Автор: Зернова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБУЗ "Детский санаторий г. Грайворон"
Населённый пункт: город Грайворон, Белгородская обл.
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру 3 класс
Тема: Охрана природы
Раздел: начальное образование
Урок по окружающему миру.
3класс.
Программа: «Школа России»
Тема урока: «Охрана природы».
Цель: систематизировать знания об охране растений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему
появились редкие растения и как их нужно охранять, оценивать поступки
людей по отношению к природе, формулировать правила поведения в
природе, анализировать, делать выводы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с
заданиями, памятки «Правила охраны растений».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем урок окружающего мира.
Проверьте готовность к уроку.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Для начала давайте повторим материал, который нам понадобится на уроке.
1.Индивидуальные задания.
(учитель раздает карточки с заданиями)
Карточка 1.
- Напиши после названия каждого растения, с помощью чего
распространяются у него семена:
Клён …
Одуванчик …
Репейник …
Сосна…
(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел),
зверьми (белка); репейник – животными, человеком).
Карточка 2.
Найди неверное утверждение и подчеркни его.
-корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества;
-листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются;
-цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена;
-семена образуются из цветка и плода, ими растение размножаются.
(цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.)
2.Фронтальный опрос.
-Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это
делают?
-Как происходит опыление растений?
-Что образуется на месте цветков после опыления?
-Как распространяются плоды и семена растений?
-Какое значение это имеет для растения?
-Какие условия нужны для прорастания растений?
-Как растения развиваются из семян?
Физкультминутка № 1
.Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
III. Самоопределение к деятельности.
Чтобы определить тему урока, отгадаем загадки.
Слушайте внимательно!
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? ( ромашка)
Рос шар бел
Ветер дунул —
Шар улетел (одуванчик)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный … (василек).
Что общего у этих слов?
- Кто догадался, какая тема урока? (эти слова обозначают названия
растений). Мы продолжим говорить о растениях, об охране растений.
- Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
- Зачем нужно охранять растения?
- Почему многие растения в природе стали редкими?
- Для чего нужно знать правила охраны растений?
- Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Как хорошо, что есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота!
Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля так как они
выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.
Какое значение имеют растения для животных?
(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).
- А какое значение имеют растения для человека?
( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани
– лён, хлопок.)
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни
растений. К примеру, люди вырубают леса, строят заводы, дороги, роют
карьер. Много растений при этом погибает. Так человек как бы наступает на
природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.
Какие правила охраны растений вы знаете?
(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)
Давайте обобщим все правила охраны растений и будем их соблюдать.
(чтение по цепочке).
ПРАВИЛА ОХРАНЫ РАСТЕНИЙ.
1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву.
Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва
уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых
растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно
составлять только из садовых цветов.
3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть
и погибнуть.
4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они
опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают
людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их
много.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их из-за
красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и
потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго
могли бы радовать нас.
Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих
растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к
цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне
обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.
Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в
охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
( Показать)
- Что такое Красная книга? Красной она называется потому, что красный
цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в
швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в
стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
На нашей планете есть много животных и растений. Раньше их было еще
больше, но из-за неправильного отношения людей некоторые виды стали
исчезать. Загрязнение окружающей среды, вмешательство человека в
природу, продукты жизнедеятельности человека, которые оказывают плохое
влияние на окружающую среду – все это отрицательно повлияло на
некоторые виды растительного и животного мира.
Красная книга- книга о растениях и животных, которым грозит опасность
исчезновения.
2.Работа с учебником и дополнительным материалом.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.82-83.
Послушайте рассказы об удивительных растениях.
(заранее подготовленные ученики выступают с устным сообщением.)
Хохлатка
Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под земли,
скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она
очень рано: едва снег успевает исчезнуть.
Идешь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в
ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с
чудесными
сиреневыми
цветками,
собранными
в
густую
кисть.
Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто
хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется
нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчелы — собирают нектар и
пыльцу и опыляют цветки.
Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то
удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое
увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли
не только его цветки, но и стебли и резные листочки...
И все-таки осталась в лесу хохлатка! Под землей сохранился у нее
небольшой клубень с запасом питательных веществ. Все лето, всю осень
и всю зиму он будет как бы дремать, не давая знать о себе, а весной из
него вырастет новое растение.
Ну и конечно, останутся в лесу ее семена. Правда, появляющиеся из них
молодые растения зацветут лишь на четвертый-пятый год своей жизни.
Сон-трава
Удивительное
растение
зацвело
в
сосновом
лесу!
Похоже
на
колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не
срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный
серебристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество
долек, как будто прострелены.
Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот будто бы
навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся
вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где
цветок называют сон-дремой, сончиком.
Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой,
почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается,
раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую
звезду.
Цветет сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют ее шмели, пчелы и
другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют
ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно
летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость,
снабженную длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает —
легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения
влажности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы
ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.
Волчье лыко
Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает
половины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое
место, например на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно
цветет и плодоносит.
Цветет растение ранней весной. На тонких голых прутиках появляются
небольшие
розовые
цветки,
напоминающие
цветки
сирени.
Но
располагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, - небольшими
плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и
кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников
такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат,
немного похожий на запах гиацинта.
Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро
бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — небольшие,
сильно вытянутые.
В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие красные
ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты.
Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.
К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения:
волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его сторо
ной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А
лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него
раньше в деревнях плели лапти.
Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все
более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних
цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так
как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно
небольшое.
Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а
лишь в некоторых — там, где более богатая почва.
Купальница
Все ярче весеннее солнце, все ближе и ближе настоящее летнее тепло.
Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-
парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые
головки-бубенчики купальница.
Растет она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это
многолетнее, корневищное растение с прямым стеблем до 50 см высотой.
Цветки у нее крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной
шаровидной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница
никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие
наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по ночам
они забираются в цветки купальницы и находят там временное убежище от
дождя, ветра и холода ночи — ведь в цветке на 5—6 градусов теплее, чем
снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который
напоминает запах мандарина.
Все звонче и звонче голоса птиц в парках и лесах... Все больше и больше
вокруг купальниц. Лепестки купальницы сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам
цветок как бубенчик, только что не звенит. На дне, где тычинки, крошечное
оранжевое солнышко. И кажется, что эти цветы-бубенчики, чуть заметно
покачиваясь на ветру, тихо позванивают вслед за птицами: «динь-дилинь-
бом, динь-дилинь-бом».
Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на
своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обязательно
увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберется пчела
или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик
и раскачивается без ветра.
Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко
заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее — купальница европейская. В
Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют
еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки,
то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли
много-много ярких огоньков.
Кувшинка
В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут
красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и
белыми цветками. Это кувшинка.
У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды,
связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом
красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об
эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, на
чашелистиках кувшинки.
Древние
славяне
приписывали
кувшинке
таинственные
свойства,
особенно помогающие путешественникам: «Где ни пойдет — много добра
обрящет». Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в
ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При
этом произносил такое заклинание:
«Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали,
скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей
мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные,
пеньки и колоды... Спряду я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем».
Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до
лиловых, синих и даже желтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в
диаметре.
Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета
до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а
вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять
время.
Концы лепестков кувшинок выделяют мед. Их посещают жуки, мухи и
пчелы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пестики.
Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой
кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. Подует
ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому
берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют
их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда
семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего
родного водоема, а какого-нибудь другого, далекого. Дело в том, что плоды
кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть
плодов является любимым лакомством водяных курочек. Семена налипают
на лапки, клюв и перья курочек и переносятся ими в новые водоемы за
тридевять земель.
3.Рассказ учителя.
Лекарственные растения.
— Послушайте и о других растениях леса.
Эти растения называют лекарственными. Почему их так называют?
(Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)
— Назовите лекарственные растения.
— Рассмотрите их в учебнике на с. 83.
— Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.
Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей
местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник,
пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
Учитель
рассказывает
о
пижме,
валериане,
пастушьей
сумке
и
тысячелистнике.
— Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это
растение. Оно высокое, стройное, и все цветы у него расположены на одном
уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы — это целые
корзиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к
другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них это растение
получило своё второе название — дикая рябинка.
Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать
насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой
эти цветы, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму
используют в медицине.
Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймёте,
почему его так назвали. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая
долька имеет ещё и ажурные края. Это растение издавна применяли при
лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его недаром называли и
порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им
залечивали раны. Поэтому тысячелистник называется ещё и солдатской
травой.
Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под
палящим солнцем, цветёт до поздней осени.
Валериана. Это лекарственное растение. Об этом говорит даже название:
«валериана» по-русски — «здоровье». Капли валерианы употребляют как
успокаивающее
средство
при
нервном
и
сердечном
возбуждении.
Промышленный сбор растения начался ещё при Петре I. Собирают
валериану и сейчас. Но делать это трудно.
Увидеть само растение не сложно. Оно высокое и встречается довольно
часто на опушках и полянах. Его цветы, собранные «метёлкой» хорошо
заметны издали. Лекарственными средствами обладает корень растения, но
только осенью, когда цветы уже отцвели, стебель засох, и листья пожелтели.
Вот тогда валериану увидеть сложно. В некоторых местах стали закладывать
плантации валерианы, чтобы легче было её собирать.
Пастушья сумка. Это невысокая травка с кистью белых цветов на
тонком стебельке. На неё обычно не обращают особого внимания. Пастушья
сумка также лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.
-Мы с вами узнали о некоторых растениях нашего края. Какие из них —
водные? Какие лекарственные? Какие растения занесены в Красную книгу?
Физкульминутка № 2
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся
V. Закрепление изученного материала
1.Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 37).
— Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас
растения.
— Напишите названия ваших любимых растений.
№2 (с. 37).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.
— Выполните задание самостоятельно.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся
редкими.
№3 (с. 37).
— Почему растения вносят в Красную книгу?
— Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)
№5 (с. 38).
— Прочитайте задание. Выполните его.
№6 (с. 39).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.
— Запишите буквы по порядку.
— Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)
— Почему надо беречь растения?
Итак, охрана природы - наше общее дело. Это известно любому. Только
не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает
удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того,
что сохранил жизнь цветку, доступна каждому.
VI. Рефлексия
Давайте проверим, чему мы научились на уроке.
Для закрепления темы проведем тест.
Тест «Охрана растений».
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений,
животных и человека?
а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые.
3. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады; б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефермы.
4. Что такое заповедники?
а) заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой
охраной;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со
всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие
зверей, птиц и насекомых.
5. Сведения о редких растениях и животных занесены:
а) в Почётную книгу; б) в книгу жалоб; в) в Красную книгу.
6 .Что нельзя делать в природе?
а) в лесу ходить по тропам; б) собирать лекарственные растения;
в) выкапывать редкие растения и сажать на клумбу.
7. Что человеку дают растения?
а) кислород; б) воду; в) посуду.
VII. Подведение итогов урока
— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что люди делают для охраны растений?
— Прочитайте в учебнике на с. 86 статью о ботаническом саде.
(Ученик читает стихотворение.)
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапку тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 82-85, ответить на вопросы раздела
«Проверь себя» на с. 85.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 7 (с. 38—39).