Автор: Храпкова Наталья Жоржевна
Должность: учитель сельскохозяйственного труда
Учебное заведение: ОГБОУ "Скопинская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Скопин
Наименование материала: метоическая разработка
Тема: "Применение арттерапии на уроках сельскохозяйственного труда"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБОУ «Скопинская школа-интернат».
Методическая разработка на тему:
«Применение арттерапии на уроках
сельскохозяйственного труда».
Разработал: учитель сельскохозяйственного труда
Храпкова Наталя Жоржевна
Скопин 2017г.
Наше время определяет сущность нового подхода к школьному обучению и
воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания,
педагогики развития, познания школьником мира через интересующие его
виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество
школьного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки
деятельности школьных учреждений; концептуальные основы школьного
образования. При этом особое внимание обращается на развитие личностных
качеств, необходимых для дальнейшего становления личности:
любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое
воображение, произвольность. Увеличивается объем информации,
развиваются различные формы массовой культуры увеличивается темп
жизни, кризисные явления в обществе, в семье.
Работаю учителем сельскохозяйственного труда в коррекционной школе,
всегда нахожусь в состоянии поиска лучших систем и методов обучения и
воспитания детей. Мне хочется, чтобы уроки были познавательными и
интересными, чтобы каждый ребенок был вовлечен в работу, чтобы задания
были интересными. Учитывая особенность (интеллектуальное отклонение)
наших детей, которые имеют кратковременную память, искала метод,
который позволит детям запомнить материал и поможет отложиться в памяти.
Изучая научные материалы, наткнулась на метод арттерапии.
Арттерапия - это не столько лечение, сколько гармонизация и развитие
личности, естественный и бережный метод исцеления и развивающее
художественное творчество. Параллельно с арттерапией
развивается артпедагогика – наука об обучении, воспитании, развитии и
коррекции. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном
подходах в развитии, арттерапия и артпедагогика преследуют единую цель
– гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его
социальной адаптации посредством искусства и участия в общественной и
культурной деятельности в микро - и макросреде.
Арттерапия не имеет ограничений, не требует специальных дарований и
навыков. Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она
трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций
в творческую энергию. Этот способ невербальных отношений помогает
разрешить многие проблемы, помогает сблизить людей, познать самого себя
и самореализоваться. Мобилизует творческий потенциал, каждой личности,
даёт высокий позитивный заряд, формирует активную жизненную позицию,
уверенность в своих силах.
Моей целью является внедрение арт-терапевтических техник в учебно-
воспитательный процесс для выявления и коррекции эмоционального
состояния детей, формирование мотивационной сферы и успешной учебной
деятельности. В арттерапии очень много разновидностей подходов.
Существует большое разнообразие видов арт- терапии:
Библиотерапия- работа с книгами, литературой;
Игротерапия- работа через игру, игровые ситуации;
Изотерапия- изобразительное творчество;
Музыкотерапия- использование музыки;
Оригами- фигуры из бумаги;
Песочная терапия- работа с песком;
Сказкотерапия- проигрывание и анализ сказок;
И многие другие виды.
Я решила апробировать все эти способы на уроках сельскохозяйственного
труда.
На
своих
уроках
я
стала
использовать
стихи;
игровые
моменты;
музыку (на физминутках и при выполнении творческой работы); аппликацию
из умаги; рисование (дети с удовольствием рисуют не только на бумаге,
пластилине,
но
и
на
стекле);
пазлы,
сказки.
Я
использую
различный
раздаточный материал, пословицы, а также загадки, кроссворды, задания на
смекалку и раскраски.
Интернет ресурсы позволяют практически по каждой теме и на каждый урок
подобрать различные стихотворения и загадки в виде стихотворений. Детям
очень
нравится
отгадывать
загадки,
активизирует
внимание,
развивает
интерес,
при
этом
идет
запоминание
особенности
овощей,
животных.
Например:
- Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь -
-Раннее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)
Дети быстро отгадывают, затем можно задавать вопросы по признакам.
Музыку применяю не только в физпаузах и при выполнении творческой
работы. Например, при изучении темы «Картофель», прослушиваем отрывок
из песни «Антошка» или другие отрывки из детских песенок, и дети
отгадывают тему урока. Можно построить беседу о строении картофеля по
прослушанным отрывкам если там идет описание клубня. (какого цвета
клубень, что растет над землей, что в земле).
