Напоминание

Растения Московской области


Автор: Гасилина Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Власовская средняя общеобразовательная школа № 13
Населённый пункт: Московская область Раменский городской округ
Наименование материала: Информационный проект
Тема: Растения Московской области
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная работа

Растения нашего края

1 класс

Содержание:

1. Классификация проекта ………………….3

2. Состав проектной группы………………..3

3. Цель проекта…………………………………....3

4. Задачи проекта …………………….4

5. Актуальность проекта……………………….4

6. Этапы работы над проектом…………….5

7. Материалы проекта …………………………6

8. Заключение………………………………………..

9. Приложение……………………………………….

Классификация проекта:

По продолжительности:

Средней продолжительности – 2 месяца.

По характеру контактов:

Внутриклассные

По форме:

журнальный репортаж

По профилю знаний

монопроект

По числу участников

групповые

По характеру результата деятельности :

Информационный

Состав проектной группы

Обучающие 1 класса

Руководитель Гасилина Оксана Александровна

Цель: подготовка детского праздника , который расширит представления о

разнообразии растений нашего края.

Задачи:

Обучающие:

• формирование знаний о единстве живой и неживой природы,

закономерности природных явлений, взаимодействии природы,

общества и человека;

• формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

• развитие экологической грамотности учащихся;

• развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

• развитие творческого воображения, познавательных способностей

детей;

• развитие способностей устанавливать причинно-следственные,

вероятностные связи, анализировать последствия экологических

ситуаций.

Воспитательные:

• формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

• воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за

происходящее вокруг;

• формирование культуры поведения в природе;

• воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

• прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

• воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам

живой и неживой природы.

Актуальность.

В настоящее время в России идёт становление новой системы

образования, ориентированного на вхождение в мировое

образовательное пространство. Сотрудничество педагога и детей в их

творческом общении и взаимодействии становится универсальной

формой обновления образования. Современными сравнительными

исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения

делают значительную часть школьников неспособными к анализу,

обобщению, и самостоятельным выводам, не умеющими применять

полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает

уровень образования. В связи с этим возникает

необходимость компетентностного подхода в образовании, когда

целью школы должны быть не знания, а способность учиться и

действовать самостоятельно. Действовать самостоятельно, значит,

важны такие качества и ученика, и педагога, как инициатива,

самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая

самореализация. Кардинальное решение проблемы видится в полном,

системном переходе образования к разнообразным творческим работам

по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в

образовании очевидна. Предлагаемый проект «Растения нашего края»

актуален ещё и потому, что сегодня одним из главных условий

успешности образования является здоровье. А успешное

использование здоровьесберегающих программ является одним из

критериев инновации. Именно проектная деятельность должна

доминировать в образовательных процессах, а все остальные формы

занятий стать интерактивными и обеспечивать творческие работы и

проекты.

Специфика исследовательской работы в начальной школе

заключается в систематической направляющей, стимулирующей и

корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и

“заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить

уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в

школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих

родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми

делают фотографии, выполняют несложные исследования по

наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями,

помогают подбирать информацию для теоретического обоснования

проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы

получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный

труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей

работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно,

потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я

знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.

Ребенок,

чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в

исследовательскую работу.

Этапы работы:

Познавательный ( 2 месяца):

Консультативный

знакомство родителей с проектом.

результаты диагностики, перспектива работы;

первые результаты, первые успехи;

подведение итогов проекта, викторина.

Аналитический

(

по ходу реализации проекта):

Материалы проекта.

Мероприятия:

чтение литературных произведений, беседы, викторина, наблюдения,

рисование, дидактические игры.

Чтение литературных произведений.

• Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А. Стрижева.

• Чтение А. Ожегова “Тропинка полевая”,

• Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”,

• Н. Павловой “Загадки цветов”,

•А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.

Знакомство со стихами и загадками о растениях.

Беседа.

«Растения нашего края».

Цели: способствовать обобщению представлений детей о растениях,

развитию

умения

обобщать,

строить

суждения,

получать

результат;

воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: Иллюстрации с изображением растений нашего края, комнатные

растения.

Игра - викторина

«За здоровьем к растениям».

Цель: познакомиться с лекарственными растениями, значение их в

жизни человека и животных;

Показать многообразие лекарственных растений своей местности;

Материал: презентация лекарственных растений.

Наблюдение

«Как растет и развивается фасоль»

Цели: познакомить детей с частями растений, с его внешним строением,

рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку. Рассмотреть

семена растения, познакомить детей с тем, какие внешние условия

необходимы, для того чтобы оно росло и развивалось. Воспитывать любовь к

природе и бережное к ней отношение.

Материал: наблюдение проводится на занятиях «Окружающий мир»,

внеурочной деятельности «Я и моя Родина».

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части растений используются в

пищу.

Материал: иллюстрации и засушенные лекарственные растения (ромашка,

крапива, подорожник, душица).

