Автор: Батьянова Олеся Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Зёрнышки" села Работки
Населённый пункт: Кстовского р-на, Нижегородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации педагогам по
работе с гиперактивными детьми.
Что такое гиперактивность?
"Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных
слов,
указывающая
на
превышение
нормы.
Слово
"активный”
пришло
в
русский
язык
из
латинского
"a
tivus”
и
означает
"действенный,
деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям
гиперактивности
невнимательность,
отвлекаемость,
импульсивность,
повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют
проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении,
низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не
зависит
от
степени
гиперактивности
и
может
превышать
показатели
возрастной
нормы.
Первые
проявления
гиперактивности
наблюдаются
в
возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Дети,
которые
имеют
нарушения
внимания
и
двигательную
расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и
исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации
эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла
необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в
детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома
совпадает
с
критическими
периодами
становления
центральной
нервной
системы у детей: 3 года, 6-7 лет.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
- дефицит активного внимания,
- двигательная расторможенность,
- импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие
критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в
кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и
вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо
управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные
результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на
одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных
признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что
ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Для эффективной диагностики и коррекции синдрома
дефицита внимания и гиперактивности «традиционно»
используется два основных подхода: медицинский и
психологический.
Психологический
подход учитывает
особенности
самоорганизации
поведения
гиперактивных
детей
и
проблемы
общения
со
взрослыми
и
свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации
движения. Диагностика проводится по 3 параметрам
Расстройства
внимания
и
развития
когнитивных
функций
(внимамания,
памяти, мышления), степень развития учебных навыков»
Двигательная расторможенность и импульсивность.
Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.
Кроме
стандартных
методик,
используются
нейропсихологические
(графомоторные
тесты
«Дом,
дерево,
человек»
и
др.,
пробы
на
уровень
развитияпроизвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-
Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)
Перед началом диагностики необходимо определить основные цели и методы
их достижения, которые для наглядности представили в виде таблицы.
Цели диагностики
Методы диагностики
1.выявление адекватности
- метод наблюдения;
представлений родителей о
степени тяжести нарушений
развития у детей и связанных с
ними особенностях воспитания
- метод устного и письменного
опроса;
-метод моделирования;
- метод статистической обработки
результатов исследования.
2. Проведение комплексной
диагностики детей, позволяющий
выявить эффективные условия их
воспитания в семье и ДОУ
- метод наблюдения;
-- метод устного и письменного
опроса;
-метод моделирования игровых
ситуаций ;
- метод статистической обработки
результатов исследования.
Соотнесение результатов
выявленных особенностей
представлений родителей и
реальных проблем,
существующих в воспитании
детей и разработка методических
рекомендаций для родителей и
воспитателей
- метод корреляционного и
сравнительного анализа;
-метод активизации родителей;
-метод экспертных оценок.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Одной
из
важных
задач
работы
с
гиперактивными
детьми
является
создание
комфортной
психологической
атмосферы,
в
которой
ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует
свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на
выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности.
Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят
самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми
необходимо
использовать
комплекс
игр
и
упражнений,
для
этого
была
разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить
следующие игры:
- Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( “
Лучики”, “ Травинка на ветру”, “ Кошечка”, “Половинка”;
- Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма,
развития самоконтроля и произвольности ;
-
Глазодвигательные
упражнения
-
для
расширения
поля
зрения
и
улучшения восприятия ;
- Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности
и самоконтроля ( “ Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки - бормоталочки”, “
Буратино” . “ Шалуны”);
- Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-
ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);
-
Коммуникативные
упражнения-
восстановление
и
дальнейшее
углубление контакта с собственным телом (“ Тряпичная кукла”, “Животные”,
“Головомяч”);
- Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;
- Музыкальные игры - упражнения с лентами, хороводные игры.
Чаще
всего
работа
проводится
индивидуально
или
небольшими
подгруппами.
Желательно
использовать
новые
нетрадиционные
формы
работы с элементами арттерапии, песочной терапии.
Пескотерапия (sand-play).
Терапевтический
эффект
игры
с
песком
впервые
был
замечен
швейцарским
психологом
и
философом
Карлом
Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из
песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова
строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет
ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому
всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает
состояния
равновесия,
уходят
тревога
и
страх.
