Напоминание

Конкурс как форма академической отчетности по предмету общее фортепиано учащихся различных отделений МЭЛ им. А.Г. Шнитке


Авторы: Селезнева Татьяна Владимировна, Никитина Ирина Петровна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: МОУ "МЭЛ им. А.Г.Шнитке"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Конкурс как форма академической отчетности по предмету общее фортепиано учащихся различных отделений МЭЛ им. А.Г. Шнитке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Селезнева Т. В.

Никитина И. П.

КОНКУРС КАК ФОРМА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО

ПРЕДМЕТУ ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО УЧАЩИХСЯ

РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ МЭЛ ИМ. А.Г. ШНИТКЕ

Музыкальные конкурсы имеют большое значение в жизни музыканта-

исполнителя на всех ступенях его образовательной и творческой деятельно-

сти. В современной форме они представлены музыкальной общественности с

XIX века. Первый в истории регулярный международный конкурс компози-

торов и пианистов учреждённый по инициативе А.Г. Рубинштейна, проходил

в 1890-1910 годах 1 раз в 5 лет поочерёдно в Санкт-Петербурге, Берлине,

Вене, Париже. В 1920-1960-х годах появились серьезные музыкально-

соревновательные площадки: Международный конкурс пианистов имени

Шопена в Варшаве (1927 год); Международный конкурс пианистов имени

Ференца Листа в Будапеште (1933 год); конкурс академических музыкантов

имени Э. Изаи в Брюсселе (скрипачей с 1937 года, пианистов с 1938 года);

Международный конкурс пианистов и скрипачей имени М. Лонг и Ж. Тибо в

Париже (1943 год); конкурс академических музыкантов имени королевы Ели-

заветы (Брюссель, 1951 год); Международный конкурс скрипачей имени Н.

Паганини (Генуя, 1954 год); Международный конкурс скрипачей, виолонче-

листов, пианистов и композиторов имени Дж. Энеску (Бухарест, 1961 год).

С началом XXI века количество музыкальных состязаний резко возрос-

ло. Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов World

Federation of International Music Competitions (WFIMC) в 2012 году объеди-

нила свыше 120 мероприятий во всех частях света. Большинство из них про-

ходят в Западной Европе, два, Международный конкурс музыкантов-испол-

нителей имени П.И. Чайковского г. Москва и Международный конкурс име-

ни С.С. Прокофьева г. Санкт-Петербург представлены в России. Ассоциация

музыкальных конкурсов России, созданная в 2000 году, объединяет свы-

ше 100 проектов в различных городах нашей страны.

Сегодня количество музыкальных соревновательных площадок огром-

но. С каждым годом расширяется их география и ориентация. Разной степени

сложности и направленности, они становятся практически необходимым

атрибутом для современного музыканта.

Наряду с профессиональными фортепианными исполнительскими кон-

курсами, растет число фортепианных конкурсов для учащихся других специ-

альностей.

Популяризация этого явления, по мнению авторов, обусловлена

тем, что в нынешней концертной ситуации молодые музыканты-исполнители

поставлены в такие условия, что практически все они должны и хотят иметь

конкурсные регалии. Педагоги фортепиано, находясь в постоянном поиске

новых методов и форм воспитания, образованных и профессиональных музы-

кантов, выбирают участие в конкурсе, чтобы увлечь учащихся игрой на фор-

1

тепиано. Ввиду небольшой аудиторной занятости по учебному предмету

«Фортепиано» уроки часто теряют свою остроту и привлекательность. И ста-

вя перед собой цель, занять достойное место в состязании, у будущих кон-

курсантов в процессе подготовки к выступлению мобилизуется творческий

потенциал, кроме того, происходит скачок профессионального роста форте-

пианного исполнительского мастерства.

Следует отметить, что конкурсы для пианистов и учащихся других спе-

циальностей при внешней схожести, все же неодинаковы. Эта инаковость

определяется внутренним содержанием самого курса обучения тех и других.

В. Д. Ныркова говорит: «Подход к обучению на рояле непианистов имеет

свои законы и специфику – с разными вариантами программ, прохождение

которых направлено на расширение музыкального кругозора (ознакомление

не только с фортепианной, но и с камерно-ансамблевой литературой), на при-

обретение учащимися необходимых, сообразно их специальности, практиче-

ских знаний» [6

,

с.14].

Организационные основы мероприятий, где на сцену к роялю выходят

струнники или духовики, вокалисты или танцоры в чем-то заимствованы у

учредителей фортепианных конкурсов, но они не перегружены количеством

исполняемых произведений и более свободны в жанровом разнообразии ре-

пертуара. Система оценок на конкурсах по общему фортепиано имеет свою

систему и специфику. Если для пианиста особым условием исполнения му-

зыкального произведения является предельно виртуозная игра, чистая, яркая,

с подчеркнутой легкостью преодоления технических трудностей, то для не-

пианистов исполнение носит менее «спортивный» характер. Поскольку рояль

для них не основной инструмент, технические несовершенства и погрешно-

сти неизбежны, виртуозность не ставится во главу угла. Кандидат искусство-

ведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской

академии музыки имени Гнесиных В. Д. Ныркова подчеркивает: «Курс фор-

тепиано для студентов - непианистов представляет собой многогранную дис-

циплину, включающую в себя как развитие навыков фортепианной игры и

изучение фортепианного репертуара, так и умение аккомпанировать, играть в

фортепианном или камерном ансамбле, читать с листа и транспонировать»

[

6,

с.26].

