Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Детско-юношеский центр Тракторозаводского района
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей средствами хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Патриотическое воспитание детей средствами хореографии. Выступление
Сидельникова Д.Н. педсовет 09.03.
У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери,
нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат,
даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по
Родине».
Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств
у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие
особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе
за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены
такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность
и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро
и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации
не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании
получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное
отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое
толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия,
как «воинская честь и достоинство».
Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что
такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от
"патриотизма".
В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и
любовь к своему отечеству, к своему народу"
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к
Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно
связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.
Патриотическое воспитание – это процесс, который должен пронизывать все слои
становления и развития ребенка.
Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно
быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых,
окружающих ребенка.
Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас
зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться
о ее благосостоянии.
Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей
системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим
значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных
организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и
молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность образовательных
учреждений в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к.
именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно
значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию
патриотических качеств у детей.
Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе,
если оно основано на традициях российской культуры и истории, формирует гражданское
самосознание, любовь к Родине, преданность Отечеству, знание истории и культуры
своего народа.
Как же хореографическое искусство может повлиять на личностное развитие ребенка?
Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства
прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает
патриотические чувства.
Выступление Светланы педсовет 9.03
Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию чувства
прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает
патриотические чувства.
Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром
ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний. При изучении
темы Великой Отечественной войны и Победы дети имеют возможность изучать эту тему
не только на занятиях по истории в школе, но и на уроках хореографии.
Тема Победы важна для нас, потому что это святой праздник для всей нашей страны.
Сейчас, к сожалению, в некоторых западных странах пробуют переписать историю и
отнять у нас Великую Победу. Для меня, как педагога, важно донести до детей
правильное понимание исторических событий Великой Отечественной войны.
В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в
постановочной работе. Педагог-хореограф исполняет работу режиссера, подбирает
музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к истории, традициям и культуре
передается детям.
Так, например, при постановке хореографической композиции «Сталинград» танцоры
олицетворяют встречу и преемственность двух поколений– военного времени и
современную молодежь, которая хранит светлую память о тех, кто погиб в годы Великой
Отечественной войны.
Огромную роль в создании этого образа играет костюм. Он помогает раскрыть в данном
содержание и главную мысль. Это сочетание двух цветов – черного и красного, цветов
скорби и борьбы. Этот танец принес в копилку коллектива множество дипломов и грамот,
так как тема, затронутая в нем, находит отклик в душе каждого зрителя.
Важное значение имеет музыкальное сопровождение номера, которое помогает правильно
передать хореографический образ. Хореографическая композиция «Сталинград»
исполняется под песню о городе, где произошла самое крупное сражение в мире,
формируется не только отношение к войне, но и к родному городу, который стал ареной
судьбоносных для страны военных действий. Вслушиваясь в мелодию и слова песни,
обучающиеся проникаются сочувствием и уважением к памяти погибших. Это
способствует воспитанию у них истинно патриотических чувств и гордость за свою малую
родину.
Хореографические постановки «Смуглянка», «Синий платочек» и «Тучи в голубом»,
созданные в стиле военного вальса, помогают создать настроение тех лет, почувствовать
себя поколением 40 х годов, которым пришлось надеть военную форму и рано
повзрослеть.
Каждую памятную дату эстрадно-спортивный коллектив «Каскад» принимает участие в
мероприятиях, посвященных событиям второй мировой войны, это и танцплощадка 40х,
где участники коллектива в военной форме танцуют с ветеранами и прохожими в парке
или в Доме культуры, это и участие в праздничных концертах различного уровня, это и
поездки в роту Почетного караула, где проходят экскурсии по территории и обучающиеся
могут познакомится со службой и бытом защитников Отечества.
Сделаем вывод, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к
Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к
обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач,
стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважении к другим народам, их
обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к
укреплению чести и достоинства родины, уважении к армии и готовность защищать
родину, служить её интересам. А уроки хореографии непременно в этом помогают.