Еще
одно
важнейшее
психотерапевтическое
свойство
песка
-
возможность
изменения
сюжета,
событий,
взаимоотношений.
Поскольку
игра
происходит
в
контексте
сказочного
мира,
ребенку
предоставляется
возможность
изменения
дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать
трудности.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма
деятельности.
Ребенок
часто
словами
не
может
выразить
свои
переживания,
страхи,
и
тут
ему
на
помощь
приходят
игры
с
песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от
напряжения.
А
самое
главное
—
он
приобретает
бесценный
опыт
символического
разрешения
множества
жизненных
ситуаций,
ведь
в
настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Взаимодействие педагога-психолога с родителями.
Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями
выясняют
причину
нежелательного
поведения
у
ребёнка
(признаки
гиперактивности).
После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить
смысл
предстоящей
психо-коррекционной
работы.
Родителям
необходимо
объяснить,
что
улучшение
состояния
ребёнка
зависит
не
только
от
специальных
занятий
педагогов,
но
в
значительной
степени
от
доброго,
спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют
правила поведения с гиперактивными детьми.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
поддерживать дома четкий распорядок дня;
выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не
услышит вас);
автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою
просьбу (нейтральным тоном);
отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую
возможную
в
данный
момент
деятельность;
задать
неожиданный
вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить,
повторить его действия);
сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент,
когда он капризничает;
оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
не приказывать, а просить (но не заискивать);
не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес
извинения
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами
ДОУ
Для
эфективной
работы
с
гиперактивными
детьми
необходимо
взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда,
муз.
работника,
физкультурного
работника).
Все
вместе
они
проводят
комплексную
диагностику,
а
затем
состовляют
план
коррекционно-
развивающей работы.
Шпаргалка для взрослых
или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать
физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать
чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7.
Использовать
тактильный
контакт
(элементы
массажа,
прикосновения,
поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Помните, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат
плохого
воспитания,
а
медицинский
и
нейропсихологический
диагноз.
Проблему
гиперактивности
невозможно
решить
волевыми
усилиями,
авторитарными указаниями и убеждениями.
Картотека игр для гиперактивных детей
Как играть с гиперактивными детьми
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо
учитывать
следующие
особенности
таких
детей:
дефицит
внимания,
импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное
время
подчиняться
групповым
правилам,
выслушивать
и
выполнять
инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре
им
трудно
дожидаться
своей
очереди
и
считаться
с
интересами
других.
Поэтому
включать
таких
детей
в
коллективную
работу
целесообразно
поэтапно.
Начинать
можно
с
индивидуальной
работы,
затем
привлекать
ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к
коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами,
способствующие развитию внимания.
«Где что было»
Ребенку
показывают
несколько
предметов,
лежащих
на
столе.
Когда
он
отвернется,
один
из
предметов
убирают
или
переставляют.
От
ребенка
требуется
указать,
что
изменилось.
Начинать
следует
с
небольшого
количества
предметов,
затем
количество
предметов
по степенно
увеличивается.
«Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу воспитателя
многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в
любом другом, заданном воспитателем, направлении. В движении принимают
участие все пять пальцев.
"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает
ее
взрослому,
а
сам
отворачивается.
Взрослый
дорисовывает
несколько
деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в
рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди
рисуют
на
доске
какой-либо
рисунок
и
отворачиваются
(при
этом
возможность
движения
не
ограничивается).
Взрослый
дорисовывает
несколько
деталей.
Дети,
взглянув
на
рисунок,
должны
сказать,
какие
изменения произошли.
“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если
ребенок
подрался,
что-то
сломал
или
причинил
кому-нибудь
боль,
можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.
Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик,
раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять
беседу
с
руками.
Спросите:
“Кто
вы,
как
вас
зовут?”,
“Что
вы
любите
делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к
разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки
хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не
слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора”
между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней
(сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще
более
короткого
промежутка
времени)
они
постараются
делать
только
хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный
промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить
договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина
“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные
вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду:
“Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”
“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой
регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый,
синий.
Это
—
сигналы.
Когда
взрослый
поднимает
красную
ладонь
—
“кричалку”
можно
бегать,
кричать,
сильно
шуметь;
желтая
ладонь
—
“шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка”
— синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не
шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
“Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.
Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни,
которую
распределяют
так:
каждому
участнику
по
одному
слову.
Затем
входит
водящий,
и
игроки
все
одновременно,
хором,
начинают
громко
повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня,
собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил
вслух доставшееся ему слово.
“Ласковые лапки”
Цель:
снятие
напряжения,
мышечных
зажимов,
снижение
агрессивности,
развитие
чувственного
восприятия,
гармонизация
отношений
между
ребенком и взрослым.
Взрослый
подбирает
6-7
мелких
предметов
различной
фактуры:
кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается
на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет,
что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с
закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасается к руке – отгадать
предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно
поменяться с ребенком местами.
“Броуновское движение”
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим
теннисные
мячики.
Детям
сообщаются
правила
игры:
мячи
не
должны
останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой
или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий
вкатывает
дополнительное
количество
мячей.
Смысл
игры
–
установить
командный рекорд по количеству мячей в круге.
“Передай мяч”
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее
передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе
бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и
убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с
закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
“Запрещенное движение”
Цель:
игра
с
четкими
правилами
организует,
дисциплинирует
детей,
сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый
эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они
повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно
движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное
движение, выходит из игры.
Пальчиковые игры для гиперактивных детей
Педагог или родитель может начать игры с сообщения о том, что сейчас
пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в
забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить
несколько игр, подобных приведенным ниже.
“Двуножки”
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2
пальца:
указательный
и
средний.
Остальные
прижаты
к
ладони.
Можно
устраивать
гонки
между
«двуножками»
левой
и
правой
руки,
между
«двуножками» соседей по парте.
“Слоны”
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные —
в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли,
при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки
слонов.
"Коршун"
Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции
в з р о с л о г о ,
о б у ч и т ь
н а в ы к а м
в з а и м о д е й с т в и я
с
д е т ь м и .
Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" -
живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить
мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют
(ходят
по
комнате).
Как
только
воспитатель
говорит:
"Коршун"
(предварительно
с
детьми
проводится
беседа,
во
время
которой
им
объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все
дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую
" к у р о ч к у "
и з
ч и с л а
и г р а ю щ и х
д е т е й .
И г р а
п о в т о р я е т с я .
В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из "курятника" и
погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе,
попрыгать.
Можно
предложить
детям
поискать
"цыпленка",
который
потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку -
пушистого
цыпленка.
Малыши
вместе
с
воспитателем
рассматривают
и г р у ш к у ,
г л а д я т
е е ,
ж а л е ю т
и
о т н о с я т
н а
м е с т о .
С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим
образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто
вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70
сантиметров.
Авторы: Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов
“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)
Цель:
развитие
произвольного
внимания,
быстроты
реакции,
обучение
умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это
может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь
слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и
идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком
случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни
(оговоренное заранее).
“Колпак мой треугольный” (Старинная игра) Цель: научить концентрировать
внимание,
способствовать
осознанию
ребенком
своего
тела,
научить
управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в
кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из
фразы:
^Колпак
мой
треугольный,
мой
треугольный
колпак.
А
если
не
треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но
дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри
мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже
заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В
каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а
“показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают
только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но
не
слишком
медленная
музыка.
Дети
идут
в
колонне
друг
за
другом.
Внезапно
музыка
прекращается.
Все
останавливаются,
слушают
произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую
руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка,
и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных
движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо
слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм
действия
расшалившихся
ребят,
а
детям
—
успокоиться
и
без
труда
переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать
внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за
другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения.
Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно
остановиться.
Все
остальные
продолжают
маршировать
и
слушать
команды.
Таким
образом,
командир
расставляет
всех
детей
в
задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать
команды, дети должны передвигаться бесшумно.
“Король сказал...” (Известная детская игра)
Цель:
переключение
внимания
с
одного
вида
деятельности
на
другой,
преодоление
двигательных
автоматизмов.
Все
участники
игры
вместе
с
ведущим
становятся
в
круг.
Ведущий
говорит,
что
он
будет
показывать
разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие
должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король
сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь
задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и
т.д.
Вместо
слов
“Король
сказал”
можно
добавлять
и
другие,
например,
“Пожалуйста” или “Командир приказал”.
“Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и
принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо
другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять
позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки
между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
“Замри” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в
стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам).
Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую
пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он
выбывает
из
игры.
Снова
звучит
музыка
—
оставшиеся
продолжают
выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь
один играющий.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети
по
сигналу
ведущего
начинают
хаотично
двигаться
по
комнате
и
здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо
из
детей
будет
специально
стремиться
поздороваться
именно
с
тем,
кто
обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным
образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений,
сопутствующих
проведению
этой
игры,
даст
гиперактивному
ребенку
возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена
партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для
полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во
время этой игры.
“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы
выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего
отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по
кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать
колоколъчик друг другу нельзя.
Игры для релаксации
"Прикосновение"
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его
тактильную восприимчивость.
Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть
кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из
бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит,
предложите
ему
закрыть
глаза
и
попробовать
догадаться,
чем
вы
прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае
ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
"Солдат и тряпичная кукла"
Самый
простой
и
надежный
способ
научить
детей
расслабляться
-
это
обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним
расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в
игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с
ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть
игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат".
После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите
другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка
должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их
руки
болтались,
будто
они
сделаны
из
ткани
и
ваты.
Помогите
им
представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен
стать солдатом и т. д.
Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда
вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.
"Насос и мяч"
Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то
ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот
момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий
мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми
в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый
тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие
движения,
как
будто
в
его
руках
находится
насос.
По
мере
увеличения
интенсивности
движений
насоса
"мяч"
становится
все
более
накаченым.
Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в
стороны,
сделайте
вид,
что
вы
критично
смотрите
на
свою
работу.
Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь
придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса.
Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.
Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч,
лучше
сначала
предложить
ему
побыть
в
роли
насоса.
Вы
же
будете
напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять,
как действует этот метод.
"Шалтай-Болтай"
Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как
их поведение во многом схоже. Чтобы ваши сын или дочь лучше вошли в
роль, вспомните, читал ли он стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А
может быть, он видел мультфильм о нем? Если это так, то пусть ребенок
расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он
себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из
стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он
будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими,
расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и
головой.
Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить
тело
вперед
и
вниз,
перестав
болтать
руками
и
расслабившись.
Можно
позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол,
правда,
тогда
стоит
позаботиться
о
его
чистоте
и
ковровом
покрытии.
Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и
покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он
получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а
значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите
игру
несколько
раз
подряд.
Чтобы
она
не
наскучила,
можно
читать
стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или
ускорять свои движения.
Игры, развивающие волевую регуляцию
"Молчу - шепчу - кричу"
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою
речь
-
они
часто
говорят
на
повышенных
тонах.
Эта
игра
развивает
способность
осознанно
регулировать
громкость
своих
высказываний,
стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать
одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы
ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы
прикладываете
палец
к
губам,
то
ребенок
должен
говорить
шепотом
и
передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во
время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы
поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу",
чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
"Говори по сигналу"
Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы.
Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал,
например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы
задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен
молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на
языке.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные
цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом
расспрашивая
ребенка
о
его
желаниях,
склонностях,
интере сах,
привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете
ему
обратить
внимание
на
свое
"я".
Задавая
вопросы
по
содержанию
пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с
развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.
"Замри"
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть
двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок
может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук,
игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике.
Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно
создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать
по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку.
Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после
окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным
наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на
стол).
"Царевна Несмеяна"
Всем
знакомы
жалобы
детей
на
то,
что
кто-то
другой
мешает
им
сосредоточиться и смешит их. В данной игре им придется преодолеть именно
это досадное обстоятельство.
Вспомните
такой
мультипликационный
персонаж,
как
царевна
Несмеяна.
Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала
внимания и лила слезы день и ночь. Сейчас ребенок будет такой царевной.
Плакать, конечно, не стоит, но смеяться ему строго-настрого запрещается
(иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был
обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу
тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до
царской казны, могут выступать другие дети или поначалу взрослые в семье.
Они окружают царевну (которую может играть как мальчик, так и девочка) и
пытаются
всеми
силами
заставить
ее
улыбнуться.
Тот,
кто
в
этом
деле
окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку
(видны
будут
зубы),
считается
выигравшим
этот
конкурс
женихов.
В
следующем
туре
этот
человек
меняется
с
царевной
местами.
Примечание. Лучше устанавливать некоторые ограничения среди "женихов"
(они не имеют права дотрагиваться до царевны) и для Несмеяны (она не
должна отворачиваться или закрывать глаза или уши).
Коммуникативные игры
"Ожившие игрушки"
Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине
игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью,
когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень
тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите
сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок
постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать
(или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть
ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее
название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной
тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что
светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом
игра будет окончена.
Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без
использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он
догадался, что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об
этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого.
Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы
не издавать звуков и не подсказывать взрослому.
"Разговор через стекло"
Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже
не отдельные слова, а предложения.
Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна
плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на
улице своего одноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно
жестикулирует. Пусть ребенок постарается понять, какую информацию до
него пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться
изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только
мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы
хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно
изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете
портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть
пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим
способом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно его
произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то
вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова
отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи,
пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте
там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.
Примечание. Эта игра, как и предыдущая, тренирует невербальное
мышление, а также фокусирует внимание ребенка на другом человеке, на том,
что тот хочет ему передать. Таким образом развивается способность
понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим
проявлениям.
"Сиамские близнецы"
Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об
этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что
рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой.
Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему,
утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут,
как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие
операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в
душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так
жить.
В
каких
ситуациях
им
нужно
было
проявлять
согласованность
в
совместных действиях?
После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите
к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились
просто
гениями
общения,
ведь
чтобы
сделать
хоть
что-нибудь,
им
приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы
сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.
Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом
друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они
понадобятся.
Теперь
расскажите
игрокам,
что
им
предстоит
нарисовать
общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой,
которая
привязана
к
партнеру.
Дайте
детям
карандаши
или
фломастеры
разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами
или предложите выбрать детям.
Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет
оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой
работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие
они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета,
которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок
рисования и т. д.
Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с
художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать
картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в
сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим
отметить положительные стороны их общения.
"Чужими глазами"
В этой игре дети тоже должны создать общую картину. Но при этом их
сот рудниче ство
не
будет
равным,
как
в
предыдущей
игре.
Одному ребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет
его глазами. Задайте детям тему для рисования. Проводить линии на рисунке
имеет
право
только
ребенок
с
завязанными
глазами.
Но
управлять
его
движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство
руками
художника,
причем
дотрагиваться
до
"мастера"
ему
запрещается.
Соответственно
к
обоим
игрокам
предъявляются
довольно
высокие
требования, один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться
понять и правильно выполнить инструкции, а второй - уметь четко выражать
свои
мысли,
делать
их
понятными
для
другого,
контролировать
свои
действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то
делает неправильно. Поэтому данная игра является непростой иногда и для
подростков, особенно если они склонны к импульсивности. Тем не менее она
вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать в той
и другой роли (по сути - то ведущего, то ведомого) и потом поделиться
в п е ч а т л е н и я м и ,
к а к а я
и з
н и х
д а в а л а с ь
е м у
л е г ч е .
Примечание. Закончив рисунок, как и в предыдущей игре, обсудите с детьми
не только полученный результат, но и сам процесс рисования.
"Головомяч"
В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и
характер
движений
другого
человека.
В
общем
привычная
для
него
и м п у л ь с и в н о с т ь
д е л у
н е
п о м о ж е т .
Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых,
именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо
ладить,
а
во-вторых,
со
взрослым
выполнять
данные
игровые
задания,
конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со
своей парой встанет у черты под условным названием "старт" Положите на
этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так,
чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем.
Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять
карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это
время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то
можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они
способны
быть
друзьями,
раз
проявили
такие
хорошие
навыки
сотрудничества друг с другом.
В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки
должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку,
которую
следует
нести,
пользуясь
исключительно
ушами
и
щеками.
А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны
донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не
так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей
формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с
двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять
которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это
очень
сплачивает
детей
и
создает
дружелюбную,
радостную
атмосферу.
Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что
лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе
маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.
Примечание. Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с
другими
детьми,
то
(когда
его
сверстники
станут
выполнять
задание)
обратите
внимание,
как
пара
играющих
согласовывает
свои
действия:
переговаривается
между
собой,
быстрый
подстраивается
под
более
медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и
т. п.