Напоминание

Профилактика психического неблагополучия детей раннего возраста в условиях дома ребёнка путём грамотной организации активного бодрствования воспитанников групповым персоналом


Автор: Лисина Олеся Владимировна
Должность: начальник отдела коррекционной педагогики
Учебное заведение: КГКУЗ ККСДР №3
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профилактика психического неблагополучия детей раннего возраста в условиях дома ребёнка путём грамотной организации активного бодрствования воспитанников групповым персоналом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лисина Олеся Владимировна

КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребёнка №3»

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА ПУТЁМ

ГРАМОТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО БОДРСТВОВАНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ГРУППОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ

Ещё в 1975 году французский акушер Фредерик Лебойе отстаивал то, что

новорожденные младенцы обладают всеми

видами чувствительности

и

используют их точно так же, как остальная часть человечества. А жизненно

важным для новорожденных является быть в тесном контакте с мамой. Сейчас

это уже доказано многими учёными: разделение матерей и младенцев – это

физическое лишение и эмоциональное испытание, которое приводит к

глубокому нарушению психического развития детей.

В большинстве случаев психическое развитие воспитанников дома ребенка

оценивается специалистами как явно неблагополучное с 4-х месячного

возраста, полагается, что до этого депривация не оказывает столь явного

отрицательного влияния. Ведь с первого дня своей жизни для младенца важно

взаимодействие с близким взрослым, к двум месяцам ребёнку необходимо,

чтобы было установлено эмоциональное равновесие и положительный настрой

между ним и взрослым.

Рациональная организация условий проживания детей раннего возраста в

доме ребёнка и грамотное построение педагогического процесса, в основе

которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его

психической жизни посредством организации различных видов деятельности

(предметной, познавательной, игровой и т. д.), направлена на развитие у него

уже

на

ранних

этапах

детства

потребностей

духовного

характера.

Современные исследования, в которых использовался покадровый анализ

видеозаписи процесса ухода матери или близкого взрослого ребёнком,

продемонстрировали, что младенец уже на первом месяце жизни начинает

двигаться в такт с ритмом речи взрослого, открывает глаза, рот в ответ на

соответствующее поведение взрослого.

Изучение игр взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что

ребёнок уже участвует в них как активный партнёр, управляя поведением

матери/близкого взрослого с помощью взгляда и улыбки, помогая тем самым

определить темп и ритм игры.

Помимо этого учёные установили, что уже в первые дни жизни малыш

обнаруживает неодинаковое отношение к различным зрительным объектам,

предпочитая округлые, изогнутые, замкнутые линии прямым, контрастные

изображения

– нечётким,

сложную

форму

– простой.

Это

позволило

психологам

говорить

о

том,

что

младенец

избирательно

относится

к

зрительным стимулам внешней среды, особое предпочтение при этом отдаёт

человеческому

лицу.

Такие

выводы

ещё

раз

подтверждают

важность

взаимодействия взрослого с ребёнком уже с первых дней жизни, причём не

только при кормлении и других обязательных моментах в режиме дня ребёнка,

но и во время бодрствования ребёнка.

Так

же быстро, как развивается зрительное восприятие малыша,

формируется и слуховое. Уже 9-10-дневный ребёнок вздрагивает и моргает при

резком звуке, а в 18-19 дней сосредоточивается на громких звуках, замирает,

перестаёт двигаться, затихает, прислушивается. И конечно, предпочитают

звуки человеческого голоса всем другим звукам.

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста

лишенных родителей, — дело ответственное и нелегкое. Добросовестный уход

и забота персонала групп о воспитанниках дома ребенка восполняют

материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без

которого не может быть полноценного физического и психического развития

ребенка. Несмотря на то, что детям, растущим в доме ребенка, уделяется

особое внимание, следует все же признать, что помимо ухода и заботы им

необходимо грамотно организовывать их досуг, с целью профилактики

отклонений

развития

зрительного,

слухового

восприятия,

предпосылок

формировании речи и двигательной активности.

Поэтому мы в условиях нашего Дома ребёнка особое внимание уделяем

организации активного бодрствования детей всем персоналом группы, а не

только воспитателем.

Для этого систематически проводим обучающие мастер классы «Как поиграть

с ребёнком с пользой» для нянь и медицинских сестёр групп, как правильно и

интересно организовать активное бодрствование детей раннего возраста, с

учётом их возрастных особенностей развития. На этих мастер-классах персонал

является активным участником обучающего процесса и

весь материал

усваивается ими практическим путем, а не теоретическим, что особенно

эффективно.

Мы показываем, какими игрушками и как играть с детьми

раннего возраста, как правильно реагировать на эмоциональные реакции детей,

на что, в первую очередь, делать акцент при взаимодействии с ребёнком и т.д.

Особое внимание уделяем подбору игрового материала с учётом возраста

детей.

Организация активного бодрствования детей 2-6 месяцев

Задача взрослого, во время бодрствования детей, побуждать каждого ребёнка

рассматривать игрушки, действовать с предметами, гулить, лепетать, двигаться,

прислушиваться к звукам, стремиться к общению с взрослыми.

Главное в этот период – организация ориентировочно-исследовательской

деятельности.

Для этого необходимо подносить ребёнку погремушки,

предлагать взять их, если ребёнок ещё не умеет брать в руки – то прикладывать

к его ладони, побуждая к захватыванию и к удерживанию. Для развития слуха

необходимо в отдалении от детей постукивать погремушкой, включать

мелодичную музыку и следить за тем, чтобы дети поворачивали голову на звук.

Для

обогащения

впечатлениями,

стимулирования

положительных/позитивных эмоций необходимо персоналу периодически

брать детей на руки, вызывая у них улыбку, поддерживая гуление, лепет.

