Напоминание

Инновационный подход в организации внутришкольного контроля


Автор: Беисова Гульайша Шамахаевна
Должность: Заместитель директора по УВР
Учебное заведение: КГУ СШ 19
Населённый пункт: город Актобе, республика Казахстан
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационный подход в организации внутришкольного контроля
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщение опыта работы заместителя руководителя по учебно-

воспитательной работе КГУ « Средняя школа №19»города Актобе при

управлении образования Актюбинской области Беисовой Г.Ш.

Тема :

«Инновационный подход в организации внутришкольного

контроля (контроля качества)»

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов

деятельности руководителя , требующий глубокого осознания миссии и роли этой

функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам

которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые

коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации

действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления

диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям,

поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий

порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет

зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля. Если регулирование

поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия

решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о

состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким

образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном,

благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее

качественного

проведения.

Именно

внутришкольный

контроль

выступает

для

аналитической

функции

в

роли

основного

поставщика

нужной

и

необходимой

информации, которую затем обрабатываем и анализируем. Информация, полученная в

ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Результативность ВШК повысится, если в основе ее организации будет личностно-

правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод

участников образовательного процесса в рамках установленных норм. Эффективность

контроля,

способствующего

максимальному

использованию

потенциала

каждого

работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея

объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.

1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным

учреждением

Внутришкольный контроль – это:

1. оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития

профессионального мастерства;

2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное

на повышение эффективности педагогического процесса;

3. вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных

организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР на

диагностической основе общегосударственным требованиям.

Контроль – одна из ведущих функций управления, сконцентрировавшая все

отношения, возникающие в его процессе. Говоря о внутришкольном контроле, следует

различать:

1) управление контролем и контроль управления;

2) процесс контроля и контроль педагогического процесса;

3) результаты контроля и контроль результатов.

Каждый руководитель школы постоянно нуждается в четком представлении о том,

как развивается школа, каковы тенденции того развития, как совершенствуется (или не

совершенствуется) образовательный процесс. Иными словами нужен постоянный анализ,

постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности

учреждения. Такую информацию – достоверную, полную – можно получить только с

помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля в системе образовательного

учреждения.

1.1 Сущность и теоретическое обоснование внутришкольного контроля

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам

которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые

коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации

действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления

диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям,

поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий

порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет

зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля. Если регулирование

поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия

решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о

состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким

образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном,

благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее

качественного

проведения.

Именно

внутришкольный

контроль

выступает

для

аналитической

функции

в

роли

основного

поставщика

нужной

и

необходимой

информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Информация,

полученная

в

ходе

контроля,

является

основой

для

принятия

управленческих решений.

Внутришкольный контроль в школах осуществляется исходя из законодательных и

нормативных актов учреждения:

– Законы РК, включая Кодексы Законов о труде, гражданского права и др.; Указы

Президента РК; решения Правительства РК, регулирующие отношения в системе

образования;

– Ведомственные нормативные документы:

Приказы Министерства образования, приказы областного Департамента образования

и городского управления образования;

– Локальные нормативные акты школы:

Приказы, положения, инструкции, правила;

деятельность структурных компонентов образовательного процесса, регулируемые

Уставом и (или) локальными актами школы (методические объединения учителей,

классных руководителей, творческие группы и др.); объединения учащихся (классные

собрания, ученические комитеты, другие формы), родительские комитеты классов и

школы.

1.2 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля

При осуществлении контроля, придерживаться самому и требовать этого от других

проверяющих следующих этических правил:

1. честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении

суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;

2. стремление к точности и уважения к очевидности;

3. достоверность изложенных фактов;

4. вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками

образовательного процесса и должностными лицами;

5. признание того, что интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим

приоритетом образовательной политики государства;

6.

Контроль

должен

завершаться

формулированием

предложений

по

совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по

оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать

достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта,

примера

лучших

образцов

работы

с

целью

совершенствования

всего

учебно-

воспитательного процесса.