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по

строению, по запаху.

Материал: иллюстрации растений (душица, пижма, подорожник, ромашка,

чистотел), отдельные части лекарственных растений (стебель, корень,

листья).

Презентация «Растения нашего края».

Детский праздник «Растения- наши друзья».

Приложение.

Беседа в 1 классе. «Растения нашего края»

Цели: способствовать обобщению представлений детей о растениях,

развитию

умения

обобщать,

строить

суждения,

получать

результат;

воспитывать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.

Предварительная работа:

- наблюдение за растениями;

- изучение иллюстраций, беседы с детьми по энциклопедии «Растения»;

- обучение детей поливу растений.

Ход занятия

I. Знакомство с миром растений через игру.

1. Игра «Четвертый лишний».

Учитель выставляет картинки растений (деревья, кусты, травянистые

растения) и животного.

Учитель. Посмотрите внимательно на картинки. Что вы заметили? (Все

растения и одно животное) Какие растения вы увидели? (Ответы детей)

2. Игра «Разложи правильно».

Учитель. Кто-то приходил в класс и перемешал все картинки. Давайте

наведем порядок. Разделимся на три группы, каждая выберет себе схему.

Одна группа отберет деревья, вторая - кусты, а третья - травянистые

растения.

По окончании работы дети меняются местами и проверяют правильность

выполненного задания друг друга.

II. Основная часть.

1. Беседа.

- Можно ли растения назвать живыми? Докажите.

- Чем похожи все растения? Чем отличаются?

- Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена)

2. Игра-обследование.

Учитель предлагает обследовать в классе все растения, определить, в

каком они состоянии, что не хватает некоторым растениям (например, влаги),

доказать, как определили. Чем можно помочь растениям?

3. Выполнение трудовых действий.

Полить, порыхлить, вытереть пыль, побрызгать растения.

III. Итог занятия.

- Какие бывают растения?

- Назовите части растений?

- Как надо ухаживать за комнатными растениями?

Домашнее задание: придумать загадку о своем любимом растении,

проиллюстрировать ее.

Игра - викторина

на тему: За здоровьем к растениям.

Цель:

Познакомиться с лекарственными растениями, значение их в жизни человека

и животных;

Показать многообразие лекарственных растений своей местности;

Ведущий: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник,

заболевшие люди обращались к знахарям и шаманам. Чем же лечились в те

давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав и животных.

Безусловно, всем вам известны лекарственные растения.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот зелёная аптека

Помогает вам, ребята!

Эти стихи не шутка, а, правда. Если человек знает целебные свойства

растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проводим игру-викторину на

тему: «За здоровьем к растениям».

«Узнай растение».

Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту).

Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник).

Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает

кратковременное похолодание? ( Шиповник, черёмуха, дуб)

Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?

(Волчьи ягоды употребляется для лечения в качестве глазных капель, роза

собачья (шиповник).

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит

дезинфицирующее вещество сфагнол)

Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему?

(Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль? Какое растение используется

для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)

Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и

жареным? Это лекарственное растение используется как наружное

средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква,

свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)

Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман,

белладонна, белена).

Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная

ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой

болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

Кору какого кустарника применяли против малярии до появления

хинина? (Кору ивы).

Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку?

(Соком чистотела).

Какое растение получило название «мяун-трава»? При каких болезнях

она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского

императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского

означает «быть здоровым». В лечебных целях используют корневище

валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-

кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее

средство.

«Отгадай загадки»

1.На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства-

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч:

Семян так много в плоде,

Похожим на суму. (Пастушья сумка).

2. На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

4.Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Стихи про растения

Репей.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей;

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепиться в чьи-то штаны,

В волчий хвост или в заячью грудь

И в далекий отправится путь.

Ирина Токмакова

Ели.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучатки - ёлочки,

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Ирина Токмакова

Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

И. Токмакова

Вишня

Как о вишенке-малышке

Знают все не понаслышке.

Любят ягоду такую

И девчонки, и мальчишки.

Станешь вишню собирать,

Вишней короб наполнять,

И ладошки будут тоже

Вишни цвет напоминать.

А. Богдарин

Осинка.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинка

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинке.

И. Токмакова

Береза.

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И. Токмакова

Яблонька.

Маленькая яблонька

У меня в саду

Белая-пребелая,

Все стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

И. Токмакова

Брусника.

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой.

А. Богдарин

Лесная фиалка

Зимние морозы

Солнышко прогнало.

Хрупкая фиалка

На полянке встала.

К солнцу синий венчик

Тянется упрямо.

Первую фиалку

Я сорву для мамы.

В. Пасналеева

Мак

Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

Е. Фейерабенд

Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках –

Круглые комочки.

Н. Нищева

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Подснежник

Я иду в лесу весною,

Надо мною – синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!

Е. Стюарт

Ромашка

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: "Не тронь!"

М. Познанская



В раздел образования