Напоминание

методическая работа


Автор: Панкратов Александр Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ГИМНАЗИЯ № 65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: "Использование игрового метода на уроках физической культуры"
Тема: методическая работа
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игрового метода на уроках физической культуры

Главная цель всех занятий, в том числе и физической культуры, заключается в

разностороннем развитии личности обучающихся.

Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких

качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию,

требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение

заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила,

быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной

техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества.

Игровой метод, как ни какие другие методы способствуют развитию всех выше

перечисленных качеств.

Актуальность

В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив

вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и

показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и

незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самым верным и

эффективным будет игровой метод.

В данной работе мы постараемся показать, что с помощью использования игрового метода

можно развивать все физические качества, разнообразить ни только уроки физической

культуры, но и остальные формы физического воспитания (физкультминутки), привлечь

обучающихся в спортивные кружки, секции, а внеклассные игровые и соревновательные

занятия- («Зарница», «День здоровья», «А ну-ка парни» и др.), способствуют развитию

таланта одаренных и позволяют подтянуть неуспевающих.

Игровой метод в физическом воспитании.

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного

упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в

процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание

действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее

существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и

соревновательным методами.

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит

далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на

ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и

служит

удовлетворению

различных

потребностей

в

самопознании

и

внешнем

контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако

одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из

основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового

метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что

отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности

занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от

других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо

общепринятыми

играми,

например

футболом,

волейболом

или

элементарными

подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических

упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с

особенностями этого метода.

Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным

«сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение

определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения

ситуаций.

Игровой

сюжет

либо

непосредственно

заимствуется

из

окружающей

действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и

жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в

элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей

физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно

характерно для современных спортивных игр).

Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо

одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша,

допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не

предопределяют

жестко

конкретные

действия.

Игровая деятельность в процессе

физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя

различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д.

Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных

действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового

метода

с

методом

непрерывного

переменного

упражнения,

где

бег

различной

интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке

игрового соперничества между участниками.

В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для

творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение

ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной

мобилизацией двигательных способностей.

В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической

напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения,

которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по

типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда

сталкиваются

противоположные

интересы,

возникают

и

разрешаются

игровые

«конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому

выявлению этических качеств личности.

Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть

заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность

достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение

игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это

исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно

регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что

педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно

имеет

здесь

более

сложные

и

косвенные

формы,

чем

в

методах

строго

регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с

помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется

и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров

площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом

методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного

упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе

физического

воспитания

не

столько

для

начального

обучения

движениям

или

избирательного воздействия на отдельное способности, сколько для комплексного

совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей

мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость,

быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках

умелого

специалиста

он

является

также

весьма

действенным

для

воспитания

коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств

личности.

Спортивные игры как средство физического воспитания.

Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях

гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, и

в особенности игры спортивные. Они относятся к числу самых распространенных и

любимых видов физических упражнений у людей всего мира.

Спортивные игры - особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр,

каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта. Сегодня известно около 100

игр, по которым регулярно проводят спортивные состязания. Самые популярные из них

включены в программу олимпийских игр. Уже на первых олимпиадах разыгрывалось

звание

олимпийских

чемпионов

в

соревнованиях

по

теннису,

гольфу.

Сейчас

соревнования проводятся по девяти видам игр - футбол, баскетбол, гандбол, волейбол,

хоккей, водное поло, хоккей на траве, теннис, настольный теннис - и предлагается

дальнейшее расширение этой части олимпийской программы. Правомерность такого

решения очевидна, поскольку спортивным играм принадлежит первое место по числу

занимающихся.

Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр

исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то

особые места занятий, а главное - нет необходимости в длительной предварительной

подготовке для участия в соревнованиях.

Игры

отличаются

особой

привлекательностью.

Для

победы

здесь

мало

одного

физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий

интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при

преимуществе соперника.

Методика применения игр на уроках физической культуры

Вспомните, как играющие дети бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы, как,

увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках

и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не

возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный

подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее

участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы,

быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная

в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность

развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного,

равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.

Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку

перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное

упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой

конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции

возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях

максимального напряжения свои

физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости

даже при значительно повышенных объемах работы.

Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное

свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывает интерес к преодолению

трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать

свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде,

развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство

ответственности и взаимовыручки.

Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями,

умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию

и

укреплению

костно-связочного

аппарата,

мышечной

системы,

формированию

правильной осанки.

Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно

и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель,

дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и

результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него полезно включать игры,

связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными

формами

преодоления мышечного сопротивления соперника

в

непосредственном

соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и

т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или

прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса,

разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей

партнерам по команде).

Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на

зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками,

стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в

кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное

и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации

движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической

сноровки

и

тактической

изворотливости,

умения

своевременно

и

эффективно

использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо

складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил

и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной

непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

Возрастные особенности обучающихся

Специфика подросткового возраста в значительной мере определяется важнейшим

биологическим фактором - половым созреванием. Процесс полового созревания, в

особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в

деятельности всех физиологических систем, включая ЦНС.

Возраст 16-18 лет является продолжением пубертатного периода.

Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций

тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. В результате телосложению с

пропорциональным развитием туловища приходит подростковый, голенастый тип, для

которого характерно некоторая длиннорукость и длинноногость.