Интересна ребятам работа с аппликацией. Изучая строение овощей или
животных, дети склеивают поэтапно части, выбирая самостоятельно цвет и
определяя конфигурацию. Так в 6 классе изучая тему «Кормовые
корнеплоды», учащиеся выбрали сначала соответствующих свекле лист
цветной бумаги, затем нарисовали фигуру корнеплода, вырезали и приклеили
на лист, дальше определили цвет листьев. После того как вырезали
нарисовали соответствующим цветом прожилки, подклеили к аппликации. Во
время работы ведется беседа, где располагается корнеплод под землей или
над ней. В заключении дети оформляют полученную работу, дорисовывают
почву.
Такую же работу можно проделать и с пластилином. Когда дети вылепливают
части.
Игротерапия
-
работа через игру, игровые ситуации. Даже дети старшего
возраста легко вовлекаются в работу через игру. Игровые моменты дают
возможность отвечать правильно даже осень слабыми детьми. Повторяя в 8
классе тему «Овощи», провела игру «Ох щи, до чего же хороши». На столе
были разложены муляжи овощей и фруктов, ребенок должен был взять
корзиночку и сходить на рынок, закупить все необходимое для щей или
борща. Один ребенок продавал, а второй покупал. Продавец рекомендовал
купить для хорошего вкуса, все, что лежало на столе описывая вкусовые
качества. Покупателем был ребенок с глубокой умственной отсталостью, так
вот он купил все что было необходимо для щей, несмотря на то, что его
пытались запутать. Мальчику доставило большое удовольствие такая
небольшая победа, да и хорошая оценка тоже.
Очень люблю применять на уроке сказкотерапию. Сказка учит детей слушать
и слышать других людей. Но ещё сказка помогает взрослым найти общий
язык с ребёнком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые
трудности.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена
различными способами:
1. Для работы может использоваться существующая авторская или
народная сказка.
2. Учитель и ребенок могут сочинять сказку вместе.
3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому
ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во
взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы
взаимодействия с миром и другими людьми.
Основные этапы работы над сказкой:
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.
3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.
4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.
5. Анализ сказки.
6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки
педагогом).
7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.
8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.
При изучении тему «Корнеплоды», инсценировали сказку «Репка», что
помогло изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшить
адаптацию детей.
Изучая тему «Пастбища» в 9 классе рассказала сказку о корове Красавке,
которую придумала сама.
В результате проведенных мероприятий удалось создать благоприятную
атмосферу для адаптации детей, зону комфорта, ситуацию успеха;
сформировать мотивационную сферу, облегчить процесс адаптации,
организовать дружный коллектив, приобщить каждого ребенка к делам
класса, помочь осознать свою значимость в социуме. С помощью применения
арт-терапевтических техник удалось осуществить личностный подход к
обучению и развитию каждого ученика, устранить причину возникновения
страхов, снять симптомы тревожности, агрессии, неуверенности в себе,
реализовать сотрудничество учитель-ученик. Результаты итоговой
диагностики свидетельствовали о: сформированной мотивации к обучению,
правильной самооценке, чувстве уверенности в себе у каждого ребенка.
Тема урока: Сведения о пастбищах.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «пастбище», их
предназначением.
Задача урока: Научить различать природные и культурные пастбища.
Коррекционная задача: Научить анализировать полученные сведения,
делать выводы.
Воспитательная задача: Прививать интерес к уроку.
Оборудование: Компьютерная презентация.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Повторение изученного материала.
В прошлом году мы изучали большой раздел «Животноводства», который
был посвящен коровам. Сейчас мы вспомним содержание этих животных.
а. Как называется большой комплекс, где содержаться коровы?
б. Какие сооружения должны входить в этот комплекс?
в. Где содержится корм для коров на МТФ?
г. Для чего нужен кормоцех?
д. В каких помещениях содержат кроров?
е. Какие требования предъявляют к коровникам?
ж. Почему телят содержат отдельно от коров?
з. Какие требования предъявляют к содержанию телят?
и. В какое время содержат коров в коровниках?
3.
Изложение нового материала:
А сейчас я хочу, чтобы вы послушали небольшую сказочку. Жила –была
коровка по имени «Красавка». Хорошо ей жилось. Всегда у неё была полна
кормушка корма. Скажите ребята, какой корм был в кормушке у коровы? (на
доске рисунок коровы и таблички с названием групп кормов, на столе
названия кормов. Ребята выбирают нужный корм и прикрепляют к
табличкам.). Молодцы, правильно определили корма. Значит наша корова
действительно не голодала. Но боясь за свою Красавку, хозяин не выпускал
её из коровника, и со временем стала она грустной, отказывалась от корма. А
затем и вообще слегла. Скажите ребята, что же случилось с коровкой?
