Автор: Бородина Елена Михайловна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Белоусовская школа искусств
Населённый пункт: город Белоусово, Жуковский район, Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема освоения предпрофессиональных и общеразвивающих программ в детских школах искусств.
Раздел: дополнительное образование
Проблема освоения предпрофессиональных и
общеразвивающих программ в детских школах искусств.
В 2013 году произошло введение двух программ в сферу обучения в
детских школах искусств. Немного напомню, в чем разница между этими
предпрофессиональными
и
общеразвивающими
программами.
Предпрофессиональная программа предполагает углубленное обучение
предметам за счёт большего количества часов в учебном плане, по
сравнению с общеразвивающей программой. При поступлении на эту
программу ребёнок проходит более тщательный отбор, к выпускникам
предпрофессиональной программы предъявляются высокие требования. Всё
это происходит с целью дальнейшего развития ребенка в выбранном
направлении, получения профессии. У общеразвивающих программ нет
задачи подготовить будущих профессионалов, поэтому на изучаемые
дисциплины отводится меньшее количество времени.
По прошествии
времени, с того момента, когда произошло это введение программ и по
настоящее время, объединив наблюдения учебного и административного
процессов, возникли некоторые размышления на тему – ими и хочу
поделиться.
У процесса освоения учебного материала, будь то игра на музыкальном
инструменте, или сольное пение, есть свои закономерные этапы, которые не
минуют ни начинающих обучаться, ни начинающих и продолжающих
обучать. Эти этапы практически одинаковы:
1 этап – ознакомления с инструментом (или голосовым аппаратом),
приёмами звукоизвлечения на нём,
разучивание мелодии, ритмического
рисунка и т.д. Этап, который занимает, в принципе, ограниченное
количество времени.
2 этап – отработка исполнительских приёмов, работа над техникой,
выразительностью исполнения и т.д. Т.е. этап, который длится практически
всё оставшееся в обучении время. Выбор учебной программы для детей
осуществляется сразу на приемных экзаменах по традиционной методике
без предварительного наблюдения, испытательного периода, глубокой
диагностики. Зачастую это приводит к тому, что многие способные дети
оказываются непринятыми в музыкальную школу, и, наоборот, дети, при
первой поверхностной проверке музыкальных данных показавшие хорошие
результаты, на первом же году обучения не оправдывают ожиданий по
поводу темпов и качества их музыкального развития.
Начинают проявляться такие моменты, как слабая организованность
нервной системы, замедленная интеллектуальная обработка поступающей
информации, сложность координирования исполнительского аппарата и пр.
«неожиданности», которые весьма затрудняют дальнейшее музыкальное
развитие учащегося. И здесь мы начинаем сталкиваться с проявлениями
частичной профнепригодности учащегося. Хотя в общеобразовательной
школе ученик может показывать хорошие результаты. Какие действия в
этом случае было бы логично осуществить? Конечно, если ребёнок пришёл
на предпрофессиональную программу обучения, то, было бы хорошим
шагом предложить родителям перевод на общеразвивающую программу. Но
здесь мы сталкиваемся уже с рекомендациями администраций всех уровней
о сохранении количества учащихся на предпрофессиональных программах
обучения для сохранения отчётности. Если количество учащихся на
предпрофессиональных программах будет ниже определённых показателей,
относительно комплектности школы, то начнёт страдать статус школы, т.к.
все муниципальные задания привязаны к численности обучающихся на
предпрофессиональных программах.
Я лично, как преподаватель и завуч, согласна с точкой зрения
кандидата педагогических наук, директором Федерального ресурсного
информационно-аналитического центра художественного образования РАМ
имени Гнесиных, главным редактором портала АртРесурс.РФ Ириной
Ефимовной Домогацкой, которая считает, что:
«[…]
хотя, нормативов, определяющих процентное соотношение
дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в
детских
школах
искусств,
законодательством
об
образовании
не
предусмотрено,
[…]
для
постоянного
воспроизведения
и
развития
различных форм ансамблевого музицирования, оркестровых и хоровых
коллективов, достаточного для направления в профессию количества
выпускников данное преобладающее значение предпрофессионального
образования может быть представлено расчетным минимумом.
Экспертный анализ позволяет установить данный минимум следующим
процентным соотношением:
65 процентов - предпрофессиональные программы;
35 процентов - общеразвивающие.
«Дорожная карта» ставит сложновыполнимые для детских школ
искусств задачи - доведение данного соотношения практически до 100-
процентной
реализации
предпрофессиональных
программ
за
счет
бюджетных средств к 2022 году. На практике, в ситуации возможностей и
реальных условий функционирования детских школ искусств России
необходимо принимать решения о цифрах приема, открытии новых
предпрофессиональных программ с учетом: кадровых и материально-
технических
возможностей
школ,
особенностей
реализации
образовательных программ, их принадлежности к тому или иному виду
искусства».
Практика нашей школы по прошествии этих лет работы по двум
программам обучения навела на следующие мысли. На наш взгляд, удобнее
было бы разбить весь процесс общего обучения на 2 модуля:
1 модуль – это общеразвивающая программа обучения, рассчитанная
на 3 года.
2
модуль
–
это
предпрофессиональная
программа
обучения,
рассчитанная на 5 следующих лет. Т.е. эта программа будет продолжать
развивать далее тех учащихся, кто способен и желает продолжать обучение.
Каковы «плюсы», на наш взгляд, такого формата обучения?
1.
В течение первых 3х лет учащийся полностью раскрывается и
позволяет оценить его творческие, интеллектуальные, психологические
способности
и
возможности.
В
случае,
если
их
недостаточно
для
продолжения
обучения
на
предпрофессиональной
программе,
он
в
спокойном учебном режиме выпускается, получает документ о пройденном
обучении, и может, или завершить этот этап образования, или продолжить
обучение в той же школе, но уже в другой области. Например, поступив на
другое отделение школы искусств.
2. Учащиеся, которые продолжают обучение во 2 модуле, получатся
более мотивационно «заточены» на обучение, более осознанны в своих
занятиях. Преподаватель имеет больше шансов получить качественную
обратную связь от занятий, и, соответственно, более высокий результат
обучения.
3.
При таком варианте построения обучающего процесса будут
соблюдаться и пожелания и рекомендации в сфере дополнительного
образования, а для обучающихся и преподавателей появится больше
возможностей для раскрытия и реализации своего творческого потенциала.