Напоминание

Охрана природы


Автор: Зернова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБУЗ "Детский санаторий г. Грайворон"
Населённый пункт: город Грайворон, Белгородская обл.
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру 3 класс
Тема: Охрана природы
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по окружающему миру.

3класс.

Программа: «Школа России»

Тема урока: «Охрана природы».

Цель: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему

появились редкие растения и как их нужно охранять, оценивать поступки

людей по отношению к природе, формулировать правила поведения в

природе, анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с

заданиями, памятки «Правила охраны растений».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол.

Начинаем урок окружающего мира.

Проверьте готовность к уроку.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Для начала давайте повторим материал, который нам понадобится на уроке.

1.Индивидуальные задания.

(учитель раздает карточки с заданиями)

Карточка 1.

- Напиши после названия каждого растения, с помощью чего

распространяются у него семена:

Клён …

Одуванчик …

Репейник …

Сосна…

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел),

зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Карточка 2.

Найди неверное утверждение и подчеркни его.

-корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества;

-листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются;

-цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена;

-семена образуются из цветка и плода, ими растение размножаются.

(цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.)

2.Фронтальный опрос.

-Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это

делают?

-Как происходит опыление растений?

-Что образуется на месте цветков после опыления?

-Как распространяются плоды и семена растений?

-Какое значение это имеет для растения?

-Какие условия нужны для прорастания растений?

-Как растения развиваются из семян?

Физкультминутка № 1

.Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

III. Самоопределение к деятельности.

Чтобы определить тему урока, отгадаем загадки.

Слушайте внимательно!

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? ( ромашка)

Рос шар бел

Ветер дунул —

Шар улетел (одуванчик)

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный … (василек).

Что общего у этих слов?

- Кто догадался, какая тема урока? (эти слова обозначают названия

растений). Мы продолжим говорить о растениях, об охране растений.

- Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?

- Зачем нужно охранять растения?

- Почему многие растения в природе стали редкими?

- Для чего нужно знать правила охраны растений?

- Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Как хорошо, что есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота!

Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля так как они

выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.

Какое значение имеют растения для животных?

(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).

- А какое значение имеют растения для человека?

( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани

– лён, хлопок.)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни

растений. К примеру, люди вырубают леса, строят заводы, дороги, роют

карьер. Много растений при этом погибает. Так человек как бы наступает на

природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.

Какие правила охраны растений вы знаете?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Давайте обобщим все правила охраны растений и будем их соблюдать.

(чтение по цепочке).

ПРАВИЛА ОХРАНЫ РАСТЕНИЙ.

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву.

Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва

уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых

растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно

составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть

и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они

опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают

людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их

много.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их из-за

красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и

потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго

могли бы радовать нас.

Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих

растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к

цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне

обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в

охране. Поэтому люди создали Красную книгу.

( Показать)

- Что такое Красная книга? Красной она называется потому, что красный

цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в

швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в

стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

На нашей планете есть много животных и растений. Раньше их было еще

больше, но из-за неправильного отношения людей некоторые виды стали

исчезать. Загрязнение окружающей среды, вмешательство человека в

природу, продукты жизнедеятельности человека, которые оказывают плохое

влияние на окружающую среду – все это отрицательно повлияло на

некоторые виды растительного и животного мира.

Красная книга- книга о растениях и животных, которым грозит опасность

исчезновения.

2.Работа с учебником и дополнительным материалом.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.82-83.

Послушайте рассказы об удивительных растениях.

(заранее подготовленные ученики выступают с устным сообщением.)

Хохлатка

Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под земли,

скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она

очень рано: едва снег успевает исчезнуть.

Идешь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в

ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с

чудесными

сиреневыми

цветками,

собранными

в

густую

кисть.

Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто

хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется

нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и

пыльцу и опыляют цветки.

Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то

удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое

увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли

не только его цветки, но и стебли и резные листочки...

И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее

небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень

и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из

него вырастет новое растение.

Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них

молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.

Сон-трава

Удивительное

растение

зацвело

в

сосновом

лесу!

Похоже

на

колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не

срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный

серебристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество

долек, как будто прострелены.

Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот будто бы

навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся

вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где

цветок называют сон-дремой, сончиком.

Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой,

почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается,

раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую

звезду.

Цветет сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют ее шмели, пчелы и

другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют

ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно

летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость,

снабженную длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает —

легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения

влажности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы

ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.

Волчье лыко

Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает

половины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое

место, например на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно

цветет и плодоносит.

Цветет растение ранней весной. На тонких голых прутиках появляются

небольшие

розовые

цветки,

напоминающие

цветки

сирени.

Но

располагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, - небольшими

плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и

кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников

такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат,

немного похожий на запах гиацинта.

Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро

бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — небольшие,

сильно вытянутые.

В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие красные

ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты.

Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.

К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения:

волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его сторо

ной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А

лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него

раньше в деревнях плели лапти.

Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все

более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних

цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так

как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно

небольшое.

Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а

лишь в некоторых — там, где более богатая почва.

Купальница

Все ярче весеннее солнце, все ближе и ближе настоящее летнее тепло.

Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-

парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые

головки-бубенчики купальница.

Растет она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это

многолетнее, корневищное растение с прямым стеблем до 50 см высотой.