Оценивая фортепианное исполнение скрипача, дирижера, флейтиста,

внимание следует обращать на художественное мастерство и интонацион-

ную грамотность, усвоение фактурных особенностей, соответствие стилисти-

ческим закономерностям, выстраивание формы сочинения, попадание в об-

раз. Немаловажное значение имеет постижение связи между партией форте-

пиано и солирующим инструментом или словесным текстом при исполнении

аккомпанемента, владении принципом взаимной метроритмической коорди-

нацией при игре в ансамбле.

Несколько слов хочется сказать об отношении к самому выступлению

учащихся разных специальностей. Для непианистов сам факт выхода на сце-

ну уже является достижением, причем, неважно конкурсное это выступление

2

или просто концертное. Для участников конкурсов по общему фортепиано

музыкальные соревнования скорее не цель, а повод совершенствовать свое

мастерство. Главным остается занятие музыкой, а участие в фестивале или

конкурсе мало отличается от любого другого выступления на сцене.

В МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» на отде-

лении общего фортепиано ежегодно проводится ряд разноплановых состяза-

тельных мероприятий, которые позволяют учащимся класса домры, виолон-

чели, скрипки, флейты, саксофона продемонстрировать свою любовь к «ко-

ролю сцены», делают учебный процесс более живым, интересным, а также

являются альтернативной формой академическому концерту.

Например, Лицейский конкурс для учащихся разных специальностей

«Я люблю фортепиано», в рамках которого участники исполняют сольную

программу, проводится перед зачетом, что позволяет выбрать форму аттеста-

ции учащегося, так как выступление перед жюри освобождает от академиче-

ского прослушивания. Целями и задачами данного мероприятия являются:

повышение интереса к учебному предмету «Фортепиано» как дополнитель-

ному инструменту; формирование и поддержка творческой инициативы уча-

щихся и их преподавателей; создание новых форм творческого общения;

расширение контактов и обмен опытом преподавателями. В конкурсе могут

принимать участие учащиеся 1-8 классов отделения «фортепиано», програм-

ма выступления которых должна состоять из одного произведения академи-

ческого репертуара согласно номинациям: крупная форма, полифоническое

произведение, пьеса. По результатам прослушивания жюри присуждает ме-

ста и проводит аттестацию учащихся.

Лицейский конкурс ансамблевого музицирования «Улыбка весны»

многие годы дает возможность проявить себя и юным музыкантам-пиани-

стам, и ребятам, обучающимся на отделении общего фортепиано. Стало до-

брой традицией приглашать в состав жюри педагогов - пианистов Сара-

товской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Такая практика

способствует укреплению связей между учебными заведениями начального,

средне-специального и высшего профессионального образования, сохраняет

традиции саратовской фортепианной школы, способствует творческому об-

щению, обмену опытом в вопросах фортепианной педагогики. Конкурсные

прослушивания проходят за несколько дней до городского фестиваля - кон-

курса «Концертино». Опыт игры в ансамбле и в качестве концертмейстера,

полученный на лицейской сцене особенно важен для уверенного выступле-

ния на более высоком муниципальном уровне.

Кроме исполнительских конкурсов, на отделении общего фортепиано

каждый год проходит турнир «Музыкальный эрудит». Необычность этого

конкурса состоит в том, что он представляет собой командную игру, в кото-

рой ребята соревнуются в теоретических знаниях, решают музыкальные зада-

чи, читают с листа и исполняют самостоятельно выученное произведение.

Одной из любимых форм этой игры стал тематический квест. В ходе игры

сильные учащиеся подтягивают более слабых, расширяют свой музыкальный

3

кругозор, учатся действовать в команде. Проходя все испытания, ребята по-

лучают награду.

Продолжительная практика проведения вышеперечисленных меропри-

ятий на отделении «Фортепиано» в МОУ «МЭЛ им. А. Г. Шнитке» позволяет

с уверенностью сказать, что учащимся нравится подобная форма учебно-вос-

питательной работы. Это подтверждается большим количеством участников.

Сами лицеисты предпочитают музыкальные состязания экзамену и считают

такие выступления более творческими, свободными от жестких методиче-

ских рамок, позволяющими раскрывать свою исполнительскую индивидуаль-

ность. Следует признать, что иногда трактовки непианистами классических

фортепианных произведений бывают весьма свежими, и вместе с тем ин-

тересными.

Для учащихся, которые проявляют большую заинтересованность учеб-

ным предметом «Фортепиано» школьные мероприятия способствуют тща-

тельной подготовке к выступлениям на серьезных конкурсных площадках,

таких как Открытый муниципальный конкурс ансамблевого музицирования

«Концертино» г. Энгельс, Всероссийский конкурс по общему фортепиано

«Нотная феерия» г. Чебоксары, Международный дистанционный конкурс

«Весенняя капель» для учащихся по предмету «Общее фортепиано» г. Моск-

ва, Всероссийский конкурс-фестиваль по фортепиано для учащихся разных

cпециальностей ДМШ, ДШИ и ССУЗов г. Нижний Новгород и многих дру-

гих.

Помогая детям получить звания лауреатов и дипломантов по общему

фортепиано среди вокалистов, скрипачей, дирижеров, духовиков, теоретиков,

мы увеличиваем в будущем число настоящих, ярких, нашедших свое место в

искусстве и способных к саморазвитию музыкантов.

Литература:

1.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Му-

зыка, 1974. – 336с.

2.

Гировский Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на

фортепиано. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. – М.: 1979 –

С.29-36.

3.

Зильберквит М.А. Международные музыкальные конкурсы. – М.: Зна-

ние, 1985. – 48с.

4.

Коган Г.М. Оправдывают ли себя исполнительские конкурсы? Коган

Г.М. Избранные статьи. Вып. 2. – М.: 1972. – С.55-62.

5.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. –

288с.

6.

Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специально-

стей. История и методические принципы. Вопросы истории, теории и

методики. – М.: Музыка 1988. – 48с.

4



В раздел образования