Напоминание

"Кунгурские глиняные тарелочки"


Автор: Плотникова Лилия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29"
Населённый пункт: п. Яйва Александровский муниципальный район Пермский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Кунгурские глиняные тарелочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

Конспект занятия по лепке из глины для детей старшей группы

Тема: «Кунгурские тарелочки»

Воспитатель: Плотникова Л.И.

п. Яйва 2017 г.

Цель: Подарить детям радость творчества.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного Пермского

края (Кунгурская керамика).

Познакомить детей с новым способом лепки тарелочек (формовка).

Учить

детей

формовать

тарелочки.

Закреплять

умение

аккуратно

обрабатывать

изделие,

пользуясь

водой

и

губкой,

добиваться

хорошего

результата,

Закреплять умения в росписи ангобами, применяя народные виды росписи

(роспись

пальцем,

роспись

«грушей»);

умения

в

декоративной

деятельности,

Воспитывать живой интерес и уважение к народной культуре к творчеству

народных

мастеров

Прикамья,

эстетический

вкус

и

привычку

вносить

элементы прекрасного в жизнь.

Материал к занятию:

- Подлинные кунгурские керамические изделия.

-Красная глина, ангоб: белый, желтый, черный.

-Тарелочки для формовки, губки, влажные салфетки.

-бумажные силуэты тарелочек для упражнений в росписи.

-Расписанные бумажные силуэты народной глиняной игрушки и керамических

изделий.

-Расписной ларец.

-Таблицы с элементами кунгурской росписи.

Технические средства.

Музыкальный ряд (русские народные мелодии)

Предварительная работа:

-Знакомство с многообразием народной культуры:

-малые формы фольклора,

-знакомство

с

народной

глиняной

игрушкой

(дымковская,

филимоновская,

каргопольская),

-рассказы

воспитателя

о

городе

Кунгуре,

кунгурской

керамике

и

кунгурских

глиняных дел мастерах.

-Беседа «Бело-голубое чудо-это гжельская посуда»,

-игры и упражнения с глиной, дидактические игры по НДПИ,

-наблюдения в природе и др.

Организационный момент.

(Воспитатель обращает внимание детей на расписной ларец, стоящий на столе.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Вот

так

чудо

ларец-это

наверно

бабушка

Настя

для

нас

приготовила.

(Чтение с движениями)

У бабушки Насти волшебный ларец,

Там заперт на ключик волшебный дворец.

Позвонили в бубенец-

И попали во дворец!

Открывается палата,

Смотрим, чем она богата,

Нет ли там чудовища?

Есть ли там сокровища?

(Ю. Мориц.)

Дидактическая игра «Узнай, назови, расскажи».

(Воспитатель открывает ларец,

достает силуэты дымковской, филимоновской,

каргопольской игрушки и силуэты гжельской посуды. Дети узнают,

называют,

рассказывают)

Воспитатель: Эта лучше из палат! Здесь лежит несметный клад не для злючек

белоручек, а для бабушкиных внучек.

( Воспитатель достает из ларца силуэты кунгурских керамических изделий).

А откуда эти кружки словно милые подружки?

Нет, не с неба к нам свалились, в мастерской они родились.

А скажу я вам, что тут рук умелых нужен труд.

Мастер дела не страшится, дело мастера боится.

Эти милые подружки, расчудесные две кружки

Родились невдалеке, (а в Кунгуре городке.) ( Авторская)

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да

это кунгурская керамика. Молодцы, ребятишки

девчонки да

мальчишки все

загадки бабушки Насти отгадали.

Ларец наш закрывается, а увлекательное занятие начинается.

Ребята, сегодня нас ожидает трудная,

но очень интересная работа. Мы с вами

будем

лепить

тарелочки.

Не

просто

лепить,

а

формовать

-

как

это

делают

кунгурские глиняных дел мастера. А чтобы тарелочки получились тонкие, ровные

да гладкие рук умелых нужен труд.

Формами нам будут служить одинаковые пластмассовые тарелочки, поэтому ваши

готовые глиняные тарелочки тоже будут одинаковыми. А вот распишите вы их

каждый

по-своему.

Постарайтесь

придумать

свой

неповторимый

орнамент.

Расписывать будем по сырой глине ангобами как настоящие художники.

(Воспитатель приглашает детей к столам.)

Воспитатель: Ребята, на столах у вас есть все необходимое для сегодняшней

творческой

работы,

но

прежде

чем

приступить

к

формовке

нам

необходимо

подготовить руки к работе. Наши руки самый главный инструмент в сегодняшнем

деле. (Пальчиковая гимнастика)

Чтение

с

движениями

«Солнышко»

(по

мотивам

русского

народного

фольклора.)

Ой, ты, солнышко колоколнышко!

Солнышко нарядись,

Красное покажись.

Солнышко-ведрышко

Загляни в окошечко,

Посвети немножечко

Нам тарелочки лепить, а тебе же их сушить

Да нас деток веселить.

Солнышко красно

Гори, гори ясно!

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло!

Руки к предстоящей работе подготовили, поиграли, повеселились. А веселье и

труд рядом идут. Пора и нам за дело приниматься. Проходите к столам, садитесь

по удобнее да меня послушайте, я вам расскажу и покажу, как кунгурские мастера

тарелки

да

блюда

формуют.

А

вы

слушайте

внимательно,

слушайте

и

запоминайте. (Показ, объяснение.)

А еще мы с вами вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе с

глиной:

-глину отбиваем, удаляем из нее воздух, лепим быстро, чтобы глина не пересохла,

-при обработке изделия аккуратно пользуемся водой, чтобы не получилась грязь,

-сушим изделия в помещении с высокой влажностью. Нельзя сушить на солнце и

сквозняке т.к. изделие может дать трещины,

-обжигаем изделия только после полного высыхания,

Воспитатель: А теперь за дело принимайтесь. Умелые руки не знают скуки. Удачи

вам, ребята! Не волнуйтесь, у вас все получится. Дело мастера боится, говорят в

народе.

Самостоятельная работа детей.

(В процессе самостоятельной работы звучит тихая музыка - народные мелодии.)

Воспитатель

предлагает,

некоторым

детям

прокомментировать

свои

действия.

Помогает затрудняющимся детям (совет, показ). По окончании работы готовые

тарелочки рассмотреть, подождать, чтобы «подвяли» и приступить к росписи.

Предварительно вспомнить правила, которые необходимо соблюдать при росписи

ангобами:

-ангоб

набираем

только

на

подушечку

пальца

и

аккуратно

примакиваем

к

тарелочке,

-на каждый лепесточек и мазок набираем ангоб,

-после смены цвета ангоба тщательно вытираем руки влажной салфеткой,

-аккуратно обращаемся с готовой тарелочкой, чтобы не смазать роспись.

(После росписи, дети любуются красивыми тарелочками. Воспитатель хвалит

детей,

помогает

ставить

тарелочки

на

поднос.

Дети

рассказывают

о

своих

работах, оценивают свои работы, дружелюбно оценивают работы сверстников).

Воспитатель:

Народная

мудрость

гласит:

«Птица

красна

перьем,

а

человек

уменьем. Молодцы, ребятки!

Итог занятия:

-Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

-Каким способом лепили?

-Чем расписывали тарелочки? Что такое ангоб?

-Какие трудности в работе испытали?

-Что вам особенно понравилось?

-Чему бы вы хотели научиться еще? Что бы хотели слепить?

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в присутствии детей убирает силуэты кунгурской керамики в ларец

и обнаруживает там гостинец от бабушки Насти - вязовские пряники из Кунгура)

Читает:

Прянички, прянички,

Прянички печатные.

Прянички печатные

Угощенье знатное…

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.



В раздел образования