Напоминание

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?


Автор: Лукянчикова Алла Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Химки, Московская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Почему

солнце светит днем, а звезды – ночью?"

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема: Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?

Цели и задачи:

Образовательная цель: формирование представлений о звёздах, их формах и размерах, о

Солнце как о ближайшей к Земле звезде; о некоторых звёздах (Альдебаран, Сириус, Регул,

Солнце); развитие умения сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и

Солнца;

Развивающая цель: развитие умения анализировать и сравнивать, логического мышление

и умения рассуждать;

Воспитательная цель: воспитание любознательности и желания изучать окружающий

мир, умения слушать и слышать.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи;

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в

группе, умение не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Предметные:

освоение знаний о звёздах, их размерах, цвете и формах;

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено.

Познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения учебных заданий с использованием учебника

Коммуникативные: - формирование умения строить речевое высказывание в устной

форме по теме урока;

Оборудование:

Рабочая тетрадь;

учебник «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть А.А.Плешаков;

карта Солнечной системы или рисунок;

аппарат «теллурий»;

фотографии луны и звездного неба;

карточки с заданиями

Ход урока

1) Организационный момент и активизация знаний.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите: «В какое

путешествие мы сегодня с вами отправимся?». (На доске карта Солнечной системы).

Дети. На звездное небо, на планеты, на небесные тела, в космос, во Вселенную.

У. Правильно! Мы сегодня полетим в путешествие в космос. Для этого нам надо одеться в

одежду космонавтов. Как она называется?

Д. Скафандр.

У. Молодцы. А, что еще нам понадобиться?

Д. Ракета.

У. Когда мы наденем скафандры, то сможем переговариваться только по рации. Рация –

это поднятая рука ученика. Надеваем и отправляемся в путешествие.

2) Новая тема.

У. Внимание на доску. Сейчас мы с вами пролетаем мимо звезд. А вы знаете, какую

форму имеют звезды? Посмотрите, пожалуйста, на геометрические фигуры и назовите

форму звезд.

(На доске геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, пятиугольник, треугольник,

многоугольник, круг).

Д. Пятиугольная, многоугольная. Нет. Она имеет форму круга. Не совсем. Она имеет

форму шара.

У. Молодцы! Действительно, звезда имеет форму шара.

Вы, наверно, знаете, как красиво небо ночью. Сияет луна. Тысячи мерцающих звезд

разбросаны по всему небу. Но через некоторое время небо светлеет, звезд не видно, а у

самого горизонта появляется край Солнца. Начинается новый день.

Как вы думаете, почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

Ответы детей.

У. А что такое Солнце? Почему оно светит?

Ответы детей.

У. Ребята, звезды – это огромные раскаленные, пылающие шары, которые расположены

далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном небе лишь мерцающими

точками. А Солнце – это ближайшая к нам звезда. Раскаленное вещество излучает свет, то

есть светит. Например, горящие дрова, уголь, нить электрической лампы. Солнце –

раскаленный газовый шар – светит необычайно сильно.

Большинство окружающих нас предметов или тел сами по себе невидимы, они не

излучают собственного света. Мы можем их видеть только тогда, когда на них падает свет

от светящихся тел, например от Солнца, костра, электрический фонарь. Давайте

посмотрим.

В темноте посветить фонарем на мячик.

У. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и

отражается от него. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым,

потому что он не излучает собственного света. Вот так же мы видим ночью звезды,

которые излучают свой свет.

Солнце распространяет свет и тепло во все стороны. Наша Земля движется вокруг Солнца

и вокруг своей оси. Ось – это стержень, вокруг которого вращается тело. Например,

детская игрушка волчок. Ось Земли – это воображаемая линия. У глобуса вместо

воображаемой линии сделана настоящая металлическая ось. Посмотрите.

Учитель показывает глобус.

У. Земля вращается, но мы не замечем этого, потому что она вращается плавно, а вместе с

ней вращаемся и мы. Посмотрите.

Учитель показывает аппарат «Теллурий».

У. Посмотрите, как Земля освещается Солнцем. На стороне, освещенной Солнцем – день,

а на стороне, которая в тени – ночь. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за

24 часа (сутки). Давайте поиграем в небольшую игру.

Учитель приглашает троих учеников к доске. Один ученик будет изображать Солнце,

другой – Землю, а третий – Луну. Луна и Земля кружатся вокруг Солнца.

3) Физкультминутка.

У. А сейчас мы с вами сделаем маленькую разминку. Давайте все встанем.

Учитель читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром не спеша

(Ходьба на месте)

Надувает желтый шар,

(Развести руки)

А как выпустит из рук -

(Поднять руки вверх,

хлопок)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот)

Что это за шар?

(Дети хором:

«Солнце»).

4) Закрепление.

У. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или Нет».

Учитель задает вопросы, а дети отвечают: да или нет.

Вопросы:

1.

Земля – это звезда.

2.

Солнце – это планета.

3.

Звезды – это небесные тела, которые светят отраженным светом.

4.

Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

5.

Солнце – это раскаленный, пылающий шар.

6.

Солнце движется вокруг Земли.

7.

Наши детские игрушки светят отраженным светом.

У. Молодцы. Вы успешно справились с этим заданием. А сейчас внимание!

У вас на партах лежат разные геометрические фигуры, листы разноцветной бумаги, клей.

Вам надо выбрать лист бумаги и фигуры, чтобы создать картину «Звездное небо».

Дети создают свои картины, которые потом учитель вешает на доску.

5) Итог урока.

У. Что нового мы узнали о звездах и Солнце?

Почему днем на небе не видно звезд?

Почему они становятся видны ночью?

У. А теперь оцените свою работу на уроке с помощью цветных звездочек.

–Подумайте, хорошо ли вы трудились на уроке:

(на доску солнышко)

Могу лучше! - голубая звездочка

Я молодец! – красная звездочка

– Вы все молодцы!

Урок закончен.



В раздел образования