Напоминание

"Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе"


Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с одаренными детьми в хореографическом коллективе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная,

психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех

развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства,

поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи,

когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными

способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою

автобиографическую книгу “Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в

университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом,

например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв

французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А.

Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский

университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и

юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе

проявилась с детских лет, едва начав учиться, он писал “сочинения” по

ботанике и “читал лекции” своим братьям и другим детям, очень рано

овладел микроскопом, еще, будучи гимназистом, стал печататься в научных

журналах, в том числе иностранных.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к

гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого

направления: в центре обучения должен находиться воспитанник, а не

педагог, в группах выявляются одаренные дети, характерными для них

являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к

лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к

совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со

знаком «-»). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают

объяснения преподавателя, легко овладевают материалом, танцевальными

умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности

заданий, отвечающих особенностям их творческой деятельности.

В моем танцевальном коллективе достаточно одаренных детей, но мне

хотелось рассказать о Свете Ш.

Ребенок уже в 4 года прекрасно двигался под музыку, умел различать

разные ритмические рисунки и даже импровизировал и сочинял

танцевальные этюды, садился на шпагат и прекрасно тянул носок, обладал

идеальной выворотностью. В 5 лет Света танцевала в хореографическом

коллективе «Сюрприз» и обращала на себя внимание педагогов и родителей,

присутствующих на концертах с ее участием. В 9 лет классический танец ей

наскучил, поскольку она с успехом овладела тонкостями экзерсиса у станка,

и она пришла в наш коллектив для занятий современным эстрадным танцем.

В 11 лет она уже имела статус победителя фестивалей «Детские

фантазии», 3 международного фестиваля «Окно в Европу» в г. Санкт

Петербурге, участвовала в мероприятиях районного, городского и

регионального уровня. В 15 лет она танцует в основной группе с ребятами

20-25 лет, поскольку овладела лексическим материалом танцевальных групп

ее ровесников и ребят постарше.

Родители отнеслись с пониманием к проявлению хореографической

одаренности дочери, надо отдать им должное, они не сделали из своего

ребенка идол, но и не остались равнодушными к ее таланту, вместе мы

составили схему нашего с ними взаимодействия, они помогают материально,

возят ребенка по выступлениям и конкурсам и не лезут в образовательную

сферу, полностью доверяя ее мне. Если вследствие концертов и конкурсов

ребенок пропускал школу, родители сами предупреждают учителей, а я

обеспечиваю ребенка справками об уважительном пропуске уроков.

Сверстники Светы Ш. изучают танцевальную программу согласно своему

возрасту, навыкам и умениям, пока еще определяются, нужны ли им танцы,

превращаются из детей в подростков, а Светлана уже определилась с ВУЗом

и программой, которую она покажет на вступительных экзаменах в

Педагогический университет на кафедру хореографии.

Одаренный ребенок одинок, так как сталкивается с различиями в

физическом и нравственном развитии между собой и сверстниками и

ребятами постарше, в группе с которыми она занимается. У взрослых ребят

уже устойчивые отношения с противоположным полом, порог переходного

возраста пройден, а Светлане это еще предстоит, ведь у нее совершенно нет

свободного времени, чтобы устроить свою личную жизнь. Вот набор качеств,

которые характеризуют одаренного ребенка:

Неприязнь к стандартным основам танца, т.к. учебная программа не

соответствует ее способностям и скучна для нее.

танцевальные интересы. Ей нравятся сложные хореографические

этюды и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних

способностей. Очень трудолюбива.

Конформность., Отвергая стандартные требования, несклонна, таким

образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с ее

интересами.

Несоответствие между физическим, и социальным развитием. Она

предпочитает танцевать и общаться с детьми старшего возраста. Из-за

этого ей бывает трудно стать лидером среди ребят постарше.

Стремление к совершенству. Она не успокоятся, пока не достигнет

высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

Ощущение неуязвимости. Критически относится к собственным

достижениям, часто не удовлетворена, отсюда – низкая самооценка.

Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, она

начинает переживать. Стремление к совершенству и есть та сила,

которая приводит к высоким результатам.

Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует

внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими

детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относится к детям, стоящих

ниже их в танцевальном развитии. Она могут оттолкнуть окружающих

выражением презрения или замечаниями.

Особенности работы с одаренным ребенком в сфере хореографического

искусства:

Организация индивидуальных занятий

Заинтересованность педагога в совместной творческой деятельности

Проявление внимания и понимания педагога по отношению к

одаренному ребенку, психологический аспект

Поиск интересных форм подачи нового материала закрепления уже

изученного

Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве

преподаватель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора

самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой

деятельности ребенка. Появляется больше возможностей дифференцировать

процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации

воспитанников в процессе их совместной деятельности для

совершенствования своих умений.

Список литературы

1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж.

“Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.

2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с.

69–75.

3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с.

34.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

8. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982,

с. 32–35.



В раздел образования