Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ


Автор: Коверзнева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 64 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ

В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию

познавательных способностей детей и забывают о другой не менее важной

составляющей в развитии ребенка – эмоциональный интеллект. Другими

словами не развивают у ребенка способность распознавать свои и чужие

эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Однако во

многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой

жизни человека.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе

способности управлять и различать собственные эмоции, а так же эмоции

партнеров по общению.

Эмоциональный интеллект, включает в себя следующий составляющие:

- самосознание - это осознание человеком самого себя как отличного от

других людей и мира. Это восприятие человеком своей уникальности и

независимости, цельности, которое включает в себя следующие компоненты:

понимание человеком своих желаний, потребностей, мыслей и эмоций, а также

понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой;

- самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, поведение и

мысли.

Он

основывается

на

воле

высшей

психической

функции,

определяющей способность человека принимать осознанные решения и

претворять их в жизнь;

- социальная чуткость

- сопереживание: умение прислушиваться к

чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление

участливого отношения к их проблемам;

- управление отношениями

- это определение возможностей каждого

участника отношений, а также границ того, что партнер может или не может

делать.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте приобретает

особое значение, потому что в этот период идет активное эмоциональное

становление детей, совершенствование их самосознания, и способности к

рефлексии. Детей нужно учить, правильно выражать эмоции, а не подавлять их,

таким образом, укрепляя психологическое здоровье ребенка.

Для развития эмоционального интеллекта в дошкольной практике

используются такие методы, как:

- игровые обучающие ситуации;

- арт-терапия;

- сказкотерапия;

- психогимнастика и т.п.

Одним

из

методов

развития

эмоционального

интеллекта

детей,

позволяющим

проявлять

детям

активность

заинтересованность

является

проектная деятельность, так называемая деятельность по созданию норм.

Нормативные ситуации можно разделить на три группы:

1.

запрещающие;

2.

позитивно нормирующие;

3.

создание новых норм – нормотворческие.

Нормотворческие ситуации основываются на обычных жизненных

конфликтных ситуациях возникающие входе общения детей в группе детского

сада, когда происходит столкновение детских инициатив, при этом каждый из

детей настаивает на своем варианте поведения. Педагог, при поддержке

детской инициативы подводит к увеличению числа возможных вариантов

правил поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие

этапы:

1.

педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения;

2.

происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые

могут возникнуть;

3.

дети

зарисовывают

нежелательные

последствия

неправильного

поведения;

4.

дети рассказывают о своих рисунках;

5.

предлагается

подумать

над

ситуацией

и

предложить

правило

поведения в группе, но правило недолжно быть запрещающим, что не

подавлять инициативу детей;

6.

дети зарисовывают придуманное правило;

7.

дети объясняют, что нарисовали и правило носится в книгу правил

группы.

Конечно данный метод не снимает раз и навсегда все конфликтных

ситуаций в группе, но «книга правил» существует для того чтобы дети могли к

ней обращаться самостоятельно или по подсказке педагога и решать

конфликтные ситуации. Как показывает практика таких правил не много (10-

12), но это помогает улучшить психологический климат в группе детского сада

и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционального

интеллекта дошкольников.

Таким образом, нельзя представить жизнь без эмоций – мы умеем

радоваться, сердится, удивляться и

грустить.

Ребенок с

развитым

эмоциональным

интеллектом

будет

более

успешен

в

будущем.

Дошкольникам особенно сложно понять спектр чувств и эмоций, но

важно, чтобы ребёнок знал и понимал, что не бывает плохих или

хороших эмоций. Каждая эмоция это – ключ к познанию окружающего

мира. Они позволяют людям эффективно взаимодействовать с

окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и

действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой

ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок

со слабо – развитыми социальными навыками и низким EQ может

уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или

даже агрессивным. Этого не случится, если начать развитие EQ в

самом раннем возрасте.

Список литературы:

1. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе,

Н. М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2014

2. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. –

Ярославль: «Академия развития», 2016

3. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. –

Санкт-Петербург: Речь, 2012



В раздел образования