует
эмоциональный фон сторон, являясь сдерживающим фактором сильных,
негативных
эмоций,
гарантом
соблюдения
правил
поведения
всеми
участниками медиации, что помогает создать благоприятную безопасную среду
для налаживания коммуникации между конфликтующими.
Соглашаясь и приходя на встречу, оппоненты хотят быть услышанными,
получить поддержку здесь и сейчас, что уже на данном этапе продвигает
конфликт
в
сторону
разрешения.
Медиатор
обеспечивает
соблюдение
личностных границ каждого участника, учитывая интересы обеих сторон и
лишь направляет, подводит заинтересованных к поиску взаимовыгодного
решения.
Медиация – это своеобразная школа общения, пройдя которую участники
совершенствуют ряд полезных навыков: навык эффективного поведения в
конфликте,
навык
формулирования
вариантов
выхода
из
сложившейся
ситуации, навык принятия решения, т.е. формирует культуру мирного
конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
И даже в случае, если сторонами не удалось примириться, и они
обратятся к судебной процедуре, опыт участия в процессе медиации позволит
им лучше понять друг друга, оценить свое видение ситуации и будет
способствовать
более
эффективному
разрешению
конфликта
в
рамках
судебного разбирательства.
Подводя итог первой части моего эссе, которую условно назовем «ЗА»,
можно
сделать
следующий
вывод:
медиация
–
это
целенаправленное
вмешательство, в котором конфликтующим помогают не перейти на стадию
взаимного уничтожения, а в комфортных и безопасных условиях достичь
решения, которым останутся довольны все заинтересованные в конфликте
стороны.
Ну и, конечно, медиатор будет преисполнен гордости и удовлетворен
положительным результатом собственной работы.
Было бы прекрасно, если бы на этом мое рассуждение закончилось, но
нам с вами предстоит еще рассмотреть часть под названием «ПРОТИВ».
ИТАК! Совсем недавно одна из моих коллег сказала, что медиация – это
зло, потому что члены педагогического коллектива начали очень умело
применять свои знания о медиации, всех и с любыми проблемами направляя в
службу примирения, ошибочно считая ее панацеей для всех спорных ситуаций.
Да, существует такая опасность! Но, я, как куратор, в самом начале нашей
деятельности на одном из педагогических советов рассказала коллективу с
какими вопросами мы можем работать, а какие из ситуаций педагоги и
классные руководители в силах решить сами.
Например, дети на занятии по робототехнике повздорили, покричали
немного друг на друга, без причинения физического и материального ущерба.
Где здесь случай для медиации? Обычная ежедневная мелкая, да неприятная,
но бытовая ситуация, с которой вполне может справиться педагог, который
наблюдал эту ситуацию.
Если мы будем взваливать на свои плечи мелкие житейские конфликты,
то каждый день нашей работы превратится в бесконечный поток таких
«клиентов» и через какое-то время станет для нас непосильной ношей, что
приведет к эмоциональному выгоранию специалиста.
А вот еще одна опасность нашей деятельности. Очень часто мы, не
задумываясь, сами на себя берем ответственность за принятые решения в ходе
работы с конфликтами, пытаемся контролировать исполнение обязательств,
принятых сторонами. Задумайтесь! Наши ресурсы не бесконечны!
Медиатор должен научиться отстраняться от ситуации и перестать
переживать ее как собственную, т.к. принятые решения не имеют юридической
силы и могут быть не исполнены сторонами.
Я считаю, что медиация – это полезный инструмент в умелых руках. А
вот неопытность, некомпетентность или нежелание работать с данной
ситуацией, именно с этими людьми может привести к эскалации конфликта или
отказу от дальнейшего сотрудничества одной из сторон, что негативно
скажется на эмоциональном состоянии не только обратившегося за помощью,
но и проводившего процедуру, что снизит эффективность его дальнейшей
работы в данном направлении.
Подытожим результаты рассмотрения второй части. Мы с вами видим,
что практически все негативные стороны данной процедуры касаются
«здоровья» медиатора. К медиации нужно относиться как к одной из форм
работы с педагогами, родителями и детьми. Отрицательный исход конфликта
не исключен и воспринимать его необходимо как один из возможных вариантов
развития событий. Понимать, что мы лишь посредники, не примирять на себя
роль сопереживающего, т.к. сохранив наше собственное психологическое и
физическое здоровье, сможем оказать качественную помощь гораздо большему
количеству людей.