Напоминание

Использование мастер-класса как практико-ориентированной формы работы с родителями (в рамках работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»)


Автор: Ирина Валерьевна Компанейцева
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 61
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование мастер-класса как практико-ориентированной формы работы с родителями (в рамках работы детско-родительского клуба «Мы вместе!»)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации города Новочеркасска

Методический кабинет

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61

муниципальный методический ресурсный центр

Использование мастер-класса как практико-

ориентированной формы работы с родителями (в

рамках работы детско-родительского клуба «Мы

вместе!»)

Подготовила :

Компанейцева И.В., учитель-дефектолог

Г. Новочеркасск, 2020г.

Актуальность

Закон РФ «Об образовании» ст. 18 . «Родители

являются первыми педагогами. Они обязаны

заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка»

ФГОС ДО «обеспечение психолого—

педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и

образования детей»

Выявление, обобщение и распространение

инновационного педагогического опыта

С декабря 2016 г. МБДОУ детскому саду № 61 был присвоен статус муниципального методического

ресурсного центра (приказ Министерства общего и начального образования Ростовской области № 786 от

01.12.2016г.) по теме «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении

партнерских связей между участниками педагогического процесса рамках реализации ФГОС ДО» , целью

которого является создание условий для внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в

соответствии с ФГОС ДО

Детско-

родительск

ий клуб

«Мы –

вместе!»

Мастер-

класс

Семинар-

практику

м

Гостевые

встречи

Круглый

стол

Терренкур

Мастер-класс

Мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у

педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта,

мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа

приемов работы. (М. М. Поташник)

Мастер-класс – это неформальное объединение, которое заключается

в передаче опыта и знаний от специалиста к родителям (Википедия)

признаки

Мастер – класс имеет обучающую цель;

педагог — это мастер

Все остальные участники, находятся в роли учеников;

Все действия выполняются пошагово, по алгоритму;

По окончанию мастер – класса каждый участник приобретает

новое умение.

Мастер–класс – это особая форма, которая основана

на «практических»действиях показа и демонстрации творческого решения

определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

(Педагогический справочник)

принципы

Доброжелательный

стиль общения

педагогов с родителями

Индивидуальный

подход

Сотрудничество, а не

наставничество

Серьезная подготовка

Динамичность

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Г. Спенсер

Девиз мастер-класса: «Я знаю, как

это делать. Я научу вас».

Цель: создать условия для вовлечения родителей в педагогический процесс как активных

участников

Задачи:

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей

Расширить кругозор родителей по организации образовательного процесса

Продемонстрировать новые подходы, методы или техники в образовательном процессе

Этапы:

1.

Подготовительно-организационный :

1.1. Цели и задачи мастер-класса

1.2. Актуальность темы

2. Основной:

2.1. Теоретическая часть. Ознакомление с методикой, техникой или алгоритмом действия по проблеме

2.2. Практическая часть. Закрепление полученных знаний и навыков в практической деятельности

3. Заключительный:

3.1. Рефлексия

Структура мастер-класса

Опыт работы использования мастер-классов в рамках детско-родительского клуба (2019-

2020гг)

Дата

проведен

ия

Форма

проведения

(очно/диста

нционно)

Тема мастер-класса

Возрастная

категория

Вид

Тип

Филиал клуба

Ноябрь

2019г.

очно

Использование технологии

интеллект-карты в речевом

и познавательном развитии

ребенка

Смешанная

(родители + дети

старшего

дошкольного

возраста)

Обучающий

Презентация

педагогического

опыта

«Успешный

родитель»

Февраль

2020г.

очно

Использование элементов

мнемотехники в

формировании

познавательного и речевого

развития ребенка

Смешанная

(родители + дети

старшего

дошкольного

возраста)

Обучающий

Презентация

педагогического

опыта

«Успешный

родитель»

Апрель

2020г.

Офлайн

WhatsApp

Использование словесных

игр для активизации

познавательного и речевого

развития дошкольника

«Играя – ум развиваем!»

Смешанная

(родители + дети

старшего

дошкольного

возраста)

Ознакомительны

й

Презентация

педагогического

опыта

«Успешный

родитель»

Родители

выступают не

в роли

пассивных

наблюдателе

й, а

становятся

активными

участниками

образователь

ной

деятельности

Практическая

отработка

умений по

организации

взаимодейств

ия с детьми в

домашних

условиях

Возможность

индивидуальног

о подхода по

отношению к

каждому

участнику

мастер-класса

МАСТЕР

-КЛАСС

Положительные аспекты в применении мастер-

класса

ноябрь 2019г.

февраль 2020г.

апрель 2020г.

0

1

2

3

4

5

6

Ряд 3

Сравнительный анализ участия родителей

в мастер-классах

в период с 2019 по 2020 уч. год

Мастер-класс для детей и родителей «Использование интеллект-карт в речевом и

познавательном развитии ребенка»

Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации

совместной творческой деятельности родителей, детей, педагогов

Задачи:

Развивать познавательную и речевую активность детей в совместном созидательном взаимодействии

взрослых и детей;

Знакомить родителей с инновационным методом запоминания информации – методом интеллект-карт;

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком

Этапы:

1.

