Автор: Токарева Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Кунгурского филиала ФГБОУ ВО «МГХПА им. С. Г. Строганова»
Населённый пункт: г. Кунгур, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шрифт- гротеск"
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка
Тема 1.1. «Шрифт - «ГРОТЕСК» входит в раздел 1 «Шрифты»
базовой
дисциплины «Основы исполнительского мастерства» для специальности 54.02.01
«Дизайн» по специальности «Дизайн среды» 3года обучения.
Предлагаемая тема содержит и раскрывает теоретические и практические
характеристики рукописных стилей письма, в основе которых лежит метод
художественно-графического
анализа.
Теоретические
знания
имеют
первостепенное значение в развитии творческих способностей при выработке
практических навыков, так как учат не копировать, а осмысливать, анализировать
и воспроизводить стилевые особенности шрифтов. Овладевая техникой работы
пером с постепенным усложнением понятий и требований, обучающиеся
получают следующие знания, умения и навыки:
- свободного владения разнообразием рисунка шрифтов;
- чувством пропорций, равновесия, ритма и другими средствами художественного
выражения;
- умелого написания пером рубленных форм, являющихся основой развития
творческого начала в искусстве шрифта.
Цель: Изучение шрифта — «Гротеск»
Задачи:
- Проанализировать графику букв и графических особенностей шрифта «Гротеск»
- Изучить стилевые особенности шрифта
- Знать и отработать алгоритм выполнения шрифта
- Качественно и в срок выполнить графическую контрольную работу
Студент должен знать:
1.
Графические особенности шрифта «Гротеск».
2.
Алгоритм написания шрифта.
3.
Принципы анализа шрифтов по типу рубленный.
Студент должен уметь:
1. Пользоваться чертежными и графическими инструментами.
2. Грамотно компоновать текст на листе.
3. Качественно и своевременно выполнять работу.
Критерии оценок итогового контроля:
«5» - чистый фон бумаги, качественно, аккуратно и в срок выполненная
без ошибок работа.
«4» - незначительные помарки; 1-2 негрубые ошибки.
«3» - помарки, неграмотная компоновка текста, ошибки в написании
шрифта и его элементов.
«2» - грязный мятый фон бумаги; неумелое владение чертежными и
графическими инструментами, грубые ошибки в расчетах, компоновке и
Методическая разработка темы курса
Тема: «Шрифт - «Гротеск»
Мотивация темы:
Использование наглядности, дополнительной литературы,
индивидуального раздаточного материала с гарнитурой шрифта.
Требования ГОСТ СПО к уровню подготовки студентов:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей процессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
- обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту,
приобретению новых знаний, к
самосовершенствованию (самопознанию,
самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к
творческой самореализации.
Дидактические единицы темы: занятие (2 ч)
Количество часов, отведенное на изучение темы: 33 ч.
Хронокарта темы
«Шрифт - «Гротеск»
№
п/п
Разделы темы
Количество
часов
Мотивация
Ауд.
Сам.
работа
1
Шрифт «Гротеск»,
рубленный шрифт
18
2
-Мотивировать к самостоятельному,
креативному осмыслению своей
деятельности на уроке;
- Побуждать к самоконтролю и
самокоррекции _ полнения
ленточная самостоятельной работы;
- Побуждать к само-и взаимоанализу
работ.
Междисциплинарные связи: Рисунок: тема «Компоновка на листе»,
черчение: тема «Шрифты чертежные» (раздел | «Техника выполнения
чертежей и правила их оформления»
Внутридисциплинарные связи «Выполнение работ по профессии «Исполнитель
художественно-оформительских работ» по темам:
Раздел 1. «Шрифты»
Тема 1.1. «Ознакомление и отработка приемов написания шрифтов»
Тема 1.6. «Гротеск»
Тема 1.7. Контрольная работа
Связь с производственной практикой: использование гарнитуры шрифта
и шрифтовых композиций в оформлении интерьеров, экстерьеров, стендов,
выставок, наружной рекламы и т. д.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, индивидуальный раздаточный
материал с гарнитурой шрифта, технологическая карта (план урока), работы
методического фонда, работы обучающихся.
Учебное оборудование: планшет, тетрадь для конспектов, карандаш
НВ, чертежно-измерительные инструменты, гуашь черная и цветная,
ширококонечные перья.
Литература:
1. Смирнов, С. И. Шрифт в наглядной агитации / И. С. Смирнов. - М..:
Плакат, 1987. - 192 с. : ил.
2. Чернихов, Я. Г. Построение шрифтов / Я. Г. Чернихов, Н. А. Соболев. —
М. : Архитектура-С, 2007. — 116 с. : ил.
