Автор: Колотилова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: конспект
Тема: "Танцующая монета"
Раздел: дошкольное образование
Работу выполнила
Колотилова И. В.
Тема: «Танцующая монета»
Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Место проведения: групповая комната
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Цель. Формировать
знания
детей
через
экспериментальную
деятельность
в
совместной
игровой
деятельности
Развить
любознательность.
Задачи: развить
познавательную
активность
детей
в
процессе
самостоятельного выполнения опытов по заданию; поощрить детей за
самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с
опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
развить аккуратность, взаимопомощь.
Материал. Стеклянная
бутылка,
монетка
с
диаметром
больше горлышка бутылки, вода
Программные задачи:
Образовательные: Формировать у детей умение анализировать, делать
выводы, развивать логическое мышление; учить объяснять «волшебные
явления» с точки зрения науки; расширять знания и представления.
Развивающие: развивать
мыслительные
процессы:
внимание,
мышление,
память;
умение
работать
в
группах,
самостоятельно
и
дисциплинировано, развивать фантазию.
Воспитательные: воспитывать
желание
участвовать
в
совместной
деятельности; любовь к художественному слову; доброжелательность,
самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые
образовательные
области:
«Социально-
коммуникативное»,
«Речевое», «Познавательное»,
«Физическое»,
«Художественно-эстетическое».
Методы и приёмы:
словесные: вопросы, художественное слово,
загадка.
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Флюгер и
ветер».
Практические: выполнение эксперимента.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, монета, атрибуты.
Предварительная работа с детьми: рассказы детям об использовании
монет, превращение в фокусника, о целях и принципах его деятельности,
знакомство с монетами, дидактические игры с ними, работа с детьми в
«Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении
опытов, знакомство с игрой «Флюгер и ветер», показать объяснить, что такое
флюгер, игры на прогулке с флюгером.
Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Проблема (как сделать так, чтобы монета начала танцевать).
2. Организационный момент (загадывание загадки).
3. Психологический настрой (Игра «Флюгер и ветер»)
4. Выбор оборудования и его размещение детьми в зоне исследования.
5.
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления экспериментирования.
6. Процесс экспериментирования.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Организационный момент: загадка о монете.
Вос-ль: Ребята, нас сегодня ждет очень интереснейшее занятие. А
чтобы вам легче было догадаться, о чем мы сегодня будем говорить, я
загадаю загадку.
Маленька, кругленька,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна.
(Монета)
Вос-ль: Вы верно отгадали загадку. И сегодня мы поговорим о монете и
сделаем удивительный эксперимент с ней. Но сначала я хочу рассказать вам
сказку о монетке. Вы любите сказки? Я тоже их люблю, и с удовольствием
расскажу вам эту сказку.
Сказка о монетке.
Жила-была в кошельке у девочки Маши монетка. В кошельке их было
много. Но настал день, когда Маша потратила много монет, и монетка
осталась в кошельке одна. Скучно ей стало. Стали приходить в ее голову
всякие фантастические мысли: а что, если мне, чтобы было веселее,
потанцевать. Но как? Думала монетка, думала и придумала: «Пойду-ка я в
клуб, посмотрю, как там танцуют».
Пришла, села за столик и увидела на столе пустую бутылку. «Как жаль,
что она пустая. Была бы вода, то я хоть руки помыла бы», - подумала
монетка. «Ой, здесь ведь, наверное, есть душ. Пойду искупнусь, а то в
кошельке нас было много, набралась я всяких микробов. Так и заболеть не
долго. А бутылку попрошу пока положит в холодильник. Может быть лед из
морозилки захочет погреться в бутылке».
Как подумала, так и сделала: пустую бутылку положила в морозильную
камеру, а сама пошла в душ.
Вернулась из душа: смотрит все вокруг танцуют, веселятся. Вспомнила
о бутылке в морозилке и подумала: «Может в ней появилась вода». Достала
бутылку, поставила на стол: нет в ней воды. Зато сама отпотела от холода
морозильной камеры и стала мокрой.
«Лягу-ка я на бутылку, может она сможет научить меня танцам»,
подумала монетка. И легла на горлышко бутылки.
А все мокрое к чему-нибудь прилипает. И мокрая монетка прилипла к
горлышку. В клубе тепло, стала бутылка нагреваться, и вдруг… монетка
заплясала!
Она обрадовалась, засмеялась, сказала бутылке спасибо и стала
веселиться вместе со всеми.
Ребята, понравилась сказка? Хотите увидеть и убедиться, в том, что
монетка, действительно научилась танцевать?
Ответы детей.
Ход эксперимента
Эксперимент проводится в конце учебного года.
«Танцующая монетка»
Цель: формирование активного интереса к процессам, происходящим в
жизни, стремления к познанию нового.
Задачи:
Активизировать
желание
овладению
тайнами
научного
познания, выработать и применить его при оценке явлений природы.
Воспитывать навыки исследовательской деятельности. Развивать творческий
стиль мышления.
Что понадобится для эксперимента: Монетка, вода, бутылка с узким
горлышком, чтобы монета могла его полностью закрыть.
Что нужно делать: Положить пустую бутылку без крышечки на
несколько минут в морозилку. Монетку смочить водой, и накрыть вынутую
из холодильника бутылку.
Несколько секунд - и монета будет подскакивать, ударяясь о горлышко
бутылки, и издавать тихие щелчки.
Важно чтобы монета была мокрой и плотно прилегала к горлышку,
иначе фокуса не получится и теплый воздух будет беспрепятственно
покидать бутылку без подбрасывания монетки.
Объяснение: Монетку поднимает воздух,
сжавшийся в морозилке и занявший меньший, в
сравнении с теплым, объем. Когда воздух
нагрелся, он начал расширяться и «выталкиваться» наружу – это заставило
монетку подпрыгивать.
Интересный был опыт? Вам понравился?
Ответы детей.
Вос-ль: Предлагаю вам поиграть в игру «Флюгер и ветер»
Цель: продолжать развивать внимание,
обучать умению управлять
своим телом и выполнять инструкции по образному выполнению движений
по показу воспитателя.
Показать на карте стороны света, обозначенные разными цветами:
запад – зеленый, юг - красный, восток - синий, север - серый.
В игре участвуют ведущий и игроки. Игроки изображают флюгера.
Ведущий говорит: «Ветер дует с севера», и показывает серый круг,
игроки обхватываю себя за плечи. При словах ведущего «Ветер дует с юга» и
показе красного круга, флюгера раскидывают руки в стороны, поднимают
голову, улыбаются солнцу. Когда ведущий говорит «Запад» и показывает
зеленый круг, игроки кружатся на месте, а когда звучит команда «Восток» и
показывает синий круг, замирают и не двигаются до следующей команды.
Тот, кто пошевелился, выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всех
продержался в игре без ошибок.
Итог.
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на
занятии. На столе лежат круги разного цвета. Если вам на занятии было
интересно, возьмите и поднимите красный круг, если вы хотите узнать что-то
новое – покажите синий круг, если вам было трудно – желтый круг, если не
интересно – черный круг.
На занятии воспитатель с детьми сделали вывод: воздух при сильном
охлаждении занимает меньший объём. Затем нагревается, расширяется -
поднимает монетку.
Дети уточнили свойства воздуха.