Подготовительно-организационный :

1.1. Цели и задачи мастер-класса

1.2. Актуальность темы

2. Основной:

2.1. Теоретическая часть. Ознакомление с методикой составления интеллект-карт

2.2. Практическая часть. Составление родителей и детей интеллект карты на тему «Осень»

3. Заключительный:

3.1. Составление рассказа на тему «Осень» (с опорой на интеллект-карту)

3.2. Рефлексия

Актуальность

Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического

выражения процессов восприятия, обработки и запоминания

информации, творческих задач, инструмент развития памяти и

мышления (Википедия)

Результативность

применения метода

интеллект-карт

достигается:

наглядностью

привлекательностью

запоминаемостью

творчеством

Метод

интеллект-карт

был предложен и

разработан

американским

ученым Тони

Бьюзеном.

Этот метод

используется в

разных сферах

деятельности, а

также и в

образовании.

ШАГ 1. ПОДГОТОВКА

ШАГ 2. ВЫБЕРИТЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

ШАГ 3. ОПРЕДЕЛИТЕ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ШАГ 4. ДОБАВЬТЕ ВЕТВИ

ШАГ 5. ВЫРАЖАЙТЕ ИДЕИ

ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ

ШАГ 6. ИГРАЙТЕ СЛОВАМИ

ШАГ.7. СОЗДАВАЙТЕ

СОБСТВЕННЫЕ КОДЫ

ШАГ 8. ОБОЗНАЧАЙТЕ

ВЗАИМОСВЯЗИ

ШАГ 9. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О

ПУСТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Интеллект-

карта

предметные

тематические

проблемные

ассоциативные

целевые

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

развитие речи, памяти,

внимания

познавательная активность

критическое мышление,

командная работа,

самопрезентация

расширение

диапазона

влияния

интеллект-

карт на

развитие

ребенка с

учетом возра

ста

Адаптация метода интеллект-карт к условиям ДОУ

учитывается темп,

способности и

интересы каждого

ребенка

Варианты создания карт

дети делают

интеллектуальные карты с

родителями как домашнее

задание

педагог составляет карту, а

дети придумывают рассказ и

обобщают информацию

ребенок делает ее

графически со взрослым

или самостоятельно

Результат

Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь,

ребенок идет в развитии от простых логических операций к

сложным и умению анализировать

развивают фантазию, память, творческие

способности

Формируется преемственность между ДОУ и школой

Направления работы по интеллект-картам в ДОУ

Сбор материала о

предмете или объекте

Пополняется активный

и пассивный словарь,

развиваются процессы

мышления – анализ,

синтез, аналогия,

обобщения

Развивается умение выделить главную мысль,

выявляется уровень знаний, пополняется

активный и пассивный словарь по изученной

лексической теме, совершенствуются умения

составлять и распространять предложение,

развиваются процессы мышления – анализ,

синтез, аналогия, обобщение, сравнение,

классификация

Обобщение материала по

изученным темам

Дети учатся самостоятельно и

последовательно излагать

свои мысли, становятся более

активными при разговоре,

формируют умения отвечать на

вопросы распространённо,

словарь становится точен и

разнообразен

Составление рассказов

по интеллект-карте

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТЫ «ОСЕНЬ»

ШАГ 1. ПОДГОТОВКА. 1.Лист бумаги располагаем горизонтально, заранее

готовим картинки, фломастеры, карандаши

ШАГ 2. ВЫБЕРАЕМ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В центре

пишем (иллюстрируем) и обводим главную идею (цель, предмет, название

новой темы). В нашем случае картинка «Осень».

ШАГ 3. ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. Каждое ответвление обозначаем

ключевым словом или фразой. Ключевые слова пишем печатными буквами,

разборчиво; размер шрифта подбираем в соответствии с важностью данного

ключевого слова

ШАГ 4. ДОБАВЛЯЕМ ВЕТВИ Из «главной идеи» с помощью разноцветного

выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует

определенному фрагменту рассматриваемой темы). У нас это: Признаки,

Животные и птицы, Человек, Месяцы.

ШАГ 5. ВЫРАЖАЕМ ИДЕИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ. Ветви детализируем, добавляем

символы, иллюстрации.

ШАГ 6. ИГРАЙТЕ СЛОВАМИ. Составляем интеллект-карту используя беседу,

игру «Признаки осени», пальчиковую игру «Осенняя пора».

ШАГ.7. СОЗДАЕМ СОБСТВЕННЫЕ КОДЫ Составляем интеллект-карту

используя различные иллюстрации,которые представлены в виде: моделей-

образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет,

собственными символами. (при желании детей).

ШАГ 8. ОБОЗНАЧАЕМ ВЗАИМОСВЯЗИ

ШАГ 9. НЕ ЗАБЫВАЕМ О ПУСТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Результат

- закрепление и расширение представлений детей о

характерных признаках осени,

- развитие фантазии, памяти, внимания, познавательной

и речевой активности,

- совершенствование связной речи ребенка, умения

четко передавать свои мысли;

- укрепление детско-родительских отношений, умения

работать в паре

признаки

ОСЕНЬ

Животные и птицы

человек

признаки

ОСЕНЬ

Животные и птицы

человек

месяцы

Спасибо за внимание!



В раздел образования