Напоминание

"Педагогические идеи Марии Монтессори"


Авторы: Гилазутдинова Лейсан Марселевна, Мухаметзянова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Высокогорский детский сад "Подсолнушек"
Населённый пункт: село Высокая Гора
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические идеи Марии Монтессори"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические идеи Марии Монтессори

В

основу

педагогики

Марии

Монтессори

положено

учение

о

стадиальном

развитии ребенка, охватывающем три главные стадии:

Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под

знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист

понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и

усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя

ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от

0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3

лет и от 3 до 6 лет.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" -

мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела

огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

В

первые

три

года

жизни

ребенок

бессознательно

«впитывает»

такое

количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются

десятилетия.

Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения,

оформления

человеческой

индивидуальности.

Здесь

можно

говорить

о

постепенном

преобразовании

и

переносе

бессознательно

накопленной

информации в сферу сознательного.

Второй

период

детства

(от

6

до

12

лет)

время

приложения

духовно-

интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В

третьем

периоде

(от

12

до

18

лет)

выделяют

две

значимые

эпохи:

время

полового

созревания

(от

12

до

15

лет),

завершающее

период

детства,

и

юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая

предпосылка

-

любая

жизнь

есть

проявление

свободной

активности.

Развивающийся

ребенок

обладает

врожденной

потребностью

в

свободе

и

самопроизвольности.

Монтессори

предлагала

предоставить

ребенка

самому

себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача

воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать

себя, свою природу.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы,

организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание

оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на

признании

за

каждым

учеником

права

на

значительную

автономию

и

самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения

знаниями.

Важно

также

рассказать

о

подразделении

окружающей

среды,

в

которых

занимаются дети, на ряд зон:

«Зона

практической

жизни», где

дети

приобретают

важные

практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5

лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений,

все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов.

Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание

бус,

сортировкой

мелких

предметов.

Также

сюда

относят

материалы,

которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с

различными

видами

застежек:

большими

и

маленькими

пуговицами,

молнией,

пряжками,

крючками,

шнуровкой,

бантами,

булавками,

кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и

чистки

ногтей.

Материалы

позволяющие

освоить

первые

навыки

приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка

стола.

В

эту

же

зону

входят

материалы,

которые

позволяют

ребенку

научиться

заботиться

об

окружающем

мире

-

мытье

посуды,

стирка,

мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы,

которыми

пользуется

ребенок,

должны

быть

не

игрушечными,

а

настоящими.

«Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и

утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим

сенсорным

Монтессори-материалом,

который

тоже

разделены

на

несколько групп:

материалы

для

развития

зрения. Сюда

входят

четыре

блока

с

цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница,

красные

штанги,

геометрический

комод

с

рамками

-

вкладышами,

проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития

логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект

конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для

ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

к

материалам

для

развития

барического

чувства

(различения

веса) относятся

весовые

таблички,

для

развития

вкуса

-

вкусовые

баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.

«Математическая

зона». Сюда

входит

материал

для

знакомства

с

количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел

первого

десятка

-

числовые

штанги,

шершавые

цифры,

"веретена",

цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения,

вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк

золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же

есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и

коробочки

с

цветными

и

золотыми

бусами;

материал

для

получения

навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в

змейки

и

с

полосками,

наборы

рабочих

и

контрольных

карт

на

все

действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор

стержней для умножения.

«Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного

запаса

-

классификационные

карточки

с

обобщением,

материал

для

развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые

игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки -

вкладыши

для

обводок

и

штриховок,

ножницы

для

резания

бумаги;

материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы,

поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой

подвижный

алфавит;

материал

для

чтения

-

серии

из

карточек,

наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

«Космическая

зона». Дидактическая

сторона

теории

космического

воспитания

охватывает

многие

области:

географию,

историю,

этику,

физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды

и

др.

Эта

зона

оборудована

глобусами,

картами

мира,

флагами,

термометрами,

схемами

физического

строения

человека,

альбомами,

самостоятельно создаваемыми детьми

4

.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую

ребенка,

такими

зонами,

как

музыкальная,

искусства

и

танцев,

работы

по

дереву,

иностранного

языка,

способствующими

дальнейшему

обогащению

общего

развития

ребенка.

Двигательные

упражнения

развивают

ребенка

физически

и

помогают

ему

почувствовать

свое

тело

и

осознать

свои

возможности.

Благодаря

всему

этому,

а

также

тонкому

психологическому

подходу,

учету

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

каждого

ребенка,

опоре

на

естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети"

раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у

них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый

Монтессори-класс

неповторим.

Несмотря

на

то,

что

метод

имеет

совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной

интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и

каждый

Монтессори-класс,

будучи

зависимым

от

толкований

метода

и

возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори – образец подлинно гуманистической

педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в

ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-

либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации

на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

МБДОУ «Высокогорский детский сад

«Подсолнушек»

воспитатели: Гилазутдинова Лейсан

Мухаметзянова Екатерина



В раздел образования