Новые формы внутришкольного контроля в КГУ «СШ№19» отвечают принципам

демократизации системы управления:

1. Педагогический мониторинг.

Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических

умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год – в начале учебного года и в

конце учебного года) с помощью методов анкетирования, собеседования, анализа

документации и результатов деятельности. Система мониторинга построена в виде

таблиц. Анализ итогового мониторинга становится результатом работы методической

работы комплекса.

2. Внутришкольные педагогические конкурсы.

Ежегодно в школе проводятся педагогические конкурсы молодых специалистов,

основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема

педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в

учебном году. На педсовете обсуждается и принимается положение о конкурсе и

выбирается жюри конкурса из педагогов, победителей предшествующего конкурса. Жюри

разрабатываются этапы проведения и критерии конкурса. Победитель конкурса по итогам

конкурса получает приз. Понижается уровень эмоционального выгорания у педагогов.

Динамика отношения педагогов к административному контролю – позитивная. При такой

форме

внутришкольного

контроля

среди

педагогов

отсутствует

недоверие

к

администрации

образовательного

учреждения,

педагоги

получают

реальную

методическую

помощь

со

стороны

администрации

школы

и

многие

педагоги

воспринимают контроль, как возможность продемонстрировать свои успехи.

Рассмотренные формы контроля являются важным педагогическим арсеналом в

деятельности руководителей школы. Разумное использование этих форм позволяет

получать всестороннюю информацию о состоянии дел в школе, активно влиять на

педагогический процесс.

Но еще важнее, чтобы процесс проведения внутришкольного контроля был

человечным, гуманным и, прежде всего, способствовал творческому становлению

учителей, их самообразованию, повышению мастерства педагогов с опорой на то

положительное, что есть в человеке.

3. Локальные нормативные акты школы:

Нормативно – правовая база школы позволяет:

– установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в

школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-

следственные

связи,

позволяющие

сформулировать

выводы

и

рекомендации

по

дальнейшему развитию школы.

диагностирование

состояния

учебно-воспитательного

процесса,

выявление

отклонений от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе

коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и

совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель;

– повышение ответственности учителей-предметников, внедрение новых, передовых,

интенсивных методов и приемов работы

– совершенствовать систему контроля состояния и ведения

школьной документации.

эффективно

реализовывать

профессионально-деятельностный

потенциал

педагогического коллектива и администрации в процессиях деятельности.

– создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов.

Цель

1. Реализация принципов государственной политики в области образования.

2. Соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальные

гарантии участников образовательного процесса.

3.

Оценивание

результативности

овладения

каждого

обучающегося

государственными образовательными стандартами.

4. Анализ и прогнозирование положительных или отрицательных тенденций

развития системы образования в школе и сопоставление их с действительным состоянием

системы образования в городе, республике.

5. Повышение эффективности результатов деятельности коллектива школы.

6. Совершенствование механизма управления качеством и результативностью

образования в школе.

Задачи ВШК.

1. Анализ реализации приказов, иных локальных актов школы, принятие мер по их

соблюдению и совершенствованию.

2. Анализ, диагностика и прогнозирование перспективных, значимых для школы

направлений развития образовательного процесса.

3. Анализ и оценка результативности работы коллектива и отдельных учителей,

приведшей к достигнутому или ведущей к ожидаемому результату:

а) изучение опыта работы каждого учителя, выявление его сильных и слабых сторон,

определение затруднений, в преодолении которых он нуждается,

б) поддержка творческого поиска учителя и помощь ему в самоутверждении среди

коллег,

в) проверка выполнения каждым работником школы служебных обязанностей и

поручений по выполнению плана работы школы,

г) контроль за реализацией учителями и учащимися своих прав, отражённых в

Уставе школы,

4.

Изучение

состояния

и

выявление

результативности

осуществления

образовательного

процесса,

условий

получения

образования,

иных

направлений

деятельности школы, выявление положительных и отрицательных тенденций в их

развитии и принятии мер по устранению негативных тенденций.

5. Поиск, сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки решений,

предложений по совершенствованию системы образования в школе. Выявление и

обобщение положительного педагогического опыта.

6. Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников

7. Контроль за осуществлением координационных связей взаимодействия как внутри

школы, так и школы с внешкольными образовательными учреждениями и общественными

организациями.

8. Контроль за работой по организационному, научно-методическому, финансово-

хозяйственному и кадровому обеспечению педагогического процесса, своевременностью

и качеством выполнения намеченного.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом – графиком контроля

в школе, обеспечивая периодичность и рациональное использование рабочего времени

администрации и работников. Сроки проверки доводятся до педагогического коллектива в

начале учебного года.

Оперативные проверки

возможны в целях установления фактов и проверки

информации

об

отклонениях

от

нормативных

требований,

урегулирования

и

предотвращения

конфликтных

ситуаций

в

отношениях

между

участниками

образовательного

процесса,

принятия

оперативных

управленческих

решений.

Их

организация возможна без предварительного предупреждения.

Административный контроль осуществляется в форме надзора за исполнением

решений выше стоящих органов управления образованием, приказов, иных локальных

актов школы, а также в форме проверки успешности обучения учащихся в рамках

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточных

зачетов,

установленных

администрацией.

Периодичность

и

виды

контроля

определяются

администрацией

школы

самостоятельно на учебный год по мере необходимости получения объективной

информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников и

доводятся до коллектива.

Посещение уроков, других учебных и внеклассных мероприятий с учащимися

проводится в соответствии с расписанием занятий школы. Количество посещаемых

уроков и занятий в период контроля деятельности одного работника не может превышать

5 дней. Работник, деятельность которого контролируется, должен быть извещен не позже

7 дней до начала контроля.

Основанием для контроля являются:

1. план-график контроля по школе;

2. заявление работника, в том числе на аттестацию;

3. обращение учащихся, их родителей (законных представителей) по поводу

нарушения в области образования.

Контроль должен быть обусловлен необходимостью его проведения. Учитывая

современный уровень учебно-воспитательного процесса, мы должны стремиться к

достижению преемственности в научном и методическом росте всего педагогического

коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в

совершенствовании

педагогического

мастерства

каждого

члена

коллектива

и,

следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства педагогического

коллектива и послужить основой для отбора системы средств управления. К системе

средств управления, прежде всего, следует отнести сочетание различных форм контроля,

которые помогут получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе.

Форма контроля

– это важная сторона в организации руководства учебно-

воспитательным процессом. Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое

назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок деятельности учителя

на разных этапах учебной работы. Правильно выбранные формы контроля помогут

получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной

работы

в

школе.

Формы

контроля:

обзорный,

предварительный,

персональный,

тематический,

фронтальный,

классно-обобщающий

контроль.

Все эти формы

взаимосвязаны и дополняют друг друга, но каждая из них имеет свои специфические

особенности. Общими для всех форм является этапность осуществления внутришкольного

контроля. Каждая проверка,

независимо от ее цели, должна осуществляться в

определенной последовательности, а именно: подготовительный этап, сбор необходимой

информации, анализ собранной информации и ее обсуждение, проверка исполнения

указаний. Все этапы взаимосвязаны, и каждый из них базируется на предшествующем.

Например, без предварительной подготовки сбора информации контроль не может быть

целенаправленным,

и,

следовательно,

этой

информации

нельзя

дать

глубокий

педагогический анализ. Если собрать и проанализировать информацию без принятия

конкретных мер и проверки исполнения – получится простая констатация фактов.

1. Обзорный контроль позволяет выяснить на каком профессиональном уровне

начинает учебный год весь педагогический коллектив, если он по своему составу

большой. Эту форму контроля рационально использовать в начале учебного года. Одни

учителя побывали на курсах усовершенствования. Естественно нас волнует, что нового

появилось в работе каждого из этих учителей. С какими потенциальными возможностями

они вступят в новый учебный год?

В результате обзорного контроля администрация, с одной стороны может увидеть

все новое, передовое в практике работы, с другой – наметить конкретные меры для

оказания помощи нуждающимся учителям и использовать в этих целях такие формы, как

предварительный и персональный контроли. Деятельность работы с отдельными

учителями может быть разной: четверть, полугодие, год, все зависит от успехов каждого.

