Автор: Коваль Евгения Александровна
Должность: Преподаватель по физической культуре
Учебное заведение: филиал краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Промышленный колледж энергетики и связи» (филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»)
Населённый пункт: Приморский край, г.Артем
Наименование материала: Реферат
Тема: «Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам».
Раздел: среднее профессиональное
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
филиал краевого государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Промышленный колледж энергетики и связи»
(филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»)
Специальность: Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура»
Тема: «Адаптация к стрессовым ситуациям и фи-
зическим нагрузкам».
Преподаватель филиала КГА ПОУ
«Энергетический колледж»
Коваль Евгения Александровна
г. Артем
2021
2
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1 Адаптации к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.......................5
1.1 Основы теории адаптации и спортивная тренировка....................................6
1.2 Изменения в энергетическом обмене..............................................................8
1.3 Физиологические изменения в организме под влиянием физических на-
грузок......................................................................................................................10
1.4 Физиологические изменения в нервной системе.........................................11
1.5 Изменения при истощающей физической нагрузке....................................12
Заключение............................................................................................................14
Использованная литература................................................................................16
3
Введение
Эффективность адаптации в организме человека является основой здо-
ровья и высокопродуктивной деятельности. Знание закономерностей адапта-
ции человеческого организма к физическим нагрузкам - это основа эффек-
тивного использования физических упражнений для рациональной физиче-
ской тренировки, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья
людей, повышение их работоспособности, реализации генетически запро-
граммированной программы долголетия.
Перестройка разных органов и систем организма человека под влиянием
физических нагрузок проходит на микроскопичном и макроскопичном уров-
нях. Основой перестройки всех органов и систем организма являются обще-
биологические принципы, знание которых является необходимым условием
для их правильной оценки.
Неумелое использование физических нагрузок, которые улучшают фи-
зическое развитие человека, и способствует формированию таких качеств,
как сила, смелость, ловкость, выносливость и гибкость может превратить их
в фактор, который приносит вред. В связи с этим необходимо знать процессы
в организме спортсмена, которые возникают под влиянием физических на-
грузок.
Любая перестройка в организме влияет на него в целом и осуществляет-
ся с помощью общих принципов реагирования живой системы. Основой жиз-
недеятельности любого организма является рефлекторный принцип его реа-
гирования на раздражители. Это происходит как в случае простых рефлексов,
так и в случае сложных рефлекторных актов, которые лежат в основе фор-
мирования движений спортсмена. По своей сути, реакция организма является
сложным циклическим процессом, в котором участвуют разные структурные
компоненты. Так во время выполнения спортсменом, каких либо движений,
работает не только нервная и мышечная системы, но и дыхательная, сер-
дечно-сосудистая, выделительная, эндокринная системы, изменяется обмен
веществ. Это говорит о том, что каждое движение спортсмена является ре-
4
зультатом объединения большого количества разных морфологических эле-
ментов (костей, суставно-связочного аппарата, мышц, нервной, сердечно-
сосудистой, дыхательной, выделительной и эндокринной систем), которые
направлены на достижение необходимого двигательного эффекта.
5
Адаптации к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам
Термин "адаптация" принято понимать как процесс или свершившийся
факт приспособления к чему-либо, причем свершившийся факт адапта-
ции тот же автор в своей монографии характеризует всего лишь как "эффект
количественного накопления определенных изменений".
Адаптация организма
к постоянно изменяющимся условиям среды
(внешним и внутренним) - безостановочно происходящий процесс при-
способления организма к данным изменениям, призванный сохранять в нем
гомеостатическое равновесие. "...Каждый организм представляет собой дина-
мическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость
служит его приспособительным реакциям и, следовательно, защите его на-
следственно закрепленных констант". Физиологический смысл адаптации ор-
ганизма к внешним и внутренним воздействиям заключается именно в под-
держании гомеостаза и, соответственно, жизнеспособности организма прак-
тически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагиро-
вать.
Абсолютная адаптированность организма к чему-либо - относительно
нестабильное функциональное состояние, которое может быть достигнуто
только при длительном - в течение адаптационного периода - действии на
него достаточно неизменного по силе и продолжительности стандартного
раздражителя или суммы раздражителей.
Адаптационные изменения (более или менее выраженные) происходят
в организме в ответ практически
на любые изменения его внешней
и вну-
тренней среды. Спортивная тренировка фактически является изменением
условий
существования организма спортсмена,
призванным
добиться
в нем определенных спецификой спорта адаптационных изменений.
Адаптационные изменения могут носить и негативный или относитель-
но негативный характер, в том числе и в случаях, когда речь идет о спорте.
1.1 Основы теории адаптации и спортивная тренировка
6
Можно изучать адаптацию и говорить об адаптационных изменениях
на субклеточном, клеточном, тканевом, органном и других уровнях, помня
при этом, что процессы адаптации организма обеспечиваются даже не
отдельными органами, а определенным образом организованными и сопод-
чиненными между собой системами. Более того, когда речь идет об адапта-
ции организма к постоянно меняющимся (внешним и внутренним) условиям
его существования, осмысление системных механизмов абсолютно необхо-
димо. "...Именно результат функционирования системы является движущим
фактором прогресса всего живого...".
Количественные и качественные ответы организма в ответ на измене-
ния среды, прежде всего, зависят от исходного состояния организма, силы и
специфических качеств изменений среды (воздействия). Исходное состоя-
ние спортсмена обусловлено, с одной стороны, его генетическим потенциа-
лом, с другой - реализацией данного потенциала в зависимости от предше-
ствующих условий его
жизнедеятельности (включающих, в том числе и
направленность применявшихся ранее тренировочных нагрузок). Кроме того,
"исходное состояние" определяется уровнем и согласованностью функциони-
рования систем организма и соответственно - организма в целом, находяще-
гося в постоянно меняющихся условиях, в связи, с чем данный термин яв-
ляется в достаточной степени искусственным, абстрактным понятием, харак-
теризующим состояние организма в некий краткий, стремящийся к нулю от-
резок времени. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оценки
"исходных состояний" не только в начале микро-, мезо - или макроцикла, но
и перед каждым тренировочным занятием и в течение него с целью оценки
уровня и направленности изменений, происходящих в процессе тренировки и
физиологически обоснованного планирования и применения последующих
тренировочных нагрузок. При этом важна степень информативности методов
и показателей, используемых для оценки функционального состояния орга-
низма.
7
Действующий фактор - внешнее или внутреннее воздействие на орга-
низм - всегда рассматривается и оценивается во взаимодействии с биологи-
ческим объектом (организмом) и вне этого "взаимодействия" самостоятель-
ной "стоимости" не имеет.
Сила (величина) воздействия какого-либо фактора (суммы факторов)
определяется сугубо индивидуальной реакцией на него каждого субъекта, за-
висящей не только от характеристик действующего фактора, но и от адапта-
ционных возможностей данного субъекта и его функционального (исходно-
го) состояния. Так, одна и та же доза (сила) воздействия даже для одного ин-
дивидуума (в зависимости от его состояний в разные периоды времени) мо-
жет оказаться слабой, средней по силе, сильной или чрезмерной.
То есть "одна и та же физическая нагрузка может вызвать у различ-
ных спортсменов или у одного и того же спортсмена при разных его функци-
ональных состояниях неодинаковую реакцию".
Спортивную тренировку следует рассматривать как процесс направлен-
ного приспособления организма (адаптации) к воздействию тренировочных
нагрузок.
Различают срочную и долговременную адаптацию.
Срочная адаптация - это ответ организма на однократное воздействие
тренировочной нагрузки, выражающийся в "аварийном" приспособлении к
изменившемуся состоянию своей внутренней среды. Ответ этот сводится,
преимущественно, к изменениям в энергетическом обмене и к активации
высших нервных центров, ответственных за регуляцию энергетического об-
мена.
Что же касается долговременной адаптации, то она формируется посте-
пенно на основе многократной реализации срочной адаптации путём сум-
мирования следов повторяющихся нагрузок.
В протекании процессов
адаптации можно различить специфическую
компоненту
и общую адаптационную
реакцию.
Процессы
специфиче-
ской адаптации
затрагивают внутриклеточный энергетический и пластиче-
8
ский обмен и связанные с ним функции вегетативного обслуживания, кото-
рые специфически
реагируют на
данный
вид воздействия
сообраз-
но его силе.