Цветки у нее крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной

шаровидной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница

никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие

наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по ночам

они забираются в цветки купальницы и находят там временное убежище от

дождя, ветра и холода ночи — ведь в цветке на 5—6 градусов теплее, чем

снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который

напоминает запах мандарина.

Все звонче и звонче голоса птиц в парках и лесах... Все больше и больше

вокруг купальниц. Лепестки купальницы сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам

цветок как бубенчик, только что не звенит. На дне, где тычинки, крошечное

оранжевое солнышко. И кажется, что эти цветы-бубенчики, чуть заметно

покачиваясь на ветру, тихо позванивают вслед за птицами: «динь-дилинь-

бом, динь-дилинь-бом».

Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на

своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обязательно

увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберется пчела

или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик

и раскачивается без ветра.

Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко

заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее — купальница европейская. В

Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют

еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки,

то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли

много-много ярких огоньков.

Кувшинка

В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут

красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и

белыми цветками. Это кувшинка.

У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды,

связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом

красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об

эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, на

чашелистиках кувшинки.

Древние

славяне

приписывали

кувшинке

таинственные

свойства,

особенно помогающие путешественникам: «Где ни пойдет — много добра

обрящет». Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в

ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При

этом произносил такое заклинание:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали,

скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей

мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные,

пеньки и колоды... Спряду я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем».

Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до

лиловых, синих и даже желтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в

диаметре.

Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета

до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а

вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять

время.

Концы лепестков кувшинок выделяют мед. Их посещают жуки, мухи и

пчелы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пестики.

Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой

кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. Подует

ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому

берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют

их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда

семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего

родного водоема, а какого-нибудь другого, далекого. Дело в том, что плоды

кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть

плодов является любимым лакомством водяных курочек. Семена налипают

на лапки, клюв и перья курочек и переносятся ими в новые водоемы за

тридевять земель.

3.Рассказ учителя.

Лекарственные растения.

— Послушайте и о других растениях леса.

Эти растения называют лекарственными. Почему их так называют?

(Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

— Назовите лекарственные растения.

— Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

— Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.

Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей

местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник,

пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

Учитель

рассказывает

о

пижме,

валериане,

пастушьей

сумке

и

тысячелистнике.

Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это

растение. Оно высокое, стройное, и все цветы у него расположены на одном

уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы — это целые

корзиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к

другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них это растение

получило своё второе название — дикая рябинка.

Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать

насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой

эти цветы, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму

используют в медицине.

Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймёте,

почему его так назвали. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая

долька имеет ещё и ажурные края. Это растение издавна применяли при

лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его недаром называли и

порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им

залечивали раны. Поэтому тысячелистник называется ещё и солдатской

травой.

Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под

палящим солнцем, цветёт до поздней осени.

Валериана. Это лекарственное растение. Об этом говорит даже название:

«валериана» по-русски — «здоровье». Капли валерианы употребляют как

успокаивающее

средство

при

нервном

и

сердечном

возбуждении.

Промышленный сбор растения начался ещё при Петре I. Собирают

валериану и сейчас. Но делать это трудно.

Увидеть само растение не сложно. Оно высокое и встречается довольно

часто на опушках и полянах. Его цветы, собранные «метёлкой» хорошо

заметны издали. Лекарственными средствами обладает корень растения, но

только осенью, когда цветы уже отцвели, стебель засох, и листья пожелтели.

Вот тогда валериану увидеть сложно. В некоторых местах стали закладывать

плантации валерианы, чтобы легче было её собирать.

Пастушья сумка. Это невысокая травка с кистью белых цветов на

тонком стебельке. На неё обычно не обращают особого внимания. Пастушья

сумка также лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.

-Мы с вами узнали о некоторых растениях нашего края. Какие из них —

водные? Какие лекарственные? Какие растения занесены в Красную книгу?

Физкульминутка № 2

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся

V. Закрепление изученного материала

1.Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 37).

— Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас

растения.

— Напишите названия ваших любимых растений.

№2 (с. 37).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.

— Выполните задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся

редкими.

№3 (с. 37).

— Почему растения вносят в Красную книгу?

— Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)

№5 (с. 38).

— Прочитайте задание. Выполните его.

№6 (с. 39).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Запишите буквы по порядку.

— Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)

— Почему надо беречь растения?

Итак, охрана природы - наше общее дело. Это известно любому. Только

не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает

удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того,

что сохранил жизнь цветку, доступна каждому.

VI. Рефлексия

Давайте проверим, чему мы научились на уроке.

Для закрепления темы проведем тест.

Тест «Охрана растений».

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений,

животных и человека?

а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые.

3. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады; б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефермы.

4. Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой

охраной;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со

всего мира;

в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие

зверей, птиц и насекомых.

5. Сведения о редких растениях и животных занесены:

а) в Почётную книгу; б) в книгу жалоб; в) в Красную книгу.

6 .Что нельзя делать в природе?

а) в лесу ходить по тропам; б) собирать лекарственные растения;

в) выкапывать редкие растения и сажать на клумбу.

7. Что человеку дают растения?

а) кислород; б) воду; в) посуду.

VII. Подведение итогов урока

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

— Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде.

(Ученик читает стихотворение.)

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «стой!»,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапку тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели...

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 82-85, ответить на вопросы раздела

«Проверь себя» на с. 85.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 7 (с. 38—39).



В раздел образования