Автор: Козлова Анна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДО
Раздел: дошкольное образование
А.А.Козлова
МБДОУ «ДСОВ №101», МО г. Братска
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДО
Главной задачей государственной образовательной политики Рос-
сийской Федерации в условиях модернизации системы образования
является обеспечение современного качества образования, в том числе
и дошкольного.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование
является первым уровнем общего образования [1:30].
Система оценки качества дошкольного образования – это инфор-
мационно-аналитическая основа управления качеством образования на
всех уровнях: региональном, муниципальном, на уровне образователь-
ной организации дошкольного образования.
Цели системы оценки качества дошкольного образования:
1)
установить соответствие качества дошкольного об-
разования:
-требованиям ФГОС ДО;
-потребностям участников образовательных отношений;
2) выработать единый общий подход к пониманию качества до-
школьного образования для обеспечения согласованности деятельно-
сти всех элементов системы образования (образовательных организа-
ций, органов управления образованием, организаций, осуществляю-
щих научно-методическое, методическое, ресурсное и информаци-
онно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и
управления системой образования, оценку качества образования, и
др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение ка-
чественного дошкольного образования [2:164].
На сегодняшний день существует несколько инструментов оцен-
ки качества дошкольного образования:
-Лонгитюдное исследование качества дошкольного образова-
ния;
- Инструментарий оценки качества дошкольного образования
в возрасте от 3 до 7 лет;
- Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО).
Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования
Исследование проводилось с использованием международного
инструмента «Шкалы комплексной оценки качества образования в до-
школьных образовательных организациях ECERS-R». Авторы Шкал
соотносят оценку качества дошкольного образования с образователь-
ной деятельностью и условиями её реализации, которые являются со-
ставляющими понятия «образовательная среда», основное внимание
уделяя потребностям детей и способам удовлетворения этих потребно-
стей.
Инструментарий оценки качества дошкольного образования в
возрасте от 3 до 7 лет
Цель инструментария оценки качества дошкольного образования
– совершенствование подходов к оценке качества дошкольного об-
разования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Предлагается организовывать и проводить оценку качества до-
школьного образования методом педагогического наблюдения, ре-
зультаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты раз-
вития».
Преимущества предлагаемого инструментария в том, что он не
относится к конкретной образовательной программе дошкольного об-
разования и может быть встроен в любой образовательный процесс.
По итогам сведения унифицированных форм «Карты развития» всех
или выборки ДОО можно оценить качество дошкольного образования
по населенному пункту или региону.
Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО)
Цель МКДО: совершенствование системы управления качеством
дошкольного образования Российской Федерации. Формирование си-
стемы надежных данных о качестве дошкольного образования как
основы для развития дошкольных образовательных организаций, му-
ниципальной, региональной и федеральной системы дошкольного об-
разования [3:112].
Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концеп-
ции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней,
так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные,
необходимые для развития муниципальной, региональной и федераль-
ной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов
современного российского дошкольного образования для всех заин-
тересованных лиц.
В 2020 году 4 организаций (ДОУ №5, ДОУ №47, ДОУ №98, ДОУ
№101) города Братска, осуществляющих образовательную деятель-
ность в сфере дошкольного образования, приняли участие в монито-
ринге качества дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в экс-
периментальном режиме. Более 10 организаций Иркутской области,
осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного
образования, приняли участие в мониторинге качества дошкольного
образования для детей от 3 до 7 лет в режиме апробации.
Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван со-
здать информационные условия для управления качеством образова-
ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в
сфере дошкольного образования, выполнения требований нормативно-
правовых актов РФ, а также удовлетворения потребностей физическо-
го или юридического лица, в интересах которого осуществляется об-
разовательная деятельность, сформировать надежную основу для ини-
циатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы до-
школьного образования Российской Федерации в целом.
Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концеп-
ции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней,
так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные,
необходимые для развития муниципальной, региональной и федераль-
ной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов
современного российского дошкольного образования для всех заин-
тересованных лиц.
Модели оценивания объектов мониторинга качества дошкольного
образования включают в себя:
-
Модель внутренней оценки качества дошкольного образования:
- самооценка педагогов ДОО;
- внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг
по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их дея-
тельности ДОО.
- Модель внешней оценки качества дошкольного образования:
- независимую оценку качества образования родителями / закон-
ными представителями воспитанников ДОО;
- внешний экспертный мониторинг качества деятельности ДОО.
Таким образом, оценка качества процесса развития любой систе-
мы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с
состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходи-
мое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в
отдельности должны придти в результате процесса развития, образова-
тельный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни ка-
чественным.
Литература
1.
МКДО 2020. Концепция мониторинга качества дошкольного
образования Российской Федерации / И.Е. Федосова. — Москва: Издательство
«Национальное образование», 2020.— 48 с.
2.
Белая К.Ю., 200 ответов на вопросы заведующих детским садом/
К.Ю. Белая.- М.: Просвещение, 2018.- 393с.
3.
Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность педагога/ С.Г.
Молчанов// Актуальные проблемы управления качеством образования/ Сб.
науч.статей. выпуск 6 (2020): 136с.