Правильно она совершенно не двигалась и не гуляла. А еще она не получала
полноценного питания. Как вы думаете, что я подразумевала под
полноценным питанием? Правильно траву.
А вот чтобы корова питалась травой, её необходимо выпускать на пастбище.
Скажите пожалуйста, догадались ли вы какую тему мы сегодня будем
изучать?
Откройте ваши тетради и запишите тему нашего урока «Сведения о
пастбищах».
Поставьте для себя цель на урока.
Как вы думаете, что такое пастбища?
Пастбища- это земельные участки, покрытые травянистой
растительностью и
используемых для выпаса домашних животных.
Пастбища бывают природные, или естественные, и культурные.
Природные пастбища различают в зависимости от месторасположения.
Чтобы ознакомиться с природными пастбищами мы заполним
следующую таблицу.
НАЗВАНИЕ
ПРИРОДНОГ
О
ПАСТБИЩА
РАСПОЛОЖЕНИ
Е
СРОКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИ
Я.
ОТРИЦАТЕЛЬН
ЫЕ КАЧЕСТВА
Суходольные
пастбища
На возвышенных
участках, на
верхних частях
склонов, в сухих
долинах.
Ранняя весна
Срок
использования не
большой. Трава
быстро грубеет,
плохо отрастает.
Низинные
пастбища.
Пойменные
Болотистые
пастбища.
На пониженных
участках равнин,
на которых
весной
задерживаются
талые воды.
Поздняя весна.
В поймах рек.
После высыхания
почвы.
В северных
районах,
лесотундре.
Избыточное
увлажнение.
Степные
пастбища
В степной зоне.
Весной и осенью.
4.
Физминутка.
Быстро встали повернулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь,
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Но используя природные ресурсы мы всегда должны помнить одно очень
важное правила, какое это правило? Правильно нельзя злоупотреблять тем,
что нам дается природой. Вот и при многолетнем использовании природные
пастбища начинают вырождаться. На них появляются малоценные в
кормовом отношении травы, а также несъедобные травы с жесткими
стеблями и кустарники.
Поэтому на помощь природе приходит человек. Как же помогает человек? На
месте старых пастбищ создаются культурные пастбища. Удаляются
кустарники, пни и камни, уничтожаются кочки и кротовины, растительный
мусор. При необходимости выравнивают поверхность пастбища, отводят
застойные поверхностные воды или орошают, уничтожают сорные и
ядовитые травы. Где необходимо подсевают кормовые травы и вносят
удобрения.
Культурные пастбища создаются также на вновь освоенных территориях
путем посева травосмесей.
Культурные пастбища требуют постоянного ухода. Только при правильном
уходе они будут служить долго в качестве хорошей кормовой базы. Уход
заключается в подкашивании трав на зиму, подкормке удобрения,
равномерном распределении оставленного животными навоза, скашивании
нестравленных растений, поливе в засушливые годы. В изреженных местах
производят подсев трав.
5.
Закрепление пройденного материала.
Ребята, для того, чтобы коровка снова стала веселой и давала много молока
мы должны её выпускать пастись на…. Правильно на пастбище.
А сейчас выполните следующие задание.
Дополните предложение. Пастбище-это земельные участки,
покрытые………………и используемые для………
С какими видами пастбищ вы познакомились?
Давайте по характеристикам определим название природных пастбищ.
НАЗВАНИЕ
ПРИРОДНОГ
О
ПАСТБИЩА
РАСПОЛОЖЕНИ
Е
СРОКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИ
Я.
ОТРИЦАТЕЛЬН
ЫЕ КАЧЕСТВА
На возвышенных
участках, на
верхних частях
склонов, в сухих
долинах.
Ранняя весна
Срок
использования не
большой. Трава
быстро грубеет,
плохо отрастает.
.
На пониженных
участках равнин,
на которых
весной
задерживаются
талые воды.
Поздняя весна.
В поймах рек.
После высыхания
почвы.
В северных
районах,
лесотундре.
Избыточное
увлажнение.
В степной зоне.
Весной и осенью.
После того как мы с вами вспомнили основные характеристики, давайте
попытаемся определить какие пастбища на картинках (работа с
презентацией).
