Автор: Чаплинская Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Сергиев Посад Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД Журавлиная Родина"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 55»
КОНСПЕКТ ООД «ЖУРАВЛИНАЯ РОДИНА»
(организация – викторина, командная игра)
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Составила: старший воспитатель
I квалификационной категории
Чаплинская Н.Н.
ЦЕЛЬ: формировать экологическое сознание, воспитывать экологическую
культуру; у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой
природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо
охранять.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о жителях озер и болот,
закреплять знания о Журавлиной Родине; познакомить с особенностями их
жизни, питания и поведения; выявить причины их исчезновения.
Развивающие: развивать практические навыки и умения в разнообразной
деятельности в природе, учить анализировать и делать выводы на основании
увиденного фото и кино материалов; формировать умение чётко и
последовательно отвечать на поставленные вопросы; обогащение словарного
запаса: болото, кваква, вальдшнеп, кроншнеп.
Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе и ее
обитателям.
Предварительная работа: чтение художественной литературы рус. нар.
сказка: «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», М. Пришвин : «Куда летят
птицы», «Журавли», В. Бианки «Рассказы о природе» ; рассматривание
иллюстраций, наглядного методического материала «Перелетные птицы»;
беседы «Про перелетных птиц» беседа о заповеднике «Журавлиная Родина»
Серьгиево-Посадского района.
Методы и приёмы: использование художественной литературы,
дидактическая игра, беседа, игровой и наглядный методы, вопросы детям.
Материалы и оборудование: CD проигрователь, экран,
презентация «Такие разные журавли», птицы болот и озер.
Под плавную нежную мелодию дети входят в экологическую комнату,
здороваются с гостями.
Ведущий (В): Дорогие ребята! Дорогие гости! Сегодня мы с вами собрались
здесь для того, чтобы поговорить об удивительном месте нашего
Подмосковья – Журавлиной Родине – и о жителях ее населяющих. Давайте
разобьёмся на две команды. (ведущий предлагает каждой команде
эмблемы, ). Ну что же, разрешите мне представить вам команды… Слева от
меня…..
Дети (Д): Журавли!
В: Капитан команды – Юля. Команда, находящаяся справа от меня….
Д: Цапли!
В: Капитан команды – Женя. А теперь разрешите представить наше
компетентное жюри (ведущий представляет членов жюри).
Ну что же, я желаю командам быть внимательными, отвечать на вопросы
викторины четко и правильно, а уважаемым судьям – быть по отношению к
игрокам строгими, но справедливыми. Итак наш первый конкурс носит
название «Журавлиная Родина» Условия конкурса таковы: я задаю вопросы
участницам-командам, а вы быстро отвечаете. В том случае, если команда
отвечает неправильно, право ответа переходит к команде- сопернице:
1.
Кто первый назвал болота и озера Сергиево-Посадского района
Журавлиной Родиной и почему?( Михаил Михайлович Пришвин, когда
жил в нашем городе много наблюдал природу и видел много журавлей
перед их отлетом на юг).
2.
Какие виды журавлей вы знаете ? (Серый журавль, японский журавль,
черный журавль или «черный монах», пастушковый журавль).
3.
Все ли виды журавлей прилетают на Журавлиную Родину? (Нет не
прилетают – японский , черный журавли).
4.
Вы знаете, что в конце апреля – начале мая журавли начинают
высиживать яйца. Как они охраняют свои гнезда? (Журавли перестают
курлыкать, чтобы не выдать местоположение своего гнезда, иногда
журавли вымазывают себе спину глиной или торфом, чтобы быть
незаметными)
5.
Каких еще птиц, живущих на озерах и болотах вы знаете? (Журавли,
цапли, выпи, кулики, вальдшнепы, кроншнепы, кваквы.)
6.
Если птенцу кроншнепа грозит опасность, как он может напугать
своего врага? (Он широко расставляет крылья, широко открывает клюв
и громко кричит, таким образом пытаясь напугать своего врага).
В: Ну и по последнему вопросу: назовите один признак птицы, живущий на
болоте?
Д: Длинный клюв, длинные ноги.