3. Птахова, И. Простая красота букв / И. Птахова. — СПб. : Русская
Графика, 1997. - 281 с. : ил.
4. Снарский, О. В. Шрифты в наглядной агитации / О. В. Снарский. - М. :
Плакат, 1978. — 234 с. : ил.
5. Декоративные шрифты : Для худож.-оформ. работ / сост. Г. Ф.
Кликушин. - М. : архитектура-С, 2005. — 288 с. : ил.
Методические рекомендации по выполнению шрифта
«Гротеск» рубленого начертания
1. Подготовь чертежные инструменты к работе. Работай на гладкой, но не
линованной бумаге.
2. Начни с фиксации рабочего формата в неподвижном состоянии на фронтальной
плоскости.
3. Расчерти формат АЗ на несколько строк, соблюдая одинаковое расстояние
между верхней и нижней линией строки и одинаковое междустрочное расстояние.
Задай высоту строки относительно модуля ( В строки = 8 модулей, модуль =
ширина пера, ширина наклонного элемента гарнитуры) отметь геометрическую
середину строки.
Выполняй работу в карандаше с учетом грамотной компоновки на формате.
4. Определи правильный угол письма к строке (70°) и расчерти формат на
повторяющиеся линии из нижнего левого угла в правый верхний (как в прописях)
(см. прил. № 1,2).
5. Определись в выборе размера широконечного пера. Еще раз проверь готовность
пера к работе. Подготовь черную тушь, проверь ее консистенцию.
6. Правильно определи положение пера к строке .
7. Отработай алгоритм написания элементов буквы с учетом определения дукта
(слева-направо, сверху-вниз) (см. прил. № 3).
8 Характер рисунка шрифта зависит от положения пера к строке. Еще раз
внимательно изучи гарнитуру шрифта и выполни шрифт в туши, делая акцент на
скругленных частях буквы. Вращай только кистью руки. Все вертикальные
штрихи (все наклонные) следует проводить, меняя угол наклона.
9. Усовершенствуй профессиональное мастерство в технике написания гарнитуры
шрифта за счет многократного повторения операций на черновых эскизах.
10. Подкладывай под рабочую руку тонкий лист бумаги (салфетку) для
предотвращения загрязнений на формате.
11. Выполни чистовой эскиз шрифта (симметричная композиция) без ошибок и
переходи к практической контрольной работе.
12. Буквы каждого шрифта подразделяются на три группы: узкие, нормальные и
широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным — А, Д, 3,
И, К, Л, Н, П, Т, У, Ч, Ц, Ч, Я; а к широким — Ж, М, О, С, Ф, Ш, Ы, Э, Ю Расчет
текста и построение шрифта
План занятия
Тема: «Шрифт - «Гротеск» Художественно-графический анализ шрифта
«Гротеск»
Цели:
Образовательные:
Освоить
с
обучающимися
цикл
работ
по
изучению
гарнитуры. Формировать умения исполнительской и технической дисциплины;
научить организации коллективной работы.
Развивающие: Составить конспект по теме (формирование умений и навыков
исполнительского мастерства).
Воспитательные: Формировать профессиональные важные качества личности
будущего специалиста: интереса, сознательного и ответственного отношения к
изучению гарнитуры, чувства коллективизма.
Тип занятия: Урок изучения нового материала
Вид занятия: урок
Оборудование:
тетрадь
для
конспектирования,
карандаш
НВ,
чертежно-
измерительные принадлежности, планшет.
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 мин.): Приветствие, доклад дежурного, проверка
подготовки обучающихся к занятию.
П. Основной этап:
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач занятия (5 мин.): Изучение
шрифта
«Гротеск»
художественно-графического
анализа.
Освоить
с
обучающимися цикл работы.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала —
актуализация опорных знаний (мин.):
1. Вводная беседа
2. Обеспечение раздаточным материалом.
3. Проверка подготовки чертежно-измерительного инструмента.
3. Изложение нового материала, применяемая методика (мин.): В процессе
изложения применяется объяснительно-иллюстративный метод, активные методы
обучения.
4.
Первичная
проверка
понимания
учащимися
нового
материала
(мин.):
выполнение практического задания на правильность написания гарнитуры
методом художественно-графического анализа.
5. Первичное закрепление изученного материала, применяемая методика (мин.):
репродуктивный метод формирования интереса через групповую работу.
6. Контроль и самопроверка знаний: фронтальный опрос по теме, рефлексия (что
удалось, в чем испытывали затруднения).
Ш. Заключительный этап:
1. Подведение итогов занятия (5 мин.): мини- просмотр.
2. Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов (мин.): д/з
подписатьшрифты по типу рукописных.
3. Оценка результатов деятельности студентов: метод устного контроля, беседа.
ПРИЛОЖЕНИЕ