Автор: Коверзнева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 64 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ
В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию
познавательных способностей детей и забывают о другой не менее важной
составляющей в развитии ребенка – эмоциональный интеллект. Другими
словами не развивают у ребенка способность распознавать свои и чужие
эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Однако во
многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой
жизни человека.
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе
способности управлять и различать собственные эмоции, а так же эмоции
партнеров по общению.
Эмоциональный интеллект, включает в себя следующий составляющие:
- самосознание - это осознание человеком самого себя как отличного от
других людей и мира. Это восприятие человеком своей уникальности и
независимости, цельности, которое включает в себя следующие компоненты:
понимание человеком своих желаний, потребностей, мыслей и эмоций, а также
понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой;
- самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, поведение и
мысли.
Он
основывается
на
воле
—
высшей
психической
функции,
определяющей способность человека принимать осознанные решения и
претворять их в жизнь;
- социальная чуткость
- сопереживание: умение прислушиваться к
чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление
участливого отношения к их проблемам;
- управление отношениями
- это определение возможностей каждого
участника отношений, а также границ того, что партнер может или не может
делать.
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте приобретает
особое значение, потому что в этот период идет активное эмоциональное
становление детей, совершенствование их самосознания, и способности к
рефлексии. Детей нужно учить, правильно выражать эмоции, а не подавлять их,
таким образом, укрепляя психологическое здоровье ребенка.
Для развития эмоционального интеллекта в дошкольной практике
используются такие методы, как:
- игровые обучающие ситуации;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- психогимнастика и т.п.
Одним
из
методов
развития
эмоционального
интеллекта
детей,
позволяющим
проявлять
детям
активность
заинтересованность
является
проектная деятельность, так называемая деятельность по созданию норм.
Нормативные ситуации можно разделить на три группы:
1.
запрещающие;
2.
позитивно нормирующие;
3.
создание новых норм – нормотворческие.
Нормотворческие ситуации основываются на обычных жизненных
конфликтных ситуациях возникающие входе общения детей в группе детского
сада, когда происходит столкновение детских инициатив, при этом каждый из
детей настаивает на своем варианте поведения. Педагог, при поддержке
детской инициативы подводит к увеличению числа возможных вариантов
правил поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие
этапы:
1.
педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения;
2.
происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые
могут возникнуть;
3.
дети
зарисовывают
нежелательные
последствия
неправильного
поведения;
4.
дети рассказывают о своих рисунках;
5.
предлагается
подумать
над
ситуацией
и
предложить
правило
поведения в группе, но правило недолжно быть запрещающим, что не
подавлять инициативу детей;
6.
дети зарисовывают придуманное правило;
7.
дети объясняют, что нарисовали и правило носится в книгу правил
группы.
Конечно данный метод не снимает раз и навсегда все конфликтных
ситуаций в группе, но «книга правил» существует для того чтобы дети могли к
ней обращаться самостоятельно или по подсказке педагога и решать
конфликтные ситуации. Как показывает практика таких правил не много (10-
12), но это помогает улучшить психологический климат в группе детского сада
и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционального
интеллекта дошкольников.
Таким образом, нельзя представить жизнь без эмоций – мы умеем
радоваться, сердится, удивляться и
грустить.
Ребенок с
развитым
эмоциональным
интеллектом
будет
более
успешен
в
будущем.
Дошкольникам особенно сложно понять спектр чувств и эмоций, но
важно, чтобы ребёнок знал и понимал, что не бывает плохих или
хороших эмоций. Каждая эмоция это – ключ к познанию окружающего
мира. Они позволяют людям эффективно взаимодействовать с
окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и
действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой
ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок
со слабо – развитыми социальными навыками и низким EQ может
уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или
даже агрессивным. Этого не случится, если начать развитие EQ в
самом раннем возрасте.
Список литературы:
1. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе,
Н. М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2014
2. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. –
Ярославль: «Академия развития», 2016
3. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. –
Санкт-Петербург: Речь, 2012