Ведущий просит жюри подвести итоги первого конкурса.
В: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Мы очень много с вами
читали книг об этих птицах. Кто помнит, книги каких писателей мы читали?
( Михаил Пришвин, Эмиль Гырляну, Виталий Бианки, Максим Зверев,
Александр Яшин) Вот мне больше всего запомнился рассказ Александра
Яшина «Журавли», давайте вспомним, как раньше люди провожали
журавлей на юг, что они им кричали?
Д: Журавли, журавли
Выше неба и земли
Пролетайте клином
Над еловым тыном,
Возвращайтесь домой
По дороге прямой
Клин, клин, журавлин,
Клин, клин, журавлин.
В: Но вот находились среди детей такие озорники, которые хотели, чтобы
журавли сбились с дороги – они кричали вредные для журавлей слова, какие?
Д: Передней птице
С дороги сбиться,
Последней птице
Вицей, вицей,
Хомут на шею
Хомут на шею.
В: И еще одну неприятную закличку могли кричать озорники, какую?
Д: Передней птице – хомут на шею.
Задней головешку под хвост
В: Что же тогда происходило?
Д: Вожак клина начинал метаться, клин распадался. Детям становилось
стыдно и дети начинали кричать……..
Клин, клин журавлин,
Клин, клин журавлин,
Летите, не сбивайтесь,
Домой возвращайтесь
Путем-дорогой
Путем-дорогой
В: Молодцы, а стихи каких поэтов вы еще знаете?
Дети читают стихи.
-П. Воронько «Лучше нет родного края»
-В. Орлов «Журавушка»
-А. Игебаев «Журавли»
В: Но не только поэты и писатели воспевали красоту журавлей. Композиторы
писали музыкальные произведения про этих гордых и величественных птиц.
Давайте споем песню композитора Вихаревой на слова поэта Л. Вольского
«Журавушка»
(дети исполняют песню «Журавушка»
В: Молодцы, а теперь переходим к следующе нашему конкурсу, который
носит название «Угадай по контуру» Прошу команды пройти к молбертам и
внимательно рассмотреть задания, те, кто уже готов к ответу, прошу
ответить.
(дети угадывают по контуру на мольбертах птиц и называют их)
В: Отлично, теперь я предлагаю провести конкурс капитанов.
(Капитанам вручаются фотографии и сопровождаются вопросами):
1.
Фотографии озера и болота. Какую местность выберет журавль для
постройки своего гнезда и почему? (Он выберет болото, т.к. на нем
растет тростник, камыш, где можно спрятаться и спрятать гнездо.
2.
Фотографии ягод земляники и клюквы. Какую ягоду журавль видит
чаще и почему? (Это ягоды земляники и клюквы; журавль чаще видит
ягоды клюквы, т.к. она растет на болотах)
3.
Фотографии тростника, плавуна обыкновенного, белокрыльника. Какое
из этих растений чаще всего можно встретить на болоте? (Тростник).
В: Жюри дает оценку ответам капитанов. Ребята, а сейчас я хочу вам
предложить описание еще одного обитателя озер и болот. Это животное
откладывает икру из икринок появляются головастики и когда они
подрастут они становятся любимым кушаньем цапель и журавлей. Кто
это?
Д: Лягушки, жабы (воспитатель показывает иллюстрацию жабы)
Ведущий предлагает детям поиграть в подвижную игру «Цапли и
лягушки».
В: Следующий конкурс называется «Вопросы старого кулика»
Кулик на своем болоте пожил долго, повидал много, во и хочет задать
вам вопросы и услышать на них ответы. Подходите капитаны команд,
получайте вопросы.
1.
Орел издалека в свое гнездо носит полынь. Для чего он это делает?
(Запах полыни боятся все насекомые, особенно пухоеды. Орел
полынью отпугивает от своего птенца пухоедов.)
2.
Для чего ворона жарким летом летит в лес и ложится в муравейник?
(Муравьи выщипывают у вороны насекомых-пухоедов, кусают ее,
выделяя муравьиный яд. Ворона лечится.)
3.