6.
Рефлексия.
Ребята, перед вами лежат таблички с цифрами, оцените, пожалуйста, урок.
Что было интересного на уроке?
7.
Подведение итогов.
8.
Дом. зад. § 33 стр. 145147.
ТЕМА: КОРМОВЫЕ КУЛЬТУРЫ.
ТИП УРОКА: КОМБИИРОВАННЫЙ УРОК.
ВИД УРОКА: РАЗВИВАЮЩИЙ УРОК.
ЦЕЛИ:
1.
Ознакомить обучающихся со строением и значением кормовых
культур.
2.
Коррекция зрительного восприятия через узнавание и различение
растений по внешнему виду и по продуктивным частям.
3.
Воспитывать трудолюбие, уважение к профессии полевода, хлебороба.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация «Кормовые культуры»,
картинки и рисунки «Кормовые бахчевые культуры», аппликация «Кормовая
тыква», раскраска «Кормовой арбуз», пазлы «Люцерна», пластелин.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: беседы, рассказы, работа с учебным пособием,
раздаточным материалом, тетрадью, выполнение коррекционно-развивающих
упражнений с применением атр-терапии
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: кора, мякоть, дикорастущие травы.
ПЛАН УРОКА
1.
Организационный момент.
2.
Мотивационное начало урока.
3.
Проверка домашнего задания.
4.
Введение в тему.
5.
Знакомство с темой урока.
6.
Физкультминутка.
7.
Работа по теме урока.
8.
Работа с учебником.
9.
Закрепление.
10.Подведение итогов занятия.
11.Задание на дом.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Отчет дежурного.
2.Упражнение на внимание. Посмотри внимательно на рисунок, что на нём
изображено.
II.Проверка домашнего задания
1. Отгадайте загадки.
1)
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)
2)
Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
- А растения, выращенные на поле, называются?
- Правильно, полевыми культурами.
- Какие основные группы полевых культур вам известны?
Полевые
культуры
Зернобобовы
е
культуры
2) Загадаю загадку: закину на грудку,
А время пройдет - калачом взойдет. (зерно)
Правильно и тема, нашего прошлого урока была ………
Технические
культуры
Зерновые
культуры
Кормовые
культуры
«Зерновые культуры».
2.
2. Игра «Какое слово лишнее»
- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь, распределив их в 4
столбика по основным видам полевых культур:
1) В поле - метёлкой,
В мешке - золотом. (овес)
2) Вот чудеса бывают, ребята:
Выросла в поле белая вата!
Вату колхозом всем убирали.
Срочно на фабрику вату послали.
Будут обновки у наших ребят:
Братишкам - штанишки,
Сестрёнке - халат! (хлопок)
3) С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи.(пшеница)
4) Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (рожь)
5) У закутанных девиц
Волос ветер шевелит.(кукуруза)
Проверка: Зачитайте отгадки. Какое слово лишнее и почему?
-Давайте вспомним строение зерновых культур.
У вас на парте лежат рисунки, разукрасьте их и подпишите названия
элементов растения.
Зачитайте
ответы (стебль-соломинка, узелки из которых выходят листья, плод-злак, на
злаке усики-остья).
III. Введение в тему: Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой
темы
- Сегодня тема урока… Какая? Узнаем, когда расшифруем схему, после
прослушивания сказки.
Купил дед корову. Привел её домой. Все лето паслась коровушка на лугу, и
дед горе не знал. Буренка давала много молока, все были сыты. Накосил
старик много сена, кормили корову вдоволь, но молока она стала давать
меньше. Весной дед призадумался, как бы сделать так, чтобы на следующую
зиму буренка не сбавила удои, и молочного можно было бы есть вдоволь. И
придумал. Насажал много свеклы, арбузов, кабачков, тыква, лыцерну,
морковь, суданскую траву, клевер.
-Как вы думаете, для чего дед посадил всё перечисленное?
- Правильно, чтобы кормить корову.
У каждого из вас на парте лежит рисунок. Я буду читать названия, у кого есть
такой, переворачиваете его и прикрепляете, и прикрепляете к доске.
- «Прочитай тему урока по стрелкам».
Тема урока: Кормовые культуры. Работа с тетрадью. Запишем тему урока.
IV. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с глубокой благодарностью обратимся к труду, таланту и
мысленно побываем на месте замечательных тружеников села.
Работа по презентации.