Общая адаптационная
реакция развивается в ответ
на самые разные
раздражители (независимо от их природы) в том случае, если сила этих раз-
дражителей превышает некий пороговый уровень.
Реализуется
общая
адаптационная реакция благодаря
возбужде-
нию симпато-адреналиновой и гипофизарно-адренокортикальной систем. В
результате их активации в крови и тканях повышается содержание катехола-
минов и глюкокортикоидов, что способствует мобилизации энергетических и
пластических резервов организма. Такая неспецифическая реакция на раздра-
жение была названа "синдром стресса", а раздражители, вызывающие эту ре-
акцию, получили название "стресс-факторы".
Общий адаптационный синдром сам по себе не является основой адап-
тации к тренировочным нагрузкам, он лишь призван на системном уровне
обеспечивать протекание специфических адаптационных реакций, которые
и формируют приспособление организма к конкретным видам нагрузки.
Несмотря на различную природу процессов специфической адаптации,
можно выделить общие закономерности их протекания. Основу специфиче-
ской адаптации составляют процессы восстановления растраченных во вре-
мя мышечной работы энергетических ресурсов, разрушенных структур кле-
ток, смещённого водно-электролитического баланса и др.
Наглядно проследить закономерности протекания восстановительных
процессов можно на примере восстановления энергетических ресурсов орга-
низма, поскольку при физических нагрузках наиболее выраженные измене-
ния обнаруживаются именно в сфере энергетического обмена.
1.2 Изменения в энергетическом обмене
Мышечная работа в зависимости от её интенсивности и длительности
приводит к снижению уровня креатинфосфата в мышцах, а также к истоще-
нию запасов внутримышечного гликогена, гликогена печени и резервов жи-
9
ров. Интенсивно протекающие после прекращения нагрузки процессы
восстановления приводят к тому, что в определённый момент отдыха после
работы уровень энергетических веществ начинает превышать исходный "до
рабочий" уровень. Это явление получило название "суперкомпенсация" или
"сверхвосстановление".
Фаза суперкомпенсации длится не вечно, уровень запасов энергетиче-
ских веществ постепенно возвращается к норме, испытывая некоторые коле-
бания возле состояния равновесия. Чем больше был расход энергии при рабо-
те, тем интенсивнее идёт восстановление и тем значительнее оказывается
превышение исходного уровня в фазе суперкомпенсации. Однако это прави-
ло применимо лишь до какого-то предела. При истощающих нагрузках, при-
водящих к накоплению слишком большого количества продуктов распада,
скорость восстановительных процессов уменьшается, фаза суперкомпенса-
ции откладывается и оказывается выраженной в меньшей степени.
Похожим образом идёт восстановление не только энергетических, но
и пластических ресурсов организма, и даже целых тренируемых функций.
Напряжение в ходе физической нагрузки систем, ответственных за реализа-
цию той или иной функции, сначала приводит к снижению функциональных
возможностей организма, но затем во время отдыха достигается состояние
суперкомпенсации тренируемой функции, длящееся определённое время, а
ещё через какое-то время, при отсутствии повторных нагрузок, уровень тре-
нируемой функции вновь снижается, - то есть наступает фаза утраченной
суперкомпенсации.
Проведение повторных тренировок в фазе утраченной суперкомпенса-
ции (слишком редкие тренировки) не сможет привести к закреплению трени-
ровочного эффекта, поскольку каждая последующая тренировка проводится
после возвращения функциональных возможностей организма к исходно-
му уровню.
В свою очередь, слишком частые тренировки, прерывающие стадию
восстановления до достижения эффекта суперкомпенсации приводят к отри-
10
цательному взаимодействию тренировочных эффектов и к снижению функ-
циональных возможностей организма.
1.3 Физиологические изменения в организме под влиянием физических
нагрузок
Физические нагрузки могут вызывать в организме значительные измене-
ния, в крайних случаях
даже несовместимы с жизнью (то есть приво-
дить к смерти), а могут весьма слабо влиять на протекающие в нем процес-
сы.
Это зависит от интенсивности и длительности физических нагрузок.
Чем более интенсивна
и
длительна нагрузка,
чем,
соответственно,
большие изменения она вызывает в организме.
Длительность
нагрузки измеряется в единицах времени (минутах,
например). Интенсивность нагрузки измеряется в единицах, оценивающих
работу - ваттах, джоулях, калориях и других, сугубо физиологических еди-
ницах.
Понять, что такое интенсивность работы, удобно на примере: в тече-
ние одной минуты можно
идти спокойным шагом или бежать. Во втором
случае интенсивность нагрузки будет выше, а длительность в обоих случа-
ях одинакова.
Интенсивность нагрузки зависит и от того, какое количество мышечной
массы включается в работу. Чем больше это количество, тем
интенсив-
нее работа.
Если нагрузка предельно интенсивна или длительна, то все структу-
ры организма начинают работать на обеспечение такого высокого уровня
жизнедеятельности. В этих условиях не остается ни одной системы, ни одно-
го органа, которые были бы индифферентны по отношению к физической
нагрузке. Одни системы увеличивают свою деятельность, обеспечивая мы-
шечное сокращение, а другие - затормаживают, освобождая резервы орга-
низма.
11
Даже малоинтенсивная
мышечная работа никогда не является рабо-
той только одних мышц, это деятельность всего организма.
1.4 Физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе
К сердечно-сосудистой системе относятся сердце, кровеносные сосуды и
лимфатическая система.
Основной функцией сердечно-сосудистой системы является обеспече-
ние тока физиологических жидкостей - крови и лимфы.
Движение крови и лимфы - обязательное условие для жизни высших
организмов. Движение крови обеспечивается работой сердца (сокращени-
ем сердечной мышцы). Движение лимфы обеспечивается иными механизма-
ми, о которых речь пойдет ниже.
Часто сердечно сосудистую систему называют системой кровообраще-
ния.
Из основной функции вытекают другие функции сердечно-сосудистой
системы:
1.
Обеспечение клеток питательными веществами и кислородом
2.
Удаление из клеток продуктов жизнедеятельности
3.
Обеспечение переноса гормонов и, соответственно, участие в гормо-
нальной регуляции функций организма
4.
Участие в процессах терморегуляции (за счет расширения или суже-
ния кровеносных сосудов кожи) и обеспечение равномерного распределе-
ния температуры тела
5.
Обеспечение перераспределения крови между работающими и нера-
ботающими органами
6.
Выработка и передача в кровоток клеток иммунитета и иммунных
тел (эту функцию выполняет лимфатическая система - часть сердечно-сосу-
дистой системы)
7.
Другие функции, описание которых достаточно сложно, поэтому не
приводится.
12
Деятельность сердечно-сосудистой системы регулируется собственны-
ми регуляторными механизмами сердца и сосудов, а также нервной системой
и системой желез внутренней секреции.
1.5 Физиологические изменения в нервной системе
Нервную систему принято подразделять на центральную и перифериче-
скую.
К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг.
К периферической нервной системе относятся отходящие от головного и
спинного мозга нервы.
В головном и спинном мозге расположено большое количество нерв-
ных клеток, тогда
как периферические нервы - это отростки этих нерв-
ных клеток. Таким образом, очень упрощенно можно сказать, что централь-
ная нервная система - это тела клеток, а периферическая - их отростки.
Существует еще одна классификация нервной системы, независимая от
первой. По этой классификации нервную систему подразделяют на сомати-
ческую и вегетативную.
К соматической нервной системе (от латинского слова «сома» - тело) от-
носится часть нервной системы (и тела клеток, и их отростки), которая
управляет деятельностью скелетных мышц (тела) и органов чувств. Эта часть
нервной системы в большой степени контролируется нашим сознанием. То
есть мы способны по своему желанию согнуть или разогнуть руку, ногу и так
далее.
Однако мы неспособны сознательно прекратить восприятие, например,
звуковых сигналов.
Вегетативная нервная система (в переводе с латинского «вегетативный»
- растительный) - это часть нервной системы (и тела клеток, и их отростки),
которая управляет процессами обмена веществ, роста и размножения клеток,
то есть функциями - общими и для животных, и для растительных организ-
мов. В ведении вегетативной нервной системы находится, например, деятель-
ность внутренних органов и сосудов.
13
Вегетативная нервная система практически не контролируется сознани-
ем, то есть мы не способны по своему желанию снять спазм желчного пузы-
ря, остановить деление клетки, прекратить деятельность кишечника, расши-
рить или сузить сосуды.
Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интен-
сивной физической нагрузки:
1.
Формирование в головном мозге модели конечного результата дея-
тельности.
2.
Формирование в головном мозге программы предстоящего поведе-
ния.
3.
Генерация в головном мозге нервных импульсов, запускающих мы-
шечное сокращение, и передача их мышцам.
4.
Управление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную
деятельность и не принимающих участие в мышечной работе.
5.
Восприятие информации о том, каким образом происходит сокраще-
ние мышц, работа других органов, как изменяется окружающая обстановка.
6.
Анализ информации, поступающей от структур организма и окружа-
ющей обстановки.
7.
Внесение при необходимости коррекций в программу поведения, ге-
нерация и посылка новых исполнительных команд мышцам.
Заключение
Лишь непосвященному, либо человеку недалекому может показаться,
что изучение механизмов адаптации
организма проблема исключительно
14
физиологическая. Реально работающие законы и принципы адаптации орга-
низма не могут не учитываться в практике, например, педагогики (вклю-
чая спортивную), медицины, психологии и других научно-практических
направлений, объектом внимания которых является Человек в его сложных
взаимоотношениях со Средой.
В
последние
годы
внимание
представителей
естественнонаучных
направлений мировой научной общественности приковано к решению, преж-
де всего разнообразных частных проблем физиологии и медицины. Конечно,
расшифровка генома может позволить науке и практике выйти на качествен-
но новый уровень, но без знания и овладения принципами, в соответствии с
которыми в целом организме происходит реализация генотипа в фенотип
этому “запрограммированному” мировым научным сообществом открытию
(как и любым “частным” открытиям в физиологии и медицине) уготована
роль “вещи в себе”, или, по крайней мере, ни в науке, ни в практике не смо-
жет быть использован весь его потенциал.
Вместе с тем, следует помнить, что любая теория - это не свод зако-
нов в окончательной редакции, а прежде всего принцип призванный упоря-
дочить накопленные
экспериментальные данные,
ответить
на
стоя-
щие перед практиками и теоретиками вопросы, а также сформулировать но-
вые вопросы, по возможности указав пути для их возможного решения.
И как сказал П. К. Анохин (1971): “Гипотезы стареют, а если они сохра-
няются, то это вызывает сомнение в их правомочности” П. К. Анохин, "Во-
просы философии", 1971, № 3
Использование постулатов системной физиологии и медицины в реше-
нии многочисленных задач, стоящих перед спортивными педагогами, физио-
логами, врачами, может дать возможность едва ли не ювелирного управле-
ния тренировочным процессом, процессами восстановления после трениро-
вочных и соревновательных нагрузок, повышения спортивной работоспособ-
ности, что в конечном итоге неминуемо приведет к достижению спортсме-
ном высоких спортивных результатов.
15
Список литературы
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.:
Медицина, 1975.- 477 с.
16
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -
М.: Наука, 1980. - 197 с.
3. Балыкин М., Х. Каркобатов, А. Чонкоева, Е. Блажко, Р. Юлдашев, Ю.
Пенкина. Структурная "цена" адаптации к физическим нагрузкам в условиях
высокогорья// Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы /
Тез. докл. Междунар. конгр. М., 24-28 мая 1998 г.,т.1, с.170-171.
4. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории методологии спор-
тивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ."1998,№ 7, 41-54 с.
5. Виру А.А., П.К.Кырге. Гормоны и спортивная работоспособность. -
М.: ФиС, 1983. - 159 с.
6.Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации процессе спо
ртивной тренировки: Учебн. пос. для слушателей. Высш. шк. тренеров ГЦО-
ЛИФКа. М., 1986. - 63 с.
7. Волков Н.И. Биология спорта на пороге ХХI века: Юбилейный сбор-
ник трудов ученых РГАФК, т.1. - М.: ФОН, 1998. - с. 55-60.
8.
Воробьев А.Н.
Тяжелоатлетический спорт. Очерки
по физиоло-
гии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. - М.: ФиС, 1977. - 255 с.
9. Воронцов А.Р. Теоретические основы воспитания специальной выно-
сливости пловца //Лекции для студ. ИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 47 с.