Напоминание

Семья и школа в контексте профилактики суицидального поведения детей и подростков


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Семья и школа в контексте профилактики суицидального поведения детей и подростков
Раздел: полное образование





Назад




Семья и школа в контексте профилактики суицидального поведения

детей и подростков

Существует прямая зависимость между подростковым суицидом и семейной

ситуацией. Согласно данным Международной Федерации Коучинга, результат

обеспечивают: знания на 10%, изменения на 40%, окружение на 50%. Окружение, в

котором оказывается ребенок, формирует его личность. От ситуации в семье,

складывающихся взаимоотношений между всеми членами семьи, зависит, каким

вырастет подросток, что будет определять мотивы его деятельности, стремления.

Если ребенок не получает от родителей безусловной любви, поддержки, внимания,

то будет искать ее в другом месте, чаще всего социально неприемлемом, либо

наткнется на полное равнодушие и безразличие этого мира и будет видеть лишь

один выход - уход от этой ситуации.

При взаимодействии с подростками с целью профилактики суицидального

поведения необходимо учитывать факторы семейной ситуации. Важно выявлять

существующие трудности внутри семьи, доверие/недоверие, уважение/неуважение

личности ребенка со стороны родителей, прародителей (бабушек, дедушек).

Наличие, либо отсутствие значимого взрослого, наставника (тренера, учителя),

являющегося для ребенка, подростка авторитетной личностью, тем человеком,

который мог бы послужить ресурсом в преодолении возникающих проблем.

Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи

оказывается

педагогами-психологами,

социальными педагогами. На практике мы сталкиваемся с тем,

что за

психологической помощью обращаются либо сами подростки, начиная с 15 лет,

либо их родители (законные представители), когда ситуация в семье уже выходит,

либо вышла из под контроля, и ребенок, подросток, либо совершил суицидальную

попытку, несуицидальное самоповреждающее поведение, либо завершенный

суицид.

С семьями таких детей целесообразно проводить

психокоррекционные

мероприятия, направленные на восстановление, прежде всего детско-родительских

отношений, принятия ребенка со всеми его особенностями; информирование

родителей об особенностях протекания подросткового возраста, новообразованиях

этого возраста и характерных психологических и физиологических изменениях.

В рамках проведения родительских собраний уместно освещать тему:

«Семья как фактор риска и защиты от суицидального поведения подростка», где

родители информируются о мифах и фактах о суициде, о причинах возникновения

суицидальных тенденций, факторах защиты от формирования суицидальных

тенденций.

Одной из проблем, с которой сталкиваются специалисты образовательных

организаций (педагоги-психологи, социальные педагоги), является низкий уровень

как

временного,

так

и

человеческого

ресурса

для

осуществления

профилактической работы в данном направлении.

Нормативная численность

обучающихся на одного специалиста превышает необходимую, в связи с этим

многие направления деятельности не реализуются в полном объеме.

В связи с вышесказанным, работа по профилактике суицидального

поведения в образовательной организации, на наш взгляд, должна ложиться на

плечи

не только педагога-психолога, социального педагога, но и

учителя-

предметника, классного руководителя, т.к. они, в отличие от узких специалистов,

видят обучающегося каждый день, могут заметить изменения его внешнего вида

(стал не опрятный, не причесывается), психоэмоционального состояния (унылый,

апатичный), поведения (агрессия, уединенность от сверстников) и т.д.

В

рамках

методических

рекомендаций

«Система

функционирования

психологических служб в общеобразовательных организациях

»,

утвержденных

распоряжением Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. № Р-193,

определена диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения

(индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) обучающихся.

Диверсификация предполагает, в зависимости от уровня, работу не только

педагога-психолога, но и других участников образовательного процесса: учителя,

родителя

(законного

представителя)

классного

руководителя,

социального

педагога, учителя-логопеда, что, в свою очередь, способствует комплексной

целенаправленной работе в том числе, по профилактике суицидального поведения

обучающихся.



В раздел образования