Напоминание

Такая важная слухоречевая память.


Автор: Пшечкова Нина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №153
Населённый пункт: г.Рязани
Наименование материала: Статья
Тема: Такая важная слухоречевая память.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Такая важная слухоречевая память.

Каждый человек обладает определенным набором способностей и

уровнем развития познавательных процессов. Чем лучше развиты у ребенка

познавательные процессы, тем успешнее он будет учится в школе, тем легче

будет усвоение школьной программы. Говоря о речемыслительных

способностях ребенка, стоит отметить, что они влияют не только на

школьное обучение, но и на социализацию ребенка в обществе.

Огромную роль во всестороннем развитии ребенка играет слухоречевая

память. Слухоречевая память -это образная память, связанная с

деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание

различных звуков. Ребенок может полноценно усвоить информацию при

условии успешного запечатления и сохранения в памяти этой информации, и

затем ее воспроизведения в нужной последовательности и в определенное

время.

Следует отметить, что у детей с нарушениями речи более всего

страдает слухоречевая память, что прежде всего негативно влияет на

формирование речевых умений и навыков.

Если слухоречевая память у ребенка развита недостаточно, то

возникают следующие затруднения:

1.

Затруднения в воспроизведении заданной цепочки слов;

2.

Затруднения в воспроизведении словосочетаний и предложений;

3.

Затруднения в воспроизведении стихотворных текстов;

4.

Затруднения при пересказе прослушанного рассказа;

5.

Затруднения при составлении рассказа по сюжетной картинке, по

серии сюжетных картин.

Если коррекция слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи не

происходит своевременно, то при обучении в школе неизбежны проблемы

при написании текстов под диктовку, воспроизведении прочитанного текста,

написании изложений и сочинений.

Исходя из этого, наряду с работой по коррекции всех компонентов

речи у детей, следует вести работу по устранению недостатков слухоречевой

памяти. Для этого необходимо провести диагностику и определить состояние

слухоречевой памяти у ребенка с нарушениями речи. Это позволит

определить, насколько хорошо ребенок запоминает слова, словосочетания,

фразы

различной

сложности,

предложения,

стихотворные

тексты.

Анализировав результаты диагностики, можно приступить к работе по

устранению недостатков слухоречевой памяти.

К сожалению, несмотря на то, что у подавляющего большинства детей

с нарушениями речи наблюдается нарушение слухоречевой памяти, пока не

разработана четкая система логопедической работы по ее коррекции. Но

существуют упражнения, которые способствуют развитию слухоречевой

памяти у детей с нарушениями речи:

- запоминание цепочки слов, связанных между собой по смыслу.

Начинать нужно с 2-3-х слов, постепенно прибавляя по слову;

-запоминание цепочки слов, не связанных между собой по смыслу;

- запоминание предложений, различной степени сложности;

-запоминание и пересказ различных текстов.

Чем раньше работа по развитию слухоречевой памяти у детей с

нарушениями

речи

будет

включена

в

коррекционно-образовательный

процесс, тем больше шансов избежать последующих проблем в школьном

обучении, тем успешнее усвоение детьми программы начального школьного

образования.



В раздел образования