Кормовые культуры выращивают на полях. Они делятся на три группы:
комовые травы (однолетние, многолетние), кормовые корнеплоды
(кормовая свёкла, кормовая морковь), кормовые бахчевые культуры
(кормовой арбуз, тыква, кабачок).
Схему написать в тетрадь
Кормовые культуры
комовые травы кормовые корнеплоды кормовые бахчевые культуры
однолетние кормовая свёкла кормовой арбуз
многолетние кормовая морковь тыква, кабачок
Кормовые травы. Кормовые травы бывают культурные и дикорастущие.
Культурные кормовые травы выращивают в полях.
-Что делают с травой летом, чтобы заготовить на зиму? Готовят сено.
Кормовые травы, выращиваемые на полях, бывают многолетние и однолетние.
Многолетние травы после посева растут на одном поле 2-3 года. За это время их
убирают несколько раз.
Многолетние травы – это клевер и люцена. Это невысокие ветвистые растения с
мелкими листьями.
Однолетние травы растут один год, их обычно убирают один раз, в год посева.
Суданская трава и вика. Это однолетние кормовые травы. Суданская трава –
высокое растение с прямым стеблем и длинными листьями. Вика имеет
полегающий стебель, её обычно высевают с другой культурой, имеющей прямой
стебель.
Кормовые корнеплоды. К кормовым корнеплодам относятся кормовая свёкла,
кормовая морковь и другие культуры.
Кормовая свёкла растение имеют большие широкие листья и сильно утолщённый
корень. Такой корень называют…как? Корнеплодом. Почему его так назвали?
(Потому что корень является плодом). Когда на растении появятся четыре
листочка, корень начинает утолщаться. Постепенно он разрастается и достигает
больших размеров. Масса одного корнеплода может быть 2-3 кг. и больше.
Корнеплодами кормят коров, свиней, лошадей.
Кормовая морковь. Растения кормовой моркови имеют удлинённый корнеплод
жёлтого или красного цвета и сильно рассечённые листья. Масса одного
корнеплода 0,5-1,5 кг, что значительно меньше, чем у кормовой свёклы. Кормовая
морковь –ценный корм для птиц, кроликов, поросят и других животных.
Корнеплодами кормят коров, свиней, лошадей, потому что содержит много
витаминов.
Кормовые бахчевые культуры. К кормовым бахчевым культурам относят
кормовой арбуз. Тыкву и кабачок. На корм животным используют плоды этих
растений, они очень сочные и питательные.
Кормовой арбуз. Плоды кормового арбуза зелёного цвета, круглой или
удлиненной формы. Под толстой корой находится мякоть с семенами. Мякоть
очень сочная, но имеет небольшое содержание сахара. Семена расположены
ближе к коре.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (арбуз).
Кормовая тыква. Плоды тыквы обычно круглой формы, кора светло-серой или
желтоватой окраски, мякоть сочная, оранжевая.
Круглолица, желтокожа
На Луну она похожа.
Словно спелая Луна
Из травы густой видна (тыква)
Кормовой кабачок. Плоды кабачка удлиненной формы, зелёной или желтоватой
окраски, мякоть сочная, желтоватая с семенами. Все кормовые бахчевые требуют
дополнительной подготовки ля скармливания.
Сводный брат он огурца.
На гряде и у крыльца,
Растит толстый свой бочок,
Светлый, нежный ... . (кабачок)
IV Физкультминутка
(проводит обучающийся).
-Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивание – руки в стороны.)
Вот салат, а вот укроп
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания.)
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки
V Работа с учебником стр.80.
Словарь: кора, мякоть, дикорастущие травы.
VI Закрепление
1.
Золотая голова – велика, тяжела.
Золотая голова – отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
2.
Группа №1. Игра «Собери растение» Перед вами лежат аппликация из
частей растения, склейте его и назовите какое растение получилось.
(Арбуз)
3.
Группа№2. (более сильные учащиеся) Собрат пазлы, назвать
получившиеся растение. Клевер)
4.
Группа№3. Работа с пластилином вылепить кормовую свеклу и морковь.
5.
Найти 3 лишнего:
Рожь арбуз морковь клевер
Овес тыква свёкла люцерна
кор. свёкла морковь кабачок тыква.
V Подведение итогов
1. Что нового вы узнали из темы «Кормовые культуры»
2. Для чего мы эту тему изучали?
3.Выставление оценок и их комментарии.
4. Какую оценку вы дадите уроку?
VI. Задание на дом: стр. 80-82.