Напоминание

Внимательные читатели


Автор: Вера Борисовна Антонова
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА № 508
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внимательные читатели
Раздел: начальное образование





Назад




1

«Система упражнений для формирования осмысленного чтения»

Статистическими

методами

была

установлена

цепочка

взаимосвязанных

педагогических явлений. Суть их сводится к следующему: если в начальной школе не

сформированы общеучебные умения, то в пятом классе успеваемость значительно

снижается.

Одно из таких базовых умений - осмысленное чтение. Было выявлено несколько

диагностических ситуаций:

Если скорость чтения вслух меньше 100 в минуту, это может означать, что не

вполне развита оперативная память и необходимо использовать зрительные

диктанты по И.Т. Федоренко.

Если падает осмысленность чтения, то необходимо усилить упражнения по

пересказу.

Если теряется выразительность, то необходимо проводить специальные

упражнения.

В начальной школе упражнения,

направленные на формирование умения

осмысленного

чтения,

выразительного

чтения

проводятся

ежедневно,

начиная

с

послебукварного

периода

первого

класса.

В

процессе

выполнения

упражнений

формируется оперативная память, устойчивость произвольного внимания; преодолевается

персональный резонансный барьер, когда ученик читает в темпе собственных колебаний,

в темпе, обусловленном его психофизиологическим особенностям.

Необходимо разделять виды чтения на:

орфографическое (т.к. мы пишем)

орфоэпическое (т.к. мы говорим)

чтение вслух

чтение про себя

В зависимости от этапа обучения один из этих способов может занимать

лидирующее место. Это также зависит от цели, которую поставил учитель на конкретном

уроке. Ребенок тоже должен овладеть всеми этими способами и разделять их осознано.

В первом и последующем классах можно применять следующую систему

упражнений, направленную на решение таких задач как:

закрепление зрительного, кинестетического образа буквы и аудиального

(слухового) закрепления соответствующего звука;

расширение оперативного поля памяти;

развитие функции - распределение внимания;

Система упражнений для первого года обучения

литературному чтению

11.

Ученикам предлагается в небольшом тексте из «Азбуки» подчеркнуть только

определенную букву за ограниченное количество время (2-3 мин),стараясь не пропустить

ни одной. Затем подсчитать их количество и сообщить классу. Учитель заранее подсчитал

буквы.

2.

Упражнение №1 усложняется далее тем, что выделить нужно две определенные

буквы. Одну, например, подчеркнуть внизу «к», а над другой поставить точку «т ».

Ученикам предлагается называть шепотом звук, ответствуюгций найденной букве. Итог

можно подвести, разделившись на группы (пример девочки и мальчики, первый и второй

вариант и т.д.). Одна группа подсчитывает первую букву, а другая вторую.

3.

учащимся предлагается закрыть глаза и поднимать руку , услышав слова с

2

данным звуком, который обозначался соответствующей буквой. Букву необходимо

показать. Нацеливаем учеников на запоминание как можно большего количества слов с

данным звуком. Предлагаемые смысловые единицы можно увеличивать постепенно,

исходя из среднего показателя объема памяти ± 7.

4.

Нарисуем буквы в воображаемой тетради (в воздухе) с обязательным хоровым

комментированием (например: руку вверх, уголок, внизу делаю перекладину, «А»).

5.

Показываем образ буквы, используя пантомимические средства. Изобретаем

различные варианты показа буквы. Используем в виде игры или физ - минутки, можно

под музыку, в динамической паузе.

6.

Игра «Ветер унес части букв ,»(На последующий этапах - части слов или

предложений) Какая это могла быть буква? А еще какая?

_ р и ср

Формируем дивергентное мышление.

7.

Упражнение в парах. Задание дается следующим образом. Нарисуй пальчиком

на спине товарища букву. Пусть он угадает какую букву ты изобразил. Затем поменяйтесь

местами. (Учитель должен показать пример упражнения). Буквы могут быть как

письменные так и печатные, в зависимости от цели урока, а так же слоги.

Здесь мы помогаем кинестетикам, которым нелегко обучаться и преодолеваем

тактильную боязнь малышей.

Два следующих упражнения направлены на выделение значимых единиц (в данном

случае букв) из зашумленного фонда.

8.

Показываем любую сюжетную картинку или иллюстрацию с изображением

пейзажа. Где спрятались буквы? Что на картинке напоминает буквы и какие?(Листик -

букву «о», ветка и дерево -букву «л» и т.д.).

Это упражнение можно проводить, используя коллективные формы работы и

индивидуальныезвучит тихая плавная музыка. Ученики с закрытыми глазами рисуют

(водят рукой произвольно) линии. «Рука танцует.» Затем они открывают глаза и пытаются

найти в хаотичном рисунке буквы, выделяя их другим цветом и дописывая (если это

нужно). Музыка должна звучать не более 2-3 минут.

9.

Следующее упражнение помогает в закреплении пространственных понятий

(лево, право, низ, верх) и сродни графическим диктантам.

«Путешествие буквы» Работа проводится коллективно, может сопровождаться

работой с разрезной кассой или тетрадью для печатания.

Ученикам предлагается таблица. Например такая:

С Т Л

МОН

В Д Г

С выделенной буквы начинаем шаги. Учитель медленно называет последовательность

шагов.(вверх, вправо, вниз, влево). Три шага. Какой слог получился?

Далее работа с подобными таблицами строится по принципу «от простого к

сложному».

Можно увеличивать темп работы, увеличивать и разнообразить сами шаги.

Учащимся предлагается набор слов, где спрятался полученный слог.

Пример:

ПЕ/СОЧ/НИ/ЦА РУЧ/КА

КОЧ/КА

ОЧ/КИ

Делим на слоги слова и находим слово с данным слогом.

10.

Работаем со слогами.

Сначала коллективно, затем индивидуально в Азбуке, и, даже, на время, увеличивая

начальный объем слогов.

3

На начальном этапе предлагаем слог, например «КО», и просим дописать букву, чтобы

получилось слово. Обсуждаем все варианты и обязательно не правильные варианты, типа

«КОС». Это поднимает настроение и дети чувствуют, что могут повлиять на результат

поиска. Они начинают действовать более активно и осмысленно.

11.

Работа со слоговыми таблицами.

Учитель заранее разбивает слова на слоги и записывает их в таблицы, усложняя материал

по мере изучения (двухсложные, трехсложные). Таблицы предлагаются с заданием. Здесь

спрятались слова. Найди и прочти их для всех.

РА ДОЖ ГА

BE ДУ СЕ

ЛЫЙ ЛУ дик

(радуга, веселый, луга, дождик)

Слова можно выписывать из текста азбуки,

изучаемого на данном уроке.

На начальном этапе эта работа проходит в медленном темпе, но систематичность

приносит свои плоды. Ученики, освоив принцип построения таблиц, за короткое время

пробегают глазами и отвергают множество неподходящих вариантов, с восторгом находя

правильные.

На следующем этапе ученики сами готовят таблицы загадки для своих

одноклассников на листах бумаги, где те соединяют разных цветов слоги.

12.

На доске пишем короткое предложение слитно:

Барсикпьетмолоко.

Сначала, в процессе коллективной работы, определяем слова палочками, затем стираем и

записываем правильный вариант. Здесь мы закрепляем сведения о предложении.

13.

Записываем короткие рассказы, которые придумываем коллективно. Короткие

слова - печатными буквами, а длинные обозначаем, тут же придуманными символами .

Обсуждаем варианты символов и выбираем самые лаконичные.

Учитель Федоренко, работающая в творческой лаборатории В.Н.Зайцева

разработала систему упражнений, направленных на преодоление учениками собственного

резонансного барьера колебаний, обусловленного психофизиологическими

особенностями. Благодаря этим особенностям все дети читают вслух в собственном темпе

Упражнения, направленные на формирование

выразительности и осмысленности чтения,

расширения оперативного поля памяти.

II После того, как большинство учеников успешно овладело навыками слогового

чтения, эти упражнения можно применять в системе , уделяя им 56 минут ежедневно.

Многолетний педагогический опыт множества учителей, работающих по системе

В.Н.Зайцева, убеждает в том , что ученик успешно овладевает всеми навыками

выразительного и осмысленного чтения вслух и про себя.

1.

В течении 1 минуты ученики читают тихим шепотом текст нараспев, не заменяя

буквы, так как написано.

2.

Тот же самый текст читается, как и в предыдущем упражнении, но с ускорением

темпа.

3.

Далее ученики читают четко проговаривая последние два три звука, делая на

них ударение. Дети называют этот способ «Садясь на окончание, как на стульчик».

4.

Этот же текст читается выразительно.

Было выявлено, что в случае 4 ученики переходят на незнакомый отрывок текста и читают

РУ РОЗ

МО пи

РОГ КАВ

(рукав, мороз, пирог)

4

его выразительно.

Мы сообщаем детям «тайну», что читать, не заменяя ни одной буквы, т.к. написано

сразу не смогут даже взрослые. А мы потренируемся и у нас все получится. Работаем в

парах. Первый вариант читает, а дети второго варианта следят пальчиком по тексту. Далее

дети учатся контролировать себя и уже сами замечают ошибки, сделанные при чтении.

Развивается самоконтроль.

Некоторые взрослые опасаются, что ученики и в дальнейшем будут читать

орфографическим способом. Но мой многолетний педагогический опыт показывает, что

этого никогда не происходит.

Ребята понимают, что это лишь способ чтения и владеют им очень хорошо. Но мы

в самом начале для детей разделяем способы чтения на орфографическое, орфоэпическое,

вслух и про себя. Естественно никаких терминов при этом не сообщаем. Вышеуказанная

система упражнений направлена в т.ч. и на решение очень важной задачи - грамотное

написание слов, и , что очень важно, их окончаний.

Если говорить об осмысленном чтении и о расширении поля оперативной памяти,

то здесь можно применять, начиная со второго класса систему зрительных диктантов по

Федоренко.

Система включает в себя несколько наборов. Особенность подбора предложений

состоит так вода, что каждое последующее предложение увеличивается на один знак(одну

букву).

Предложение проецируется на доску или экран и предъявляется ученикам в

течении 1-1,5 минуты (в дальнейшем это время медленно сокращается). Дети читают его

только про себя, артикуляция исключается. Затем предложение закрывается и дети пишут

его.

Один набор предъявляется несколько раз, пока все ученики не передадут точно

смысл прочитанного.

Пользуясь этим материалом и следуя принципам его построения, учителя

самостоятельно составляют систему диктантов, варьируя и усложняя ее.

Работа над выразительностью чтении в начальной школе ведется с первого класса

и включает в себя поэтапную работу по введению таких понятий как: тон речи, темп,

громкость, тембр, окраска голоса. Все составляющие понятия «интонация». Большое

значение необходимо уделять мимическим и пантомимическим средствам

выразительности речи.

Ребенку, порой, трудно постичь все глубины авторского замысла и по достоинству

оценить то или иное литературное произведение. Но чувства, которые владеют героями

рассказов, стихотворных произведений и т.д. более доступны детям и близки им. Значит, с

этим можно и нужно работать. От чего зависят выбранные нами средства

выразительности речи? От чувств и мыслей, которые хочет передать автор или герои

произведения.

На уроках чтения вместе с детьми мы создаем активный словарь чувств и

записываем его в тетрадь по чтению. Обозначаем палитру чувств цветами, выбираем

соответствующие символы (радость-улыбка). Обязательно тренируемся и играем,

стремясь достичь наиболее точного выражения эмоций; узнавания их, словесного

обозначения и выделения в литературных произведениях.

Для этого можно применять следующие упражнения:

1.

Записываем нейтральную фразу и просим прочесть ее с различными чувствами:

страхом, восторгом, удивлением и т.д.

2.

Задание: загадай чувство и прочти, в соответствии с ним четверостишье, фазу и

т.д, а мы попытаемся угадать , что ты задумал.

3.

Работаем с короткими стихотворениями. Прочти данное стихотворение

5

задумчиво, печально, радостно, уныло и т.д. Какая интонация подходит больше? Где она

изменилась?

Дети очень любят эту работу. Она является источником положительных эмоций.

4.

Чтение под музыку.

Мы выбираем соответствующую литературному произведению музыку и даем

следующее задание:

прочти в темпе музыке;

прочти быстрее, чем он звучит;

прочти гораздо медленнее, чем она звучит;

читай и делай паузы в соответствии с паузой в музыке.

Погрузив учащихся в тему средств выразительности речи, выбираемых в

зависимости от чувств и мыслей автора или героев, мы начинаем работать над

поэтическим произведением по классическому образу.

Знакомим учащихся с общепринятыми условными обозначениями: главное слово -

х ;

Выборочное чтение

Задания и упражнения такого типа используются, начиная с первого класса, в

зависимости от цели , которую поставил учитель на данном уроке

а)

Закрепление сведений о предложении:

читай только первые слова в предложениях ;

читай только последние слова в предложениях.

б)

Работа над изучением частей речи:

читай только существительные;

прилагательные;

глаголы;

подлежащие;

сказуемые и т.д.

Работа может проводиться в парах, по вариантам, фронтально, индивидуально.

Чтение вслух и про себя.

Начиная с первого класса в послебукварный период необходимо формулировать умение

читать про себя , исключая артикуляцию, которая может стать препятствием для

увеличения скорости чтения.

Для этого проводится упражнение «Внимательный читатель» в различных вариантах.

Учитель читает литературное произведение вслух выразительно, (из урока в урок

скорость чтении постепенно увеличивается доходя к третьему классу до 120-130 слов в

минуту) ученики следят по книге читая ,полностью исключив артикуляцию. Учитель

делает паузу и просит продолжить чтение вслух.

После окончания этой работы следуют вопросы в письменной или устной форме по

смыслу прочитанного.

Применяется, так называемое, чтение «Спринт», когда чередуются чтение вслух и

про себя.

Антиципация и ассоциативность чтения.

1.

Мы предъявляем ученикам группу слов из литературного произведения,

изучаемого на данном уроке. Часть этих слов закрыта. Задание: Предположи как эти слова

звучат полностью:

-разговорч

6

-заснеж

-обледенев

Также можно построить работу со словосочетаниями, выделенными учителем заранее из

литературного произведения. Предъявляются прилагательные, а существительные

угадываются.

2.

Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу и простите его

название. О чем будет этот рассказ? Что может произойти?

3.

Дочитав произведение до конца страницы, мы просим предложить что случится

дальше. Как будут развиваться события?

Для формирования ассоциативного чтения во всех учебниках после текста авторы

обязательно помещают специальные вопросы. А учитель со своей стороны может

ежеурочно (со второго класса) проводить 2-3 минуты ассоциаций.

Игровое задание: Я буду читать вслух, а вы следите по книге. Как только вы

вспомните похожую ситуацию подобного героя, аналогичный поступок и др, вы молча

поднимаете руку.

Кто больше вспомнит сказок, рассказов, повестей? Ученики сообщают о своих

ассоциациях, побуждая остальных к этой деятельности.

Все вышеприведенные задания и упражнения оставляют для учителя широкое и

креативное поле деятельности

Применяя изложенный здесь материал, работая с ним в системе можно добиться

хороших и отличных результатов в обучении на уроках литературного чтения.



В раздел образования