Для чего весной, когда молодых бычков выгоняют в поле на молодую
травку, к ним на ножки и на спинку цепляются сороки? (Сороки
склевывают с тела клещей, сороки – ветеринары.
4.
Для чего цапля стоит на одной ноге? (Цапля часами стоит на одной
ноге, рыба перестает ее замечать, подплывает ближе и тогда цапля
резко «тюкает» рыбу, глушит ее, подкидывает вверх и заглатывает.)
5.
Для чего птицы с клювом –пикой подкидывают рыбу вверх?
(Для того, чтобы рыба сложила плавники и не оцарапала горло».
6.
Что за чудо-щеточка есть у цапли и для чего она ей нужна?
(У цапли на ноге располагается чудо-щеточка, она ей нужна для того,
чтобы причесывать перья и очищать их от рыбьей слизи.)
Ведущий предлагает жюри оценить ответы членов команд.
Ведущий предлагает обратить внимание на экран проектора. На экране
детям предлагают рассмотреть иллюстрации с птицами. Дети называют
птиц и среду их обитания.
Ведущий предлагает вспомнить поговорки и пословицы, приметы о
птицах.
Дети проговаривают пословицы и поговорки.
В: А знаете ли вы, как надо вести себя в природе?
( Дети показывают домашнее задание – рисунки с изображением
правильного поведения в природе и сопровождают их своими
рассказами.)
Жюри подводит итоги. Поздравление и награждение победителей.
В: Мы благодарим наше жюри и на память о нашей сегодняшней
встрече дети подготовили сюрприз – мозаику «Журавлиная песня» и
дарят вам ее на память.
Под музыку дети покидают экологическую комнату.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПТИЦАХ
1.
Журавль с теплом, ласточка с листом.
2.
Галки тепла накричали.
3.
Вороны купаются ранней весной – к теплу.
4.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к ранней весне.
5.
Увидал скворца – знай, весна у крыльца.
6.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
7.
Журавль прилетел и тепло принес.
8.
Журавушка курлычит – о весне весть подает.
9.
Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.
10.Чайка прилетела – скоро лед пойдет.
11.Чибис прилетел – на хвосте воду принес.
12.Чибис летит низко к продолжительной сухой погоде.
13.Прилетел кулик из-за моря , вывел весну из затворья.
14.Болотные птицы вьют гнезда на высоких местах – к дождливому лету.
15.Одна ласточка весну не делает.
16.Лебедь несет снег на носу.
17.Соловей запел – весна на убыль пошла.
18.Если журавли летят быстро и молчком. Значит скоро наступит
ненастье.
19.Если журавли летят осенью высоко – осень будет продолжительная.
П. Воронько
Лучше нет родного края!
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
В. Орлов
Журавушка
Ходит осень
Старенькою бабушкой,
Паутинки вяжет в тишине.
Журавли
Над маленьким журавушкой
Ласково курлычат
В вышине.
Заблудился он за перелесками
Заплутал в березовом краю.
И его мы взяли
В пионерскую,
В добрую, юннатскую семью.
Он играет с нашими ребятами
И грустит без них по вечерам.
Хвостиком он ходит за юннатами
Зная всех ребят по именам.
Будут ночи снежные и длинные
Но очнется вешняя земля.
И однажды стая журавлиная
Примет молодого журавля.
Со своими родичами рядышком,
Уплывет он в розовый рассвет.
Крыльями помашет нам Журавушка –
Мы помашем галстуками в след.
А. Игебаев
Журавли
Оттолкнувшись сильными ногами
От давно наскучившей земли,
Вдруг взмахнули вместе все крылами
И пропали в небе журавли…
Значит,
Правда,
Нет в речушке малой
Вольного простора кораблю!
Что ему до нашего Урала
Вечному бродяге – журавлю?
Он над континентами промчится,
Все пройдет – и грозу и ураган…
Неужели он не возвратится
В степь свою, к березам и стогам?
Нет, журавль –
Особенная птица
И другой на свете нет такой
Облетит весь мир, но возвратится
В отчий край, где мы живем с тобой.