Автор: Чиркова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Краткосрочная образовательная практика
Тема: "Веселые ребусы"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочная
образовательная
практика
«Веселые ребусы»
Работу выполнила:
Чиркова Елена Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №210 » г. Перми
Пояснительная записка
Родители часто теряются при выборе детских развивающих игр. Пазлы,
головоломки, игрушки на прилавках магазинов представлены в большом
количестве и ассортименте. Зачастую, выбирая тот или иной детский
гаджет, родители забывают о классических развивающих играх. Например,
о ребусах. Одной из самых увлекательных детских игр по праву считается
ребус. Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов,
цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет
ребенка яркими иллюстрациями, но и. безусловно, поможет в развитии.
Загадки – ребусы для детей имеют много положительных моментов:
- способствуют развитию мышления;
- тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку;
- помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы;
- тренируют зрительную память, правописание.
В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание
в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов
восприятия, как словесных, так и зрительных.
Актуальность
Ребусы – это небольшие головоломки, в которых зашифрованы слова. При
создании таких логических задач используется много разных хитростей, о
которых важно помнить – это поможет узнать, как разгадывать ребусы.
Ребусы для детей являются отличным занятием, развивающим интеллект
ребенка. С помощью ребусов можно развить находчивость и
сообразительность, таким образом, ребенок учится рассуждать логически.
Существует множество ребусов для детей разного возраста, все они
направлены на то, чтобы научить ребенка внимательности, усидчивости.
Они отлично развивают мышление, память и сообразительность, смекалку.
Детям необходимо разгадывать головоломки, потому что, уделяя время
решению логических задач, непоседа становится усидчивым. В порыве над
поиском ответа на замысловатый вопрос, дети способны сидеть на месте и
удерживать внимание довольно долго. Если это делать систематически, то
для дошкольника это станет отличной подготовкой к школе. Поиск решения
формирует у детей такое важное качество, как настойчивость.
Настойчивый человек обычно успешен по жизни – он умеет добиваться
своего, во что бы то ни стало. Еще одним очевидным плюсом головоломок
является улучшение координации рук и мелкой моторики. Все это
положительным образом сказывается на работе головного мозга. Развитие
социальных навыков – такой результат можно ждать, если головоломки
решаются командой детей. Воспитатели должны учитывать это в детских
садах и время от времени занимать воспитанников логическими задачами.
Так ребята научатся работать в команде над одной задачей, уважать мнение
сверстников. Решая некоторые виды головоломок, ребенок расширяет свой
кругозор. Особенно это ценно, когда взрослые занимаются вместе с ним и
помогает узнать то, что до сих пор было неведомо чаду. Новые знания,
полученные в процессе игры, обязательно отложатся у него в голове.
Цель практики:
научить детей решать и составлять ребусы.
Задачи:
1.Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приемами, которые
употребляются при их составлении;
2. Выучить алгоритм решения ребусов;
3. Развивать умения:
- пользоваться логическими приемами: сравнение, обобщение,
классификация;
- вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;
- развивать концентрацию внимания.
4. Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески
мыслить;
5. Отработать умение решать ребусы.
Возраст детей:
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Это самый подходящий с точки зрения разнообразия и увлекательности
головоломок возраст. Ребенок знает все правила, легко ориентируется в
ребусах, может быстро выстроить логическую цепочку. Используются все
правила, добавляются ребусы с математическими действиями,
одновременным сочетанием букв, цифр, картинок. В этом возрасте дети, как
правило, могут сами достаточно легко составить ребус – головоломку.
Составление загадок самим ребенком помогает развитию, важно только
направить его фантазию и предложить тему или слово, предмет, про который
малышу необходимо нарисовать ребус.
Количество занятий: 2.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятий:
Дети 5 – 6 лет – 25 минут.
Дети 6 – 7 лет – 30 минут.
Ожидаемые результаты работы.
Ребенок научится решать и составлять ребусы.
Содержание работы:
Основные методы работы:
Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с
использованием алгоритмов решения ребусов, указание.
Наглядный – показ образцов ребусов, анализ образцов.
Практический - отработка практических навыков решения и составления
ребусов под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные
работы.
Форма обучения:
специально организованная деятельность; игровые упражнения.
Краткосрочная образовательная практика направлена на формирование
конкретного практического умения в определенной деятельности и создание
в процессе посещения курса собственного продукта деятельности.
Условия реализации программы:
Сборник ребусов, карандаши, бумага, картинки, жетоны для викторины,
сертификаты о прохождении краткосрочной образовательной практики.
Перспективный план по реализации КОП
Занятие
Задачи
Ход занятия
1. Понятие
«ребус» и
правила их
решения.
Дать понятие «ребус»;
познакомить с правилами и
алгоритмом решения ребусов;
расширять интерес детей к
решению ребусов.
1.«Мозговая гимнастика»
2.Беседа с детьми о том, что
такое «ребус» и какие они
бывают, для чего и как их
решать;
3.Физкультминутка;
4. Работа с простыми
ребусами.
2. Игра –
викторина:
«Путешествие
в царство
Логики».
С помощью заданий
заинтересовать детей,
побуждая их творчески
мыслить, учить работать в
группах, отработать умение
решать ребусы.
1. Сюрпризный момент;
2. Деление детей на две
команды;
3. Выполнение заданий
викторины на составление
и решение ребусов;
4. Рефлексия.
5. Вручение детям
сертификатов о
прохождении КОП.
Дополнение:
Для начала стоит подбирать для малыша легко разгадываемые ребусы,
постепенно переходя к более сложным. Выбирайте яркие, красочные
ребусы с красивыми картинками – ребенку будет интереснее
разгадывать именно такие головоломки.
В отличие от обычной загадки, где используется только словесное
описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько
приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.
С головоломками ваше чадо быстро обретет навыки решения задач,
которые пригодятся ему не только в школе, но и в дальнейшей
взрослой жизни. К тому же, в детстве, такие знания усваиваются
гораздо быстрее. Задания бывают довольно сложные, и иногда их даже
приходится решать заново.
Актуальность.
Условия, необходимые для организации
систематической работы по формированию и развитию
самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке.
Этому должна служить организация систематических занятий во
внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у
детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у
учеников происходит становление и развитие форм самосознания и
самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство.