Автор: Кущетеров Резуан Ибрагимович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Лицей№1 им.А.М.Тебуева
Населённый пункт: г.Усть-Джегута
Наименование материала: "Спортивный интерес и мотивация школьников"
Тема: "Как добиться успеха?"
Раздел: полное образование
Как добиться успеха.
Цепочка успеха в спорте состоит из 4 звеньев: тело, эмоции, мозг,
мотивация. Если одно или несколько звеньев выпадает из нее, то высоких
результатов достигнуть будет сложно.
За формирование каждого звена цепочки в первую очередь отвечает сам
спортсмен. Без его желания, активного участия в процессе, интереса —
ничего не получится. В воспитании нужных качеств дополнительно юному
спортсмену понадобится помощь родителей, тренера и психолога.
Главенствующая роль в каждом звене будет между ними меняться
В здоровом теле здоровый дух
Для спортсмена важно следить за общим физическим состоянием,
доводить технику до автоматизма, развивать силу, скорость
и выносливость.
Главная роль в этом звене принадлежит тренеру. От правильного
построения тренировочного процесса будет зависеть прогресс спортсмена.
Родители обеспечивают здоровое и сбалансированное питание растущему
организму ребенка.
Спортивный врач обеспечивает контроль над состоянием организма
спортсмена.
Без эмоций в спорте — никуда
Под словом «эмоциями» мы понимаем любые душевные переживания.
Эмоции — это сигнал нашего организма. Своими эмоциями человек
показывает, как он относится к окружающей действительности и к самому
себе.
«Спортивная злость», «горечь поражения» и «радость победы» постоянно
сопровождают спортсменов. Эмоции ярко проявляются в предстартовом
состоянии, во время соревнования, а также после старта.
Умение управлять своими эмоциями, вызывать необходимое
эмоциональное состояние — все это лежит в основе успеха
в тренировочной и соревновательной деятельности.
«Матч был нервный, дошло до серии пенальти. Настал мой черед — это
был тяжелый момент. Ты выходишь к воротам соперника, а позади,
остается вся команда — ребята обнимаются, поддерживают...
но в таком возрасте нелегко совладать с эмоциями. Это психология
в чистом виде: пока идешь на „точку“, чувствуешь, как ноги начинают
слабеть. Ты уже не уверен в тех вещах, которые можешь на тренировках
сделать с закрытыми глазами».
Из истории профессионально спортсмена.
И здесь роли меняются. За эмоциональный настрой юного спортсмена
сначала отвечают родители, затем подключаются психолог и тренер.
Включить мозг в работу
Мозг — это главный инструмент механизма всего тела, и благодаря ему,
можно задействовать все резервы человека — и физические,
и психические, что позволит прийти к нужному результату.
В спорте мозг решает куда более сложные задачи, чем это обычно
представляется. Даже самое простое движение требует точного расчета
траектории и скорости перемещения различных предметов, положения
в пространстве самого спортсмена.
Спортсмен с большим опытом умеет анализировать и прогнозировать свои
движения, у него развита концентрация внимания, память, скорость
реакции на ответные действия соперника, а вот юному спортсмену
справиться в одиночку тяжело будет.
Большинство ошибок, которые совершаются спортсменами, происходят
благодаря отключенности сознания от процесса. И здесь на помощь
спортсмену приходит психолог.
Быть быстрее, выше, сильнее
Мотивация — это внутренне побуждение к действию. Чтобы
побеждать, спортсмен должен хотеть и быть нацеленным
на результат, готовым преодолевать все преграды на пути к медалям.
И здесь многое зависит от тренера. Но вот, когда пропала мотивация,
на помощь приходит спортивный психолог..
Вывод
Только вместе (спортсмен, тренер, родитель, психолог), согласованно,
с хорошо поставленной целью можно уверенно идти к высоким
результатам.