Напоминание

"Способы и приемы, повышающие мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка"


Автор: Любовь Николаевна Теплова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "ООШ п.Пригородный Петровского района Саратовской области"
Населённый пункт: поселок Пригородный
Наименование материала: статья
Тема: "Способы и приемы, повышающие мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема самообразования:

«Способы и приемы, повышающие мотивацию учеников к изучению

иностранного языка»

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является

развитие

коммуникативной

компетенции,

развитие

личности

ребенка,

желающей

и

способной

к

участию

в

межкультурном

общении

на

иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.

Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и

потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает

целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их

упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к

занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на

отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно

ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в

следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-

либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения

является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в

учении,

установили

сложную

структуру

мотивационной

сферы.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при

овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к

осуществлению

деятельности.

Задача

педагога

при

формировании

внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам

придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть

на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние

побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить

у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов -

это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних

побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего

саморазвития мотивационной сферы.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению

иностранного языка,

учитель должен представлять себе весь арсенал

мотивационных средств и приемов для достижения главной цели обучения

иностранному языку.

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке

Создание

мотивации

к изучению

иностранного

языка

и к общению

невозможно без создания в классе доброжелательной атмосферы. На уроках

необходимо создавать ситуации успеха. Важно воспитывать в детях чувство

оптимизма и веры в собственные силы. Для этого учитель должен быть сам

оптимистически настроенным к ученикам и коллегам человеком. Нужно

обращать внимание на затраченные детьми усилия при выполнении задания,

а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что

успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои

собственные, но и корпоративные достижения.

1

2. Сетевое общение

На сайтах для учителей иностранных языков имеются сайты переписки с

зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести

друзей по переписке. Это прекрасная возможность практиковаться в

иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных

блогах, сетевых конкурсах и дистанционных олимпиадах и проектах. Такая

работа

будет

способствовать

активизации

познавательного

интереса,

развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном

информационном пространстве.

3. Встречи и дискуссии с носителями языка

Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который

повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Во время

дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи

с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально

оценить свой уровень языка, что заставляет многих к углублению своих

знаний иностранного языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной

речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения

своей

мысли

и аргументированного

отстаивания

своей

точки

зрения

в дискуссии. В ходе дискуссии учащиеся не только приобретают опыт

общения с носителями языка, но и преодолевают психологический барьер,

возникающий при первом общении с иностранцами.

4. Использование креативной методики «Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления» методика автора Эварда де Боно позволяет

продуктивно организовать учебный процесс на уроках иностранного языка.

Суть данного метода заключается в том, что все участники работают над

поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Шесть шляп

мышления— метод, позволяющий ученикам обсуждать проблемы, выражая

разные точки зрения. Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм

языкового общения. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с

позиций многочисленных важных перспектив.

Данная технология улучшает коммуникацию и способность принятия

решений внутри группы. Она помогает структурировать мышление и делает

его более эффективным. Предложения, суждения, критика, информация и

эмоции смешиваются вместе. Каждая «Шляпа мышления» имеет отличный

от других стиль мышления.

5. Работа с аутентичными материалами

Обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель –

ввести учащихся в мир культура страны изучаемого языка, подготовить их к

общению на межкультурном уровне.

Развитие умений адекватного общения и взаимопонимания с носителями

языка подразумевает сформированность социокультурной компетенции. Для

этого современные УМК по иностранным языкам включают аутентичные

материалы, что позволяет приблизить содержание учебных материалов к

2

реальным ситуациям, в которых учащися могут оказаться в повседневной

жизни. В переводе с греческого языка "аутентичный" означает "подлинный".

Этот

термин

чаще

всего

используют

для

характеристики

текстов,

применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст,

который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако

понятие "аутентичность" распространяется на другие стороны учебного

процесса.

В

качестве

аутентичных

материалов,

нацеленных

на

формирование

коммуникативной

компетенции,

используются

письмо,

открытка,

объявление, страничка из дневника, программма телевидения, рецепт,

рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и страноведческие

тексты.

Использование аутентичных материалов повышает интерес к изучению

иностранного

языка,

помогает

активизировать

все

виды

речевой

деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка.

6. Применение информационно-коммуникационных технологий

Одной из ключевых компетенций современного учителя является умение

применять на уроках информационные и коммуникационные технологии.

Информационно - коммуникационные технологии не только дают учащимся

возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более

интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим,

ориентированным на исследовательскую активность. Использование ИКТ

позволяет: 1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить

интегрированные

уроки

с

использованием

музыки,

анимации;

3)

обеспечить

высокую

степень

дифференциации

обучения;

4)усовершенствовать

контроль

знаний;

5) рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность

урока; 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся.

Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями.

Известно,

что почти каждый

учитель

использует

на своих уроках

интерактивные презентации и видеосюжеты. Они содержат задания в виде

вопросов, игр, кроссвордов, а также используются как средство наглядности

и результат проектной деятельности. Ещё одна возможность сделать урок

необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении

материала

виртуальные

экскурсии.

Основными

достоинствами

компьютерной презентации является то, что она позволяет работать с

большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем

участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в

рабочих

группах).

Доказано,

что

ребёнок

не

только

воспринимает

информацию, но и быстрее запоминает, когда видит ее на экране.

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это

использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает

множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом,

3

который можно

адаптировать к конкретным учебным задачам урока.

Электронные

тесты

можно

использовать

как

при

введении,

так

и

закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой

работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или

готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и

распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

7. Внеурочная деятельность

Основная

задача

педагога

при

организации

внеурочной

работы

по

иностранному

языку

-

это

развитие

потребности

школьников

в

использовании иностранного языка как средства общения, познания и

социальной адаптации за пределами урока.

Данный вид деятельности

помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся,

поскольку позволяет им раскрывать

свои

возможности и способности.

Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут

развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать

свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности,

которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает

благоприятный

фон

для

достижения

успеха,

что,

в свою

очередь,

положительно влияет на учебную деятельность.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как

содержательный

ориентир

при

построении

соответствующих

образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм

внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть

организована по разным направлениям:

-

Научно-познавательная

деятельность

школьников

может

быть

организована

в

форме

факультативов,

кружков

познавательной

направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов,

читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д.

Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и

краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и

дискуссий.

-

Художественно-эстетическое

направление

внеурочной

деятельности

может быть представлено работой школьных лингвистических театров,

проведением

выставок

декоративно-прикладного

и

художественного

искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на

английском, немецком, французском и др. языках).

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку

может быть организована в форме лингвистических лагерей во время

каникул с привлечением носителей языка - волонтеров из зарубежных стран,

где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально

значимых проектов.

4

8. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом

обучения,

самореализации

и повышения

образовательного

уровня

школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку

своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие

своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет

к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие

способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным

языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка

в старших классах.

9. Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства

и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь

в изучении иностранного языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма

и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход

в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются,

в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы

по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо

культуры.

Каковы же

методические

преимущества

песен

в обучении

иностранному языку?

Песни

являются

средством

более

прочного

усвоения

и расширения

лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном

окружении, что помогает ее активизации.

В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции

Песни способствуют совершенствованию навыков произношения

Песни

содействуют

эстетическому

воспитанию

учащихся,

сплочению

коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение

и восстанавливают работоспособность.

10. Драматизация

Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой

деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти,

навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.

В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки

диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают

некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации

заключается в том, что одновременно с отработкой языквой и речевой

стороны материала ведется работа над его сценическим

воплощением.

Необходимо показать юным артистам, как правильно двиггаться по ходу

разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с

хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации

в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем,

что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе

драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что

5

создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и

формирования способности общаться на изучаемом языке.

11. Художественный перевод стихотворений

Художественный

перевод

стихотворений

формирует

мотивационные

потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому

сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению

языка.

В результате

работы

с рифмованными

текстами

у школьников

активизируется

познавательная

деятельность,

что

способствует

их самореализации.

Бесспорно,

что

при

такой

работе

расширяется

филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических

единиц.

12. Проектная методика

Основные цели обучения – формирование креативного и критического

мышления, умение оперировать полученной информацией и применять

знания на практике в различных ситуациях. Работа над проектами дает

возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать,

обощать, обрабатывать необходимую информацию. Во время проектной

деятельности обучающиеся реализовывают свои творческие способности.

Учащиеся самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, и

навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. В ходе работы над

проектом обучающися сопоставляют различные точки зрения, объясняют и

отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и

чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся

толерантное отношение к собеседникам, а также взаимодействовать друг с

другом

13. Игра

Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках

иностранного языка условий, приближенныйх к реальному общению. Такие

условия создаются с помощью учебно-речевых ситуаций: они стимулируют

общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать

изучаемый

языковой материал. Одним из лучших способов создания

игровых ситуаций на этапе тренировки являются языковые и речевые игры.

При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной

и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить

находчивость и смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся

находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и

друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые

слова без утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и

запоминание

обеспечивают

хорошее

усвоение

лексического

и

грамматического материала.

Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление

конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают

благоприятный психологический климат. Игра дает возможность робким,

неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер

6

неуверенности. В

игре каждый получает роль и должен быть активным

партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими

элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать

собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть

его, задавать уточняющие вопросы. Игра эффективна не только на начальном

и среднем, но и продвинутом этапах обучения.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов

является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами

деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -

общественно

полезная,

старший

школьный

возраст

учебно-

профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать

ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы:

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда

интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через

несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура",

начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм

общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает

восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить.

Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес

ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он

еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки

учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать

с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы

игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же

самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м

классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не

проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают"

выполнение поставленной задачи.

Принцип

доброжелательности.

Очень

часто

от

ребят

можно

услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне

нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел

расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета.

Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом

вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять

учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты

что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя

не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим

научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо

установить

доверительные

отношения.

Формализм

губит

общение.

Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами

всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и

дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

7

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том,

чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный

урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-

путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в

другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна

стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками

дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную

атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка",

поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического

коммуникативного комфорта.

2.

Формировать

у

учащихся

определенные

навыки.

Например:

Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например:

После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три

поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это

сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на

самого

вежливого

собеседника.-

Конкурс

на

лучший

комплимент

и

пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие.

Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и

мыло: и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для

этого

используются

викторины,

заочные

путешествия,

подготовка

к

традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет,

опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности

учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции.

Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые

сопровождаются движениями.

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является

необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на

уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них.

При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная

8

фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации.

Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных

диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно

на

интуитивном

уровне,

пользуются

новоиспечённые

иммигранты.

Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают

необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но

ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на

уроках,

должны

быть

вариативны,

и

учитывать

возрастные

и

индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является

погружение

учащихся

в

реальную

ситуацию

и

предоставление

им

возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи

данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных

видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике

учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-

драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игру, уроки-тесты. У

каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Приёмы работы:

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической

зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и

нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость

для учащихся?

Игра "Hangman". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной

буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают,

если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и

не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение

изученных лексических единиц.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики

и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели

учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у

доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик

в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :;

назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в

предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность

повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Использование

викторин

на

уроке

помогает

осуществить

межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и

материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия

на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают

хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет. К

сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за

партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на

уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает

9

любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую

атмосферу.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его

место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех

занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в

"спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной

работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и

учащихся.

Учащиеся старшего звена испытывают трудности при изучении

синонимического ряда. Цепочки слов, например feud - friction - argument -

quarrel - row или grumble - mumble - moan - mutter удаётся запомнить не

сразу.

Можно

предложить

учащимся

инсценировать

глаголы.

Ребята

старшего звена делают данный вид заданий быстро и легко. Необходимые

монологические и диалогические высказывания они составляют спонтанно

на уроке или придумывают дома в качестве домашнего задания.

При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно

реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным

гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя

и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом

звучит заманчиво, не так ли?

Приём "Check Yourself"

хорошо использовать при подготовке к

контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок

индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания

предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и

помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно

заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он

подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки

разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий

ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает

хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке

ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и

механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет

способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию

коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как

их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение

языка должно быть удовольствием

Изучение

и

использование

приемов,

повышающих

мотивацию

учеников к изучению иностранного языка.

Работая учителем иностранного языка девятый год, я пришла к выводу,

что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку

необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды

внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает

10

широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы.

Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только

увидеть

истинные

возможности

изучаемого

языка,

но

и

вызывает

положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для

формирования

и

укрепления

положительной

мотивации

к

изучению

иностранного языка. На мой взгляд, это очень актуально, так как в седьмом-

восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного

языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к

иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно.

Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение

вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на

среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю

учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также

выступают

с

литературно-музыкальными

композициями,

сценками

и

стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая

постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному

мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того,

что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке

формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в

собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное

значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей,

создание условий для самовыражения.

Все

это

без

сомнения

способствует

расширению

языковой

и

коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную

мотивацию к изучению английского языка.

Список литературы:

1.

Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.:

Просвещение, 1991.

2.

Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль

и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку//

ИЯШ № 6, 2000.

3.

Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения

иностранными языками// Иностранные языки в школе № 5,1985.

4.

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык,

1989.

5.

Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка //

Издательство «Вышейшая школа», 2004.

11



В раздел образования