Напоминание

Книжки-панорамки, сторителлинг, и не только…


Авторы: Меркулова Инна Николаевна, Вознюк Альберт Викторович
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 19 Центрального СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Книжки-панорамки, сторителлинг, и не только…
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторы: воспитатели младшей группы общеразвивающей направленности

Вознюк Альберт Викторович

Меркулова Инна Николаевна

Книжки-панорамки, сторителлинг, и не только…

(заметки практика)

Всё, о чем мы расскажем, было в полной мере апробировано в ходе

практической работы с воспитанниками нашей подготовительной группы

«Новаторы», выпуска 2020 года и нынешней младшей «Смешарики».

Нынешний

век

накрыл

человечество,

плотным

облаком

виртуального

пространства. Дети все больше попадают под влияние гаджетов, телевидение и

интернет вытесняют живое общение, значение печатного слова теряет своё

влияние, игру воображения заменяют анимированные образы. Как следствие,

книга становится архаичным украшением дедушкиного шкафа, странной

«бумажной флешкой». Однако именно в книге заложен огромный потенциал для

развития личности.

Ужесточившиеся требования СанПиНа, сделали использование ЭСО, при

проведении занятий, для детей младше пятилетнего возраста малодоступными,

оставив образовательные задачи неизменными. И если ранее, говоря о

приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе, мы

начали бы разговор с метода диафильмов, то будучи законопослушными

воспитателями младшей группы, с нового года, мы начали свой творческий

поиск, оттолкнувшись от книжки-панорамки.

Книжки-панорамки отлично подходят для первого знакомства ребёнка с

книгами. Удивительные красочные, объёмные иллюстрации, оживают, при

переворачивании страницы, очаровывая даже самых непоседливых. Детские

психологи утверждают,

что книжки-панорамки дарят возможность привить

ребенку любовь к чтению с раннего возраста. Благодаря чудо-книжке у ребёнка

формируется образное мышление, воображение и зрительное восприятие,

активизируется познавательная активность и память. В нашей группе, дети

стали их называть – «волшебными». Привлекательные красочные и интересные

книжки-панорамки, позволяют детям, воспринимать чтение как увлекательную

игру,

что

позитивно

сказывается

на

развитии

их

психических

и

интеллектуальных функций.

Так мы нашли способ, заинтересовать ребёнка книгой и превратить простое

чтение в игру. Но, читая текст, неизбежно теряется живой контакт с детьми.

Поэтому, мы вспомнили старое прапрадедушкино искусство «сказительства»,

ныне трансформированное в сторителлинг.

Сам термин «сторителлинг» заимствован из английского языка и в буквальном

переводе означает «рассказывание истории». В русском языке есть устаревшее

слово «сказительство», и сторителлинг можно назвать его современной версией.

Это способ передачи информации через рассказывание историй. Детям больше

нравится, и они лучше воспринимают и запоминают живую речь, чем

зачитываемый текст. Читать ребенку нужно. Но все же, чтение не заменит

рассказанную сказку. Когда вы читаете, ваш взгляд направлен в текст,

приходится прерывать повествование, чтобы посмотреть в глаза ребенку,

задействовать его, поймать настроение. А если вы читаете многочисленной

группе? Как удержать внимание двух десятков детей?

Рассказывая, вы находитесь в постоянном визуальном контакте со всей группой,

вы видите эмоции детей и тут же реагируете на них, давая комментарии,

используете жестикуляцию, задаете вопросы. Дети, в это время, также, смотрят

на вас, слушают рассказ, в их воображении складываются собственные образы,

вырисовывается своя история. Они лучше слушают и активнее реагируют, так

как для того, чтобы ответить, не нужно отвлекаться от иллюстрации.

Но важен не только рассказ воспитателя, необходимо предоставить простор для

полёта детского воображения, очень важно предоставить детям возможность

сочинять и рассказывать свои истории, а не просто заниматься пересказом. Это

и есть активный сторителлинг. В активном сторителлинге педагогом может

задаваться канва событий, а аудитория интенсивно вовлекается в процесс

развития событий.

Проанализируем

ключевые

моменты

при

подготовке

сюжета

рассказа.

Безусловно, мы должны исходить из возрастных особенностей детей, в аспектах

интеллектуального, психоэмоционального, духовного и физического развития.

Сюжет должен быть прост и доступен детям, персонажи близки, узнаваемы и

любимы. В ходе повествования, возможно использование открытых вопросов,

стимулирующих детей к активному личному участию в творческом процессе.

Рассказ должен иметь логику развития и яркую эмоциональную окрашенность.

Дети не терпят фальши, поэтому готовя свои истории, мы оцениваем их сюжет

достаточно критично.

Для детей бесспорно нужна визуализация образов и ситуаций. Здесь нам на

помощь пришёл коврограф Воскобовича, который стал отличным фоном, для

нашего плоскостного театра. Используя персонажей любимых сказок, мы начали

рассказывать истории по их мотивам. Как правило, начинает историю педагог, а

продолжают дети. Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки) либо его

начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, задается

тема рассказа «Жили были старик со старухой, жили они в избушке», на

коврографе крепится избушка, а рядом «на завалинке», старик и старуха.

