Напоминание

Ван Гог и Поль Гоген: единомышленники или антагонисты?


Автор: Зюзина Анастасия Валерьевна
Должность: студентка 2 курса
Учебное заведение: РГУ им. Косыгина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Ван Гог и Поль Гоген: единомышленники или антагонисты?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Винсент Ван Гог и Поль Гоген: единомышленники или антагонисты?

Я думаю, что в плане искусства - они единомышленники. Однако, в отношениях между собой

после той роковой встречи в Арле, друг для друга они становятся соперниками.

Из писем мы можем понять,что по видению мира и душевному складу они очень разные . Ван Гог

идёт на поводу эмоций, через свои картины пытаясь передать свои душевные чаяния.

Гоген же ставит во главу угла разум, используя символизм для воплощения своих мыслей на

холсте.

Однако, Ван Гог, если ссылаться на его письма и картины, сделанные после знакомства с Гогеном,

испытвал глубокое уважение к Гогену как в творчестве, так и в плане человеческого отношения.

Ван Гог всегда любил рисовать с натуры, Гоген же наоборот, по памяти или наброскам. Это тоже

влияет на различие между восприятием их картин. Ван Гог показывал эмоции "от здесь и сейчас" ,

а Гоген пытался изобразить воспоминания.

Рассмотрев картины Ван Гога и Гогена можно определить,что они работали в одном стиле.

Однако, почерк у каждого свой. Несомненно они повлияли на творчество друг друга,но не

потеряли свою индивидуальность.

Жизнь Ван Гога, полная противоречий и