В этот период формируется кардиореспираторная система до уровня взрослого человека,

и, соответственно, его функциональные возможности могут временно отставать от

потребностей растущего тела. Наблюдается прирост лёгочных объемов и, соответственно,

возрастают функциональные возможности дыхательной системы. В первую очередь это

сказывается на кислородном снабжении рабочих мышц.

Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако общих изменений в строении

мышечных волокон не происходит, т.е. качественные характеристики мышц остаются

теми же. В то же время биохимическая ситуация в мышечных волокнах из-за усиления

процессов синтеза, необходимых для роста, существенно меняется: энергетический обмен

в клетках становится более напряженным и менее устойчивым. Особенно напряженно

вынуждены работать митохондрии, обеспечивающие клетку необходимым резервом АТФ

за счет окисления углеводов и жиров. В этой ситуации любые дополнительные затраты

энергии приводят к использованию экономичных, аэробно- анаэробных источников

энергетического

обеспечения.

В

результате

происходит

активизация

процессов

анаэробного (безкислородного) гликолиза, в мышцах и крови накапливается молочная

кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма (гомеостаза), что

отрицательно сказывается на мышечной работоспособности.

Так

же

снижается

возможность

длительно

поддерживать

постоянный

уровень

функциональной

активности,

отсюда

временное

уменьшение

выносливости

и

работоспособности.

При планировании занятий физической культурой необходимо учитывать, что их

аэробные

возможности

ограничены

вследствии

еще

не

сформированной

кадиореспираторной системы. Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и

основное внимание при организации занятий должно быть уделено развитию скоростно-

силовых качеств, а так же ловкости.

Кровообращение.

Возникающие в этом возрасте ограничения в кровоснабжении

затрагивают не только мышцы, но и другие органы, включая головной мозг. Так,

объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижена.

Одним из важнейших условий успешной реализации образовательного процесса является

знание педагогом определенных закономерностей развития личности, которые лежат в

основе каждого возрастного периода.

Отбор средств для педагогического эксперимента

В ходе проведенной работы были отобраны игры для 10-11 классов различной

интенсивности и направленности. Игры низкой интенсивности «Сильный бросок».

Две команды располагаются на разных сторонах площадки, в центре которой на линии

лежит мяч. По команде играющие бросают мячи (снежки) в мяч, стараясь перекатить его

на сторону соперника. Команда, которой это удается, выигрывает. «Придумай сам».

«Эстафета с прыжками».

Участники делятся на две-четыре команды. Игроки каждой команды строятся в колонны

по одному за линией старта. Начиная с расстояния в 1 м от линии старта, проводится

несколько линий через каждые 20 см. Это секторы 1,2,3 и т.д. Номер соответствует

количеству очков, которые подучит игрок, прыгнув в тот или иной сектор. По сигналу

игроки поочередно прыгают в длину с места. Судьи подсчитывают сумму очков,

собранных каждой командой. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Комбинированная эстафета».

Команды по 6 чел. В каждой строятся в колонны по одному за общей линией старта.

Каждый кладет руки на плечи впередистоящему к прыгает

на одной ноге но правлению к поворотной стойке, установленной на расстоянии 12-15 м

от линии старта. От стойки ребята прыгают в обратном направлении уже на другой ноге.

Побеждает команда, первой вернувшаяся за линию старта.

Команды составляются из 5 девочек и 6 мальчиков. Длина каждого этапа 15м. 1 этап. Бег

вдвоем в одном обруче (девочки и мальчики отдельно). 2 этап. Бег на трех ногах в паре

(мальчики и девочки отдельно).

Разноименные ноги партнеров связываются резиновым жгутом на уровне голеностопных

суставов, 3 этап. Прыжки в мешке (участвуют только мальчики), 4 этап. Прыжки на одной

со сменой ног у поворотной стойки (сначала девочка, затем мальчик).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа литературы мы сделали выводы о том, что игровой метод являются

незаменимым в подростковом возрасте в системе физического воспитания, поскольку

влияет на эмоциональную сферу обучающихся.

Мы выяснили, что рациональная организация игр, в подростковом возрасте, и праздников

по физической культуре, способствует привлечению большого количества обучающихся,

позволяет с детства привить желание заниматься физической культурой и спортом,

проявить себя ученику с практически любым уровнем физической подготовки.

Систематизировав и классифицировав спортивные игры, мы убедились, что можно

определить принадлежность каждой спортивной игры к той или иной группе, обладающей

сходными признаками (интенсивность, возрастной контингент и по развитию физических

качеств).

Входе работы также были выбраны игры, которые помогут повысить эффективность

процесса физического воспитания за счет увеличения игрового и соревновательного

компонента в занятиях по физической культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей -М. 2011 г.

2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, метать- М., Просвещение, 2012 г.

3. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: учебное

пособие. — СПб., 2011.

4. Гришин В.Г. Игры с мячом - М., Просвещение 2013 г.

5. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в

игровых видах спорта. — М., 2012. 48 с.

1.

Иванков Ч.Т. Особенности воспитания физических качеств школьников начальных

классов. Материалы научно-практ. конф.- Коломна 2011. — с. 157

7. Иванков Ч.Т. Теория и методика физического воспитания. - М., 2012 г.

1.

Иванков Ч.Т. Рационализация тренировочных нагрузок на уроках физической

культуры в школе. Сб. научи, практ. конференции по проблеме физвоспитания

учащихся, человек, здоровье в изменяющемся мире. КПИ, 2012. с.-151

9. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. — М. Физкультура и

спорт, 2012.

1.

Курамшин

Ю.Ф.

Методы

обучения

двигательным

действиям

и

развития

физических качеств. — Л., 2013.



В раздел образования