Напоминание

Развитие речевого дыхания дошкольника с помощью игр, изготовленных из подручных материалов.


Автор: Минибаева Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого дыхания дошкольника с помощью игр, изготовленных из подручных материалов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого дыхания дошкольника

с помощью игр, изготовленных из подручных материалов.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно

обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять

плавность речи, менять громкость. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается уже с

6 месяцев и завершается примерно к 10 годам.

От развития речевого дыхания во многом зависит в том числе и формирование

правильного звукопроизношения, ведь для того, чтобы правильно и чётко произнести,

например, звуки [с], [з], [ш], [ж], [р] необходимо совершать достаточно сильный,

направленный выдох через рот.

Речевое дыхание имеет свои особенности. Как обычно мы дышим? Короткие и

равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь.

Речевым же дыханием мы управляем.

Для речевого дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и

продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение

контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе

говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Уделяя внимание развитию речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно

избежать многих речевых нарушений в будущем.

У детей дошкольного возраста часто встречается:

• Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь

ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не

договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести

всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое

развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических

заболеваний

дыхательных

путей,

таких

как

синуситы

и

гаймориты,

а

также

малоподвижным образом жизни.

• Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно

научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец

слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».

• Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запас воздуха,

ребенку приходится брать паузу, во время которой он даже может забыть, о чем он хотел

сказать.

• Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал воздушную струю: ребенку необходим

образец выполнения упражнений — «Посмотри, как подую я» — мама или папа может

подуть на руку ребенку. Если надуваются щеки, в первое время можно их придержать

ладошками.

Занимаясь с ребенком, придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые

ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи, не надувать щеки при выдохе;

5. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

6. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой

форме;

7.

помещение

желательно

предварительно

проветрить

перед

проведением

дыхательной гимнастики.

Важно помнить, что упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует

заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный

фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Упражнения

на

развитие

речевого

дыхания

с

маленькими

детьми

должны

проводиться только в игровой форме, с использованием подручных средств, а также игр,

которые можно изготовить своими руками. Предлагаем вам несколько вариантов таких игр.

1.

Снег идет

Для этой игры нам понадобится вата или салфетки, отрываем небольшой кусочек

ваты, это будет наша снежинка, кладём снежинку на раскрытую ладошку ребенка и просим

сдуть ее, иначе снежинка растает. Можно сделать много снежинок и сдувать их все,

например, со стола или с листа картона. Снежинки красиво разлетаются, потом можно их

собрать вместе с ребенком, развивая заодно и мелкую моторику.

2.

Футбол и Прожорливые фрукты

Для формирования направленной воздушной струи можно предложить поиграть

ребенку в футбол. Ворота легко делаются, например, из конструктора типа Лего. Собираем

ворота из деталей, лучше, если для начала ворота будут достаточно большого размера,

чтобы было легче «забить гол», потом их можно будет сделать меньше. В качестве мяча

можно использовать мячик для настольного тенниса, небольшой помпон или ватный

шарик, что-то круглое и достаточно легкое. Задача ребенка задуть «мячик» в ворота.

Обязательно эмоционально поддерживаем ребенка, когда он забивает гол. Можно

построить двое ворот и забивать голы друг-другу.

Еще очень интересная игра с таким же принципом действия – «Прожорливые

фрукты». Игру можно изготовить из картона, фрукты распечатать из интернета или

нарисовать самим. Вырезаем ротик в виде полукруга. Задача та же – задуть мячик, только

теперь задуваем его в рот фрукту, ребенку можно сказать, что будем кормить яблочко

витаминками, чтобы оно выросло большое и вкусное.

Взрослый

показывает

правильное

выполнение

упражнения:

носом

вдохнули,

сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок. Можно дуть на мячик

или шарик через коктейльную трубочку.

3. Буря в стакане воды.

Детям нравятся игры с трубочкой и жидкостью (водой, мыльным раствором для

создания пены и мыльных пузырей). Понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка.

Стаканчик берем прозрачный, чтобы весь процесс было видно, водичку наливаем

питьевую, так как маленький ребенок не сразу понимает, что в трубочку надо дуть и первое

время может втягивать и глотать воду. Можно перед игрой предложить ребенку подуть в

трубочку, подуть через трубочку себе на руку, почувствовать ручкой поток воздуха.

Родителю важно все показывать своим примером, во время игры быть эмоциональным и

хвалить ребенка, когда все получается. Можно устроить соревнования – кто устроит бурю

сильнее.

4. Расти пена.

Когда ребенок научится дуть в трубочку, а не пить воду из стакана, воду в стакане

можно заменить на мыльный раствор. Добавьте в воду немного детского мыла (или другого

пенящегося вещества), затем возьмите трубочку и подуйте в мыльный раствор - с громким

бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем

предложите подуть ребенку.

5. Рисуем мыльными пузырями.

Эту игру можно разнообразить, добавить в нее краски. Мыльный раствор разливаем в

несколько емкостей, в каждый стаканчик добавляем краситель или гуашь (в интернете есть

рецепты). Для начала лучше взять немного цветов, например, два или три. Так же

приготовим лист белой бумаги. С помощью трубочки дуем в жидкость, и получаем облачко

пены соответствующего цвета. Прикладываем к пене лист бумаги и получается цветной

отпечаток необычной формы, повторяем несколько раз с разными цветами, обращайте

внимание ребенка на цвета отпечатков. Таким образом мы не только развиваем дыхание, но

и соотносим цвета, проговариваем их названия, то есть активизируем так же и сенсорное

развитие ребенка. И кроме того получаем яркий интересный рисунок, который можем,

например, подарить бабушке. В последующем количество цветов можно увеличить, чтобы

игра стала еще интереснее, а рисунок ярче.

Следующие игры просты в изготовлении и тоже помогут вам развивать речевое

дыхание ребенка.

6. Горячий чай.

Для этой игры нам понадобится цветной картон, тонкая белая бумага и цветная

бумага. Из картона с помощью трафарета (его можно скачать в интернете и распечатать

или нарисовать самим) вырезаем две чашки, перед вырезанием второй чашки трафарет

переворачиваем, так как потом чашки будем накладывать друг на друга. Из белой бумаги

вырезаем прямоугольник шириной как чашечка и высотой 7-8 сантиметров. Разрезаем Его

на полоски шириной 5-7 мм, не дорезая до конца, и наклеиваем на край чашки, полоски

будут изображать пар от горячего чая. Сверху приклеиваем вторую чашечку, украсим ее

кружкАми из цветной бумаги, и игра готова!

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл.

Ребенок дует на полоски белой бумаги, если правильно дует, то «пар» отклоняется от

чашки. «Наберу воздуха и подую на чай».

Можно сделать по чашке для мамы, папы, сестренки или братика и периодически

собираться на семейное чаепитие.

7. Дождь идет.

Из голубого картона вырезаем тучку, можно нарисовать на ней мордашку. Снизу

приклеиваем к тучке синий новогодний дождик или тонкие полоски, нарезанные из

полиэтиленового пакета. Ребенок перед собой держит тучку (или мама держит). Мама:

«Давай сделаем так, чтобы из тучи пошел дождь. Смотри, я дую на дождинки, они

колышутся, очень похоже на настоящий дождь. Попробуй и ты».

8. Кто в домике живет?

Из картона вырезаем домик и посередине вырезаем окошко, из тонкой цветной

бумаги вырезаем квадрат, чтобы он полностью закрывал окошко, вырезаем в квадрате

тонкие полоски, не дорезая до верха. Это будут шторки, приклеиваем их над окошком и

игра готова!

Подкладываем картинку с обратной стороны к окошку и дуем на шторки, чтобы

увидеть, кто же в домике живет? Обращаем внимание, что надо дуть плавно и долго, чтобы

рассмотреть, кто же спрятался за шторками. Вместо полосок бумаги можно использовать

новогодний дождик. Домик можно не держать в руках, а положить на стол.

9. Сдуй бабочку с цветка

Чтобы изготовить эту игру нам понадобится два квадрата из цветной бумаги разных

цветов, каждый квадратик складываем гармошкой вдоль диагонали, связываем две

гармошки тонкой ленточкой или ниткой посередине, довольно туго. Нужно оставить конец

ленточки или нитки длиной около 20 сантиметров. Расправляем крылышки бабочки. Затем

из цветного картона вырезаем цветок, такого размера, чтобы бабочка свободно помещалась

на нем. Из картона другого цвета вырезаем круг, это будет серединка цветка. В центре

цветка приклеиваем свободный конец ленты или нитки, и сверху заклеиваем его

картонным кружком. Игра готова!

Взрослый предлагает ребенку помочь бабочке взлететь с цветка, плавно и сильно

нужно дуть на бабочку, и она обязательно полетит, а благодаря ленточке не упадет и не

потеряется.

10. Огнедышащий дракон.

Нам понадобится рулончик от использованной туалетной бумаги, цветная бумага,

гофрированная бумага, салфетки, ножницы, клей.

Цветной бумагой обклеиваем трубку, из гофрированной бумаги нарезаем длинные

полоски шириной примерно 1 см. Из белых салфеток скатываем заготовки для глаз, а из

гофрированных полосок – ноздри, и приклеиваем их на место.

В открытую пасть вклеиваем гофрированные полоски, на глазах рисуем фломастером

чёрные зрачки.

И вот, что у нас получилось!

Прикладываем дракончика ко рту неплотно, делаем вдох носом и плавно и длительно

выдыхаем ртом, так чтобы из пасти дракона вырывался «огонь». Для того, чтобы «огонь»

из пасти дракона вырывался сильнее ребёнок должен научится вдыхать полной грудью,

складывать губы в трубочку и делать длительный выдох (чтобы «огонь» вырывался

дольше).

11. Плыви, кораблик

Небольшой тазик с водой и легкий кораблик, готовый, или бумажный, или сделать из

крышки, пластилина и спички.



В раздел образования