Автор: Пшечкова Нина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №153
Населённый пункт: г.Рязани
Наименование материала: Статья
Тема: Такая важная слухоречевая память.
Раздел: дошкольное образование
Такая важная слухоречевая память.
Каждый человек обладает определенным набором способностей и
уровнем развития познавательных процессов. Чем лучше развиты у ребенка
познавательные процессы, тем успешнее он будет учится в школе, тем легче
будет усвоение школьной программы. Говоря о речемыслительных
способностях ребенка, стоит отметить, что они влияют не только на
школьное обучение, но и на социализацию ребенка в обществе.
Огромную роль во всестороннем развитии ребенка играет слухоречевая
память. Слухоречевая память -это образная память, связанная с
деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание
различных звуков. Ребенок может полноценно усвоить информацию при
условии успешного запечатления и сохранения в памяти этой информации, и
затем ее воспроизведения в нужной последовательности и в определенное
время.
Следует отметить, что у детей с нарушениями речи более всего
страдает слухоречевая память, что прежде всего негативно влияет на
формирование речевых умений и навыков.
Если слухоречевая память у ребенка развита недостаточно, то
возникают следующие затруднения:
1.
Затруднения в воспроизведении заданной цепочки слов;
2.
Затруднения в воспроизведении словосочетаний и предложений;
3.
Затруднения в воспроизведении стихотворных текстов;
4.
Затруднения при пересказе прослушанного рассказа;
5.
Затруднения при составлении рассказа по сюжетной картинке, по
серии сюжетных картин.
Если коррекция слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи не
происходит своевременно, то при обучении в школе неизбежны проблемы
при написании текстов под диктовку, воспроизведении прочитанного текста,
написании изложений и сочинений.
Исходя из этого, наряду с работой по коррекции всех компонентов
речи у детей, следует вести работу по устранению недостатков слухоречевой
памяти. Для этого необходимо провести диагностику и определить состояние
слухоречевой памяти у ребенка с нарушениями речи. Это позволит
определить, насколько хорошо ребенок запоминает слова, словосочетания,
фразы
различной
сложности,
предложения,
стихотворные
тексты.
Анализировав результаты диагностики, можно приступить к работе по
устранению недостатков слухоречевой памяти.
К сожалению, несмотря на то, что у подавляющего большинства детей
с нарушениями речи наблюдается нарушение слухоречевой памяти, пока не
разработана четкая система логопедической работы по ее коррекции. Но
существуют упражнения, которые способствуют развитию слухоречевой
памяти у детей с нарушениями речи:
- запоминание цепочки слов, связанных между собой по смыслу.
Начинать нужно с 2-3-х слов, постепенно прибавляя по слову;
-запоминание цепочки слов, не связанных между собой по смыслу;
- запоминание предложений, различной степени сложности;
-запоминание и пересказ различных текстов.
Чем раньше работа по развитию слухоречевой памяти у детей с
нарушениями
речи
будет
включена
в
коррекционно-образовательный
процесс, тем больше шансов избежать последующих проблем в школьном
обучении, тем успешнее усвоение детьми программы начального школьного
образования.