Авторы: Гилазутдинова Лейсан Марселевна, Мухаметзянова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Высокогорский детский сад "Подсолнушек"
Населённый пункт: село Высокая Гора
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические идеи Марии Монтессори"
Раздел: дошкольное образование
Педагогические идеи Марии Монтессори
В
основу
педагогики
Марии
Монтессори
положено
учение
о
стадиальном
развитии ребенка, охватывающем три главные стадии:
Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под
знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист
понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и
усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя
ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от
0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3
лет и от 3 до 6 лет.
В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" -
мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела
огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.
В
первые
три
года
жизни
ребенок
бессознательно
«впитывает»
такое
количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются
десятилетия.
Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения,
оформления
человеческой
индивидуальности.
Здесь
можно
говорить
о
постепенном
преобразовании
и
переносе
бессознательно
накопленной
информации в сферу сознательного.
Второй
период
детства
(от
6
до
12
лет)
–
время
приложения
духовно-
интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В
третьем
периоде
(от
12
до
18
лет)
выделяют
две
значимые
эпохи:
время
полового
созревания
(от
12
до
15
лет),
завершающее
период
детства,
и
юношеский возраст (от 15 до 18 лет).
В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая
предпосылка
-
любая
жизнь
есть
проявление
свободной
активности.
Развивающийся
ребенок
обладает
врожденной
потребностью
в
свободе
и
самопроизвольности.
Монтессори
предлагала
предоставить
ребенка
самому
себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача
воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать
себя, свою природу.
Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы,
организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание
оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на
признании
за
каждым
учеником
права
на
значительную
автономию
и
самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения
знаниями.
Важно
также
рассказать
о
подразделении
окружающей
среды,
в
которых
занимаются дети, на ряд зон:
«Зона
практической
жизни», где
дети
приобретают
важные
практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5
лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений,
все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов.
Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание
бус,
сортировкой
мелких
предметов.
Также
сюда
относят
материалы,
которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с
различными
видами
застежек:
большими
и
маленькими
пуговицами,
молнией,
пряжками,
крючками,
шнуровкой,
бантами,
булавками,
кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и
чистки
ногтей.
Материалы
позволяющие
освоить
первые
навыки
приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка
стола.
В
эту
же
зону
входят
материалы,
которые
позволяют
ребенку
научиться
заботиться
об
окружающем
мире
-
мытье
посуды,
стирка,
мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы,
которыми
пользуется
ребенок,
должны
быть
не
игрушечными,
а
настоящими.
«Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и
утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим
сенсорным
Монтессори-материалом,
который
тоже
разделены
на
несколько групп:
материалы
для
развития
зрения. Сюда
входят
четыре
блока
с
цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница,
красные
штанги,
геометрический
комод
с
рамками
-
вкладышами,
проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития
логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект
конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;
материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для
ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;
к
материалам
для
развития
барического
чувства
(различения
веса) относятся
весовые
таблички,
для
развития
вкуса
-
вкусовые
баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.
«Математическая
зона». Сюда
входит
материал
для
знакомства
с
количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел
первого
десятка
-
числовые
штанги,
шершавые
цифры,
"веретена",
цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения,
вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк
золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же
есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и
коробочки
с
цветными
и
золотыми
бусами;
материал
для
получения
навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в
змейки
и
с
полосками,
наборы
рабочих
и
контрольных
карт
на
все
действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор
стержней для умножения.
«Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного
запаса
-
классификационные
карточки
с
обобщением,
материал
для
развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые
игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки -
вкладыши
для
обводок
и
штриховок,
ножницы
для
резания
бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы,
поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой
подвижный
алфавит;
материал
для
чтения
-
серии
из
карточек,
наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.
«Космическая
зона». Дидактическая
сторона
теории
космического
воспитания
охватывает
многие
области:
географию,
историю,
этику,
физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды
и
др.
Эта
зона
оборудована
глобусами,
картами
мира,
флагами,
термометрами,
схемами
физического
строения
человека,
альбомами,
самостоятельно создаваемыми детьми
4
.
В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую
ребенка,
такими
зонами,
как
музыкальная,
искусства
и
танцев,
работы
по
дереву,
иностранного
языка,
способствующими
дальнейшему
обогащению
общего
развития
ребенка.
Двигательные
упражнения
развивают
ребенка
физически
и
помогают
ему
почувствовать
свое
тело
и
осознать
свои
возможности.
Благодаря
всему
этому,
а
также
тонкому
психологическому
подходу,
учету
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
каждого
ребенка,
опоре
на
естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети"
раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у
них формируется склонность к учению, развивается воля.
Каждый
Монтессори-класс
неповторим.
Несмотря
на
то,
что
метод
имеет
совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной
интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и
каждый
Монтессори-класс,
будучи
зависимым
от
толкований
метода
и
возможностей учителя, является уникальным.
Итак, педагогика Марии Монтессори – образец подлинно гуманистической
педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в
ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-
либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации
на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
МБДОУ «Высокогорский детский сад
«Подсолнушек»
воспитатели: Гилазутдинова Лейсан
Мухаметзянова Екатерина