Делать массаж детям. Проводить игры на развитие движений длительностью 3-

6 минут.

Организация активного бодрствования детей 6 - 9 месяцев

При организации бодрствования детям указанного возраста обеспечивают

условия для эмоционально-положительного поведения, двигательной и речевой

активности,

разнообразных

действий

с

предметами.

Например:

детям

предлагается

несколько

коробочек

с

крышками/

пирамидки-стаканчики,

крупные стержни и кольца к ним, матрёшки двусоставные, мячики … Но

одновременно не следует раскладывать слишком много игрушек, их нужно

периодически

менять! Некоторое время, после кормления, дети недолго

самостоятельно рассматривают игрушки. Затем с ними играют взрослые.

В процессе бодрствования общение персонала с каждым ребёнком должно

носить воспитывающий и обучающий характер, дети не должны постоянно

быть сами по себе.

В этот возрастной период с детьми организуется

объективно-направленное

общение,

когда

взрослый

обращает

внимание

ребёнка на предмет или действие и тут же называет этот предмет или действие.

У детей развивают ориентировочную реакцию на новое, стимулируют

непроизвольное внимание. Особенно успешно формируется эта реакция в

момент контакта с ребёнком, когда в руке у взрослого неожиданно появляется

новая игрушка. Тут же необходимо проделать 1-2 действия с игрушкой,

вызывая у детей желание увидеть её снова, поддерживать поиск этой игрушки.

Реакцию на «новое» следует стимулировать у детей несколько раз в день,

используя новые предметы, приход взрослых. Новые люди, новые игрушки

вызывают у детей непосредственное оживление, необходимое для появления

голосовых реакций, которые взрослый должен поддерживать, повторяя

произнесённые ребёнком слоги, вызывая подражание (да-да-да, та-та-та…)

Развитие движений – основное в этом возрасте. Для совершенствования

ползания взрослый ласково обращается к детям, показывая игрушку, побуждает

ребёнка достать её, подползая к ней.

Организация активного бодрствования детей с 9 до 12 месяцев

В этом возрастном периоде необходима комплексная работа, направленная

на всестороннее развитие маленького ребёнка, особенно на формирование

основных движений, действий с предметами.

Для этого нужно на пути

ползания детей устраивать барьеры-препятствия (из элементов мягкого модуля,

дуги и т.п.). Дети тогда учатся вставать, перелазить; держась за опору,

начинают самостоятельно ходить. Сначала ребёнок переступает неуверенно, 2-

3 шага. Взрослый поддерживает ребёнка, чтобы не упал. Затем можно звать к

себе («иди ко мне, Маша…»). Для развития новых способов действий детям

уже следует давать для игры не только резиновые игрушки, но и пластмассовые

игрушки (ведёрки, мисочки, бидончики…- куда они могли бы складывать

мелкие предметы; коробочки с крышками, кубики, матрёшки, мячи разной

величины…),

сюжетные игрушки (куклы, посудка, кроватка для куклы,

машинки, рули музыкальные…)

Проводить игры уже с 3-4 детьми одновременно. Больше всего уделять

внимание

играм,

способствующим

развитию

речи.

Окружающая

детей

материальная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и

периодически изменяться взрослыми!

Организация активного бодрствования детей с 1года до 2 лет.

Взрослый, выбирая игрушки для взаимодействия с детьми, обращает

внимание на привлечение детей к сюжетным играм, показывает новые способы

действий, затем предлагает ребёнку воспроизвести действия (построить по

образцу из кубиков фигуру, домик, стол, стульчик для куклы…), стараясь,

чтобы ребёнок достиг результата, по возможности повторяя слова, названия

предметов и действий. Особенностью организации сюжетно-отобразительной

игры детей является постоянное содействие взрослого, привлечение внимания

детей к игрушкам, показ сюжета игры, организация «перевода» детей от одного

вида действий к другому.

Взрослый укрепляет у детей позитивные

(положительные)

формы

общения

с

окружающими

и

предупреждает

негативные (отрицательные).

Младших детей можно привлекать к наблюдениям за действиями старших,

чтобы они могли, подражая, повторять эти действия, воспроизводить их.

Должны быть организованы разнообразные действия детей с предметами с

учётом

пропорционального

соотношения

функциональных

и

орудийных

действий. Это строительный материал, народные и дидактические игрушки:

пирамидки, кубики, деревянные вкладыши и пазлы, рыбалка… Или вместе

что-либо собирают, строят башню, открывают и закрывают коробочки…

В итоге общение ребенка с взрослым осуществляется в результате

выполнения следующих педагогических условий: правильная организация

предметно-пространственной

среды;

организация

общения

в

процессе

специально

организованной

деятельности

на

играх-занятиях,

во

время

активного бодрствования; развитие общения при осуществлении режимных

процессов;

организация

эмоционально-практического

общения.

В целом, наша работа направлена на поиск оптимальных условий

профилактики

и

коррекции

еще

до

момента

формирования

явных

неблагоприятных

тенденций

в

развитии

воспитанников,

связанных

с

депривацией личностно-ориентированного взаимодействия.

Литература:

1. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми

у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные

особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И.

Лисиной. - М.: Педагогика, 1982

2. Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.:

Школьная книга, 2017.

3. Сохина Т.В. " Особенности поведения младенцев – воспитанников дома

ребёнка в ситуациях дискомфорта

Альманах №12 2008. - "Новые исследования

в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

4. Толкова, Н. М. Педагогические условия развития общения детей раннего

возраста в доме ребенка / Н. М. Толкова. — Молодой ученый. — 2015. — № 1.



В раздел образования