Но сам контроль в этих случаях обусловлен необходимостью.

Обзорный контроль используется также в конце третьей или в самом начале

четвертой четверти. Что в этом случае проверяется? Скажем, на протяжении года

коллектив решал определенный комплекс вопросов с целью улучшения качества учебно-

воспитательной работы в школе.

Эта форма контроля рассчитана только на руководителей школы и по длительности

занимает 15–20 дней. Организуется она следующим образом. Мы, заместители директора

по учебно-воспитательной работе составляем график посещения уроков учителей.

(Приложение1)

2. Предварительный контроль позволяет познакомиться с построением урока или

серии уроков по какой-либо теме у того или иного учителя, по поурочным или

тематическим планам, предварительно обсудить, в какой мере эти уроки отвечают

требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказать нужную помощь. Цель

предварительного контроля – предупредить возможные ошибки в работе учителя до

проведения урока или изучения темы.

Практически эта форма контроля используется в работе с начинающими или вновь

прибывшими в данный педагогический коллектив учителями. Заботясь о том, чтобы вновь

прибывший или начинающий учитель как можно быстрее включился в тот ритм работы,

который выбран в данном педагогическом коллективе, мы, заместители директора,

начинаем свой контроль за его деятельностью со знакомства с поурочным планом.

Особое внимание сосредотачиваем на следующем:

1. продумана ли учителем постановка познавательной задачи в целях повышения

интереса к изучаемому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся;

2. как используется при разработке темы или части ее ранее усвоенные учениками

знания с тем, чтобы их углублять и развивать в процессе изучения нового;

3. каким путем строит учитель изложение нового материала: путем описательного

или доказательного объяснения, использование интерактивных методов обучения;

4. насколько удачно отработан учителем познавательный материал из жизненных

наблюдений, художественной или научно-популярной литературы, в целях формирования

осознанных представлений и понятий;

5. стремится ли учитель в процессе изложения материала подвести своих

воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям;

6. какие разнообразные и эффективные формы работы с учащимися использует

учитель в целях активизации их познавательной деятельности;

7. какие современные технологии применяет учитель на уроке для развития

самостоятельного мышления учащихся;

8. носит ли обучение воспитательный характер;

9. в какой мере продумано домашнее задание и нацеливает ли оно учащихся на

объяснение

фактов

или

явлений

из

окружающей

действительности

на

основе

приобретенных знаний.

Разумеется, подход при анализе поурочных или тематических планов может быть

иным, т.е. могут быть рассмотрены и другие требования учебного процесса. Все зависит

от целей и задач, которые учитель собирается решать на уроке (излагать ли новый

материал, закреплять ранее изученный, вырабатывать практические умения и навыки и

т.д.). Но любой поурочный план должен быть подчинен основным целям обучения –

формированию прочных знаний, глубоких убеждений и воспитанию самостоятельного

мышления учащихся.

Эта же форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными

учителями, которые пока еще не умеют глубоко продумывать и правильно планировать

урок, исходя из специфики класса. Как им помочь? Приглашаем на беседу по плану урока

опытного учителя (наставника)и показываем, как мастер педагогического труда, исходя из

специфики, готовится к уроку: какой познавательный материал отобран для урока и как

учитель увязывает его с жизнью, какие приемы и методы обучения учитель использует и

почему считает их в данном случае целесообразными. Подробно разбирается структура

урока, эффективные формы работы с учащимися.

Успешно используется эта форма контроля и во внеклассной работе. Руководитель

заранее обсуждает ход и содержание того или иного мероприятия с ответственными

лицами, вносит поправки, если это необходимо, и тем самым предупреждает возможные

ошибки.

3. Персональный контроль (личностно-профессиональный) позволяет длительное

время работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического

мастерства. В практике руководства педагогическим коллективом нередки случаи, когда в

результате контроля обнаруживается какие-то недостатки в работе учителя. Но у одного

учителя они легко устраняются, а у другого – нет, и требуется длительная работа с таким

учителем. В основном персональная форма контроля предназначена для оказания

действенной помощи начинающему или малоопытному учителю.

