Автор: Орлова Марина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 127 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации родителям детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 127 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Орлова М. О.
«Рекомендации родителям детей раннего возраста в период адаптации к
детскому саду»
Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в
жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится
ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет
ли себе друзей, не будут ли его обижать... Эти и еще многие вопросы
волнуют каждого родителя.
Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке,
стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам
приходится с этим смириться.
Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить
ребенка к детскому саду?
Адаптационный период - серьезное испытание для ребенка 2-3 лет.
Вызванные адаптацией
стрессовые реакции
могут
надолго
нарушить
эмоциональное и физическое состояние малыша.
Средний срок адаптационного процесса составляет от 2-3 недель до 1
месяца, но может длиться и больше.
Во время адаптации ребенка к детскому саду у него может нарушиться
сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются
некоторые навыки самообслуживания. Двигательная активность может
упасть
до
заторможенного
состояния,
либо
возрасти
до
уровня
гиперактивности.
Снижаются
защитные
силы
организма,
что
может
приводить к респираторным заболеваниям.
Все эти негативные сдвиги проходят, когда заканчивается процесс
адаптации
Дети
по-разному
переносят
трудности,
связанные
с
состоянием
эмоционального
напряжения
при
адаптации
к
условиям
детского
учреждения.
Различают легкую адаптацию, при которой проявляется временное
отрицательное эмоциональное состояние ребенка. В это время малыш плохо
спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца
после
поступления
по
мере
привыкания
к
новым
условиям
все
нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка
нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после
поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.
Самым
нежелательным
проявлением
является тяжелая
адаптация,
которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько
месяцев). В этот период ребенок переносит либо повторные заболевания,
часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения
поведения. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в
детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и
негативное отношение ко всей обстановки детского учреждения сменяется
очень
часто
вялым,
безразличным
состоянием.
Дети
нуждаются
в
консультации специалиста.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на
состояние здоровья детей, по этому первостепенной задачей является
облегчение
трудностей
адаптационного
периода,
возможное
при
соответствующей
подготовки
ребенка
к
поступлению
в
дошкольное
учреждение с учетом его индивидуальные особенностей.
Работая с детьми раннего возраста и соприкасаясь с этой проблемой
передо мной, встала задача максимально улучшить работу с родителями в
период адаптации. Поэтому я решила рассмотреть тему и разработать
рекомендации родителям, которые помогут им правильно построить этот
непростой период в жизни их ребенка.
Родителям рекомендуется:
Привести домашний режим в соответствие с режимом
группы детского сада.
Познакомится с меню детского сада и ввести в рацион
питания ребенка новые для него блюда.
Обучать
ребенка
необходимым
навыкам
самообслуживания: самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться,
умываться и вытирать руки, проситься на горшок.
Продумайте гардероб своего малыша для посещения
детского сада. Одевайте ребенка в опрятную и недорогую одежду.
Одежда
и
обувь
должны
обязательно
быть
удобными,
легко
расстёгиваться
и
застёгиваться.
Желательно
подписать
одежду
малыша.
Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он
привыкает общаться со сверстниками на площадках, ходить в гости,
гулять с вами по городу, ненадолго оставаться у бабушки.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Отправлять ребенка в детский сад только при условии, что
он здоров.
Как можно раньше познакомить малыша с воспитателями и
детьми детского сада куда он в скором времени придёт.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне
поступления
ребенка в детский сад.
Готовить своего малыша к временной разлуке с вами и дать
понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что
это здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день,
как можно раньше забирать домой.
Стараться уделять больше внимания ребенку дома. Чаще
обнимать ребёнка, говорить ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня.
Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя всё получится»
Список литературы:
1.
С.Н Агаджанова. Подготовка к поступлению в дошкольное
учреждение. Рекомендации для родителей. / Дошкольная педагогика. -
№ 5, 2010.
2.
Н. В. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение,
1983.
3.
Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова. Кроха. - М.: Просвещение, 2000.
4.
Т. Н. Доронова. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями. - М.: 2002.
5.
Н.В.Иванова, О.Б.Кривовицына, Е.Ю.Якупова. Социальная адаптация
малышей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.
Р. Калинина. Ребенок пошел в детский сад. / Дошкольное воспитание. -
№ 4, 1998.