Крепим над избушкой солнышко «На небе светило солнышко», рядом с

избушкой располагаем дерево «Около дома росло дерево», под деревом крепим

зайца, «Прибежал из леса – заяц» … Воспитатель закладывает сюжетную

линию, предоставляя детям возможность нанизывать на неё свои эпизоды в

порядке определенной очерёдности. Получается удивительная и уникальная

история часто с непредсказуемым концом. Такие истории объединяют детей,

являясь для них общими и близкими. Для того, чтобы не «взорвать» аудиторию,

очерёдность «сказителя» можно определять различными способами: по очереди,

использовать

передачу

мячика…

Но

рассказывать

профессионалам

об

элементарных приёмах, неблагодарное занятие.

На

начальном

этапе

дети

в

своих

рассказах

используют

стандартный

литературный образ, фигура которого крепится на коврограф. При наличии

системности подобных занятий, образы сказочных персонажей обретают у

ребенка свои индивидуальные черты, навеянные личностными ассоциациями, и

тогда детский рассказ обретает свою уникальность.

В своей работе, мы опробовали такую практику как детский мастер-класс. Эта

практика позволила детям продемонстрировать свои личные достижения в

сторителлинге. Позволила вовлечь в образовательный процесс родителей.

Смысл мастер-класса был в том, что ребёнок пересказывал сюжет книги,

которую он принёс из дома. Дети овладевали культурными способами передачи

своего опыта и восприятия опыта сверстников, а мы в качестве обратной связи

предоставляли родителям видеоролики этих выступлений, мотивируя их на

дальнейшую совместную деятельность. Эти мастер-классы очень органично

влились в нашу образовательнуюдеятельность.

На занятиях при моделировании и рассказе историй, плоскостные образы,

фигуры и предметы, мы часто дополняем объёмными, которые в начале

рассказывания находятся в закрытом «волшебном» сундучке или за ширмой.

Они одновременно служат сюрпризным моментом, который появившись из

сказки можно пощупать руками, и могут стать поворотным событием нашей

истории. Например, три разноразмерных ведёрка, пришедших к нам из сказки

«У страха глаза велики». Герои сказок, могут начать путешествовать из сказки в

сказку, или просто шагнуть в нашу реальность.

Три ведёрка, это уже интеграция с математикой!

Для

нас

сторителлинг,

стал

одним

из

универсальных

инструментов,

позволяющим:

Стать всем участникам образовательного процесса единой группой

«Смешарики» (это наше нынешнее название);

Превратить образовательный процесс в увлекательную игру;

Сторителлинг позволяет каждому ребёнку продемонстрировать свою

индивидуальность мировосприятия, способствует раскрытию скрытых

способностей, коммуникативных навыков.

Сторителлинг

формирует

единое

коммуникативное

пространство,

развивает у детей образное мышление, логику, служит развитию речи,

успешной социализации ребенка;

Техника сторителлинга перспективна для использования в проектной и

совместной деятельности детей.

Мы пока младшая группа, нам нужна наглядность и именно поэтому мы

используем в работе, книжки-панорамки, коврограф Воскобовича, сказочные

герои плоскостного театра. Но метод сторителлинга, достаточно универсален

и доступен к реализации при использовании более простых и менее

затратных методов и приёмов.

Можно использовать в своей работе игру «Кубики историй». Для детей

нужны яркие, понятные образы. Взяв за идею оригинальную версию игры,

можно сделать свои «Кубики историй». Больших затрат не требуется. Игра

получается интересная и эффективная, может использоваться в любом месте

и в любое время. Для изготовления игры понадобятся простые деревянные

кубики, клей, ножницы и картинки. Подбираются красочные предметные и

сюжетные картинки, связанные единой стилистикой, печатаются на бумаге,

ламинируются и вырезанными рисунками оклеиваются грани 9-ти кубиков,

которые складываются в красочную шкатулку. Так получается замечательная

и увлекательная игра. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они

просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбирается история, учитывая

детский интерес и программную тематику, о ком будет история, т.е.

выбирается главный герой, а также выбирается жанр рассказа (сказка,

фантастика, детектив или смешная история).

Начиная игру, идём от простых сюжетов к более сложным ситуациям,

начинаем с меньшего количества кубиков, отдавая себе отчет, что каждый

ребёнок

имеет

индивидуальный

уровень

развития

коммуникативных

навыков. Начинает, как правило, педагог, передавая эстафету ребенку и

подхватывая её каждый раз, когда возникают томительные паузы. Таким

образом, воспитатель выстраивает стройную сюжетную линию, добиваясь

выполнения поставленных образовательных задач.

А если вашим воспитанникам больше пяти, на сцену выступает цифровой

сторителлинг. Это формат, рассказывания истории дополненный звуковыми

и визуальными образами сформированными с помощью магии инструментов

ЭСО. И здесь программа SMART-notebook, метод диафильмов могут

оказаться не последними в этом перечне.

Сторителлинг относится к числу универсальных многоцелевых методик

позволяющих

решать

множество

педагогических

задач

по

развитию,

обучению и воспитанию детей. Говорить о сторителлинге можно практически

бесконечно. Но для того, чтобы прочувствовать его возможности, нужно

обязательно попробовать! И мы уверены, попробовав, вы станете его

убежденным приверженцем.

Мы

только

в

начале

нашего

пути.

«Кубики

историй»,

цифровой

сторителлинг, метод диафильмов, и многое другое у нас ещё впереди. Но уже

возникло несколько долгосрочных проектов, два из которых находятся в

стадии реализации, и думаю, будут продолжаться до самого выпуска. Но это

совсем другая история, рассказать о которой в рамках одной статьи просто

невозможно.



В раздел образования