Хотя персональный контроль чаще всего планируется в текущем плане работы, он

может включаться в общий план. Значение персонального контроля трудно переоценить.

Успех работы всего коллектива зависит от качества работы каждого ее члена.

Персональный контроль рассчитан на длительную работу с отдельным учителем в

повышении его профессионального мастерства. Он может использоваться не только для

оказания помощи начинающему или малоопытному учителю, но и в целях достижения

необходимой требовательности и систематичности в работе отдельных учителей по тем

или иным вопросам.

При осуществлении персонального контроля:

- знакомимся с документацией в соответствии с функциональными обязанностями,

рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на

учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и

может

корректироваться

в

процессе

работы),

поурочными

планами,

классными

журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний,

планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через

посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов,

секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом

полученной информации;

- организовать социологические, психологические, педагогические исследования:

анкетирования, тестирования учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

Проверяемый педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы

управления народным образованием при несогласии с результатами.

По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

4. Тематический контроль предусматривает проверку изучения конкретных тем

выполнения задач учебно-воспитательного процесса. Цель тематического контроля –

мобилизовать внимание коллектива на решение определенных задач дидактического,

методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам

недостаточно успешно решаются в данном коллективе.

Тематический контроль осуществляется при проверке отдельных звеньев текущей

работы педагогического коллектива. Цель тематического контроля – отрабатывать и

утверждать в практической деятельности каждого учителя современные требования к

процессу обучения, внедрять эффективные формы и методы работы. В этой связи,

контроль за решением основных проблемных тем учебно-воспитательного процесса, надо

начинать с мастеров педагогического труда. В первую очередь изучается и обобщается их

опыт. Результаты обобщений широко обсуждаются на педагогическом совете или

производственном совещании, а затем все лучшее внедряется в работу всех учителей.

Тематический контроль как бы стимулирует рождение передового опыта.

5.

Фронтальный контроль

позволяет ознакомиться с системой работы одного

учителя, группы учителей или целого методического объединения, на этой основе

произвести глубокий и всесторонний анализ их деятельности, указать на недостатки в

работе и предупредить их, а также изучить лучший опыт в целях его распространения.

С точки зрения организации, это – групповая форма контроля. Для осуществления ее

обычно создается группа проверяющих (6–8 человек) под руководством директора или его

заместителя по учебно-воспитательной работе.

Фронтальная форма контроля позволяет проверить систему работы одного учителя. В

этом случае проверка ведется в полном объеме, проверяется работа учителя по

самообразованию, поурочные и календарные планы, качество преподавания, знаний,

умений и навыков учащихся, внеклассная и общественная работа, которую ведет учитель.

Можно проверить работу группы учителей. Это обычно связано с проверкой качества

преподавания того или иного учебного предмета. Например: состояние преподавания

русского языка (и качества знаний учащихся) в 8-ых классах, физики – в восьмых классах.

Проверка

ведется

также

в

полном

объеме:

планирование

работы,

выполнение

государственных программ, качество преподавания и знаний учащихся, внеклассная

работа по предмету.

Таким же образом проверяется работа методического объединения.

Фронтальная проверка трудоемка и требует тщательной подготовки. Обычно заранее

составляем план проверки, обсуждаем его с проверяющими, даем пояснение к каждому

пункту. Затем распределяются обязанности между проверяющими, устанавливаются

сроки проверки, намечается дата и место обсуждения результатов проверки (методическое

объединение, производственное совещание, педагогический совет). Особенно тщательно

должен быть отработан план.

6. Классно-обобщающий контроль – такая форма, которая позволяет выяснить

воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить

глубину этого воздействия. Посещаем все уроки и мероприятия на протяжении двух-трех

дней. Это позволяет пронаблюдать работу всех учителей, преподающих в данном классе,

и по возможности не один раз.

Наблюдая за деятельностью каждого учителя сравнивая и сопоставляя приемы и

методы их работы, руководитель получает богатый материал о педагогическом

воздействии определенной группы учителей на учащихся данного класса. Факты видны.

Видны так же и отдельные недоработки каждого. Пользуясь методом сравнения,

руководитель ясно видит в чем помочь одному учителю, что потребовать от другого,

какие сильные стороны третьего следует развить и сделать достоянием всего коллектива,

в чем именно следует добиться единства действий учителей, работающих в данном

классе.

Методическая направленность внутришкольного контроля – результат

контроля:

1. чему научили и чему научились?

2. что исправили и что улучшили?

3. от чего отказались и что развили?

4. каков уровень профессионального мастерства и как помог контроль в его

развитии?

Центральное звено управления, обеспечивающего контроль, – методические

объединения (м/о), которые организуют взаимоконтроль.

Преимущества организации внутришкольного контроля через м/о следующие:

1. легче найти взаимопонимание, так как коллективы – специалисты одного

профиля;

2. объединение внутришкольного контроля и методической работы;

3. коллективная выработка целей;

4. коллективное планирование;

5. непосредственный личностно-ориентированный подход к каждому учителю.

При организации контроля можно использовать различные методы.

Наиболее эффективные из них:

1. устная проверка – беседа (с учителем и учеником);

2. письменная проверка (более объективная при выявлении ЗУН как письменной

речи учащихся);

3. комбинированная проверка сочетает методы: устный, письменный, наблюдение,

анкетирование, тестирование, посещение уроков, внеклассных мероприятий, срезовые

работы, творческие работы, изучение самоанализа учителей, изучение документации.

В плане должно быть четко определено, кто и когда осуществляет контроль, какими

формами и методами, где обсуждаются результаты.

План должен выражать не только идею строгого контроля за деятельностью

педагогического коллектива, но и оказания всесторонней помощи нуждающимся в целях

повышения их педагогического мастерства, а также изучения и распространения

передового опыта в коллективе.

В КГУ «СШ№19» проводятся следующие виды контроля:

1. Предварительный – предварительное знакомство;

2. Текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

3. Итоговый – изучение результатов работы школы, педагогов за четверть,

полугодие, учебный год.

4. Тематический. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам

деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы

индивидуализации,

дифференциации,

коррекции

обучения,

устранения

перегрузки

учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации

познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль

направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но

и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых

форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля

определяются

в

соответствии

с

Программой

развития

школы,

проблемно-

ориентированным

анализом

работы

школы

по

итогам

учебного

года.

Члены

педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями,

формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. В ходе

тематического

контроля:

проводятся

тематические

исследования

(анкетирование,

тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного

руководителя,

руководителей

кружков

и

секций,

учащихся;

посещения

уроков,

внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной

документации. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или

справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля

на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях

методических объединений. По результатам тематического контроля принимаются меры,

направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение

качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

5.

Классно-обобщающий.

Классно-обобщающий

контроль

осуществляется

в

конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на

получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе

или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебной

работы в отдельном классе или классах:

1. деятельность всех учителей;

2. включение учащихся в познавательную деятельность;

3. привитие интереса к знаниям;

4. стимулирование потребности в самообразовании, самоопределении;

5. сотрудничество учителя и учащихся;

6. социально-психологический климат в классном коллективе.

Классы

для

проведения

классно-обобщающего

контроля

определяются

по

результатам

анализа

по

итогам

учебного

года,

полугодия

или

четверти.

Продолжительность

классно-обобщающего

контроля

определяется

необходимой

глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. Члены

педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроками, целями,

формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы

школы. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини педсоветы,

совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Как следствие того, само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные

эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько

мешают работать. По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, заставляющий защищаться,

ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным

ориентирам и основному назначению образования. Профессор Гарвардского университета

К. Арджирис считает, что жесткий, административный контроль чаще всего несовместим

со свободой деятельности человека, с творчеством, инициативой. Он снимает мотивацию,

сдерживает творческое решение, противоречит чувству личной независимости и

технологической свободе.

Но в тоже время нельзя и совсем отказаться от контроля: это приведет к снижению

дисциплины и падению качества работы. Как же быть? Где золотая середина контроля

деятельности?

Осуществление контроля необходимо для осуществления обратной связи для того,

чтобы знать объективное состояние дел в школе. Следовательно, нужно создать такие

условия, чтобы контроль был максимально эффективным,

и чтобы сотрудники

учреждения были заинтересованы в объективности контроля.

Чтобы контроль реально помогал школе, он должен иметь стратегический характер,

то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Процесс контроля

связан не только с выявлением результатов и состояния процессов жизнедеятельности

школы, но и оценкой работы тех, людей, которые осуществляют эти процессы. Одной из

основных задач контроля является мотивация работников школы к улучшению

результатов трудовой деятельности.

Контроль призван побуждать к устранению

существующих недостатков или использованию новых возможностей. Однако сама

процедура контроля может приводить к сильным напряжениям и вызывать чувство

сопротивления. В этих случаях контроль может сыграть демотивирующую роль. Чтобы

этого не происходило, при его осуществлении нужно соблюдать общие условия

мотивации сотрудников.

Справедливость контроля достигается, если представить учителю право самому

проанализировать и оценить результаты своего труда (самооценка). Уважительно и

доброжелательно относится к личности контролируемого.

Чтобы контроль максимально раскрывал творческий потенциал педагога он должен

опираться на:

1. Отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;

2. Создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск

оптимальных вариантов организации урока; предоставление педагогу возможности

апробировать их на практике;

3. Создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования

педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Функции

внутришкольного

контроля

значительно

расширяются

за

счет

отслеживания динамики личностного роста каждого ученика при освоении знаний. Для

этого проводится мониторинг. Внутришкольный контроль должен проводится не только в

целях создания оптимальных условий для изучения индивидуальности каждого ученика,

но и для изучения личности учителя.

Разумное сочетание централизующей вертикали с сильно развитой системой

горизонтальных связей также представляет собой эффективную форму контроля и

позволяет

организовать

достаточно

оптимальную

обратную

связь

и

обеспечить

наибольшую устойчивость системы управления.

Контроль станет эффективным только тогда,

когда он будет регулярным,

систематическим, действенным и гласным.

Я считаю, что демократическая система внутришкольного контроля в системе

образовательного учреждения должна основываться на следующих принципах:

1. Принцип поиска позитивного (если контролирующий будет настроен на

получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в

первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в

работе станет более продуктивным)

2. Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля (чем

активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля –

взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)

3. Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как

позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае

каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки

по отношению к общим критериям)

4. Принцип системности. (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность

его резко снижается)

Необходимость

совершенствования

системы

управления

школой

диктуется

изменениями в содержании управленческой деятельности руководителя образовательного

учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий

требует усиления методической работы с учителями.

Внутришкольный контроль должен обеспечить:

• целеполагание, прогнозировать результаты своей работы;

• оптимальную расстановку кадров;

• формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в

творческих группах;

качественный

внутришкольный

контроль,

который

позволяет

вносить

своевременные коррективы в образовательный процесс и обладать стимулирующим

характером.

Заключение

С позиции человеческого фактора, качество внутришкольного контроля должно

быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и

интересов всех участников. С одной стороны, его результатом должно быть качественное

улучшение отношений внутри отдельных групп и между ними, с другой – степень

профессионального роста педагогов и успехов учащихся. Таким образом, качество

контроля рассматривается в качестве регулятора производственных отношений и одного

из элементов методической помощи педагогам, учащимся и администрации школы.

К группе факторов, определяющих направленность и качество контроля, также

можно отнести компетентность руководства, тип школы, научно-методический потенциал

педагогического коллектива, уровень развития учащихся и т.д. Эффективность контроля

зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат и умелого

подбора методов с учетом человеческого фактора. Иными словами, эффективность

внутришкольного контроля зависит от его спланированности. Контроль – это ориентация

на процесс, его совершенствование. Это постоянные вопросы «что?», «зачем?» и «так ли

мы делаем?», и конкретное выражение той высокой педагогической, профессиональной

требовательности к себе. И наконец, это поиск взаимопонимания в коллективной

деятельности.

Заместитель директора по УВР Беисова Г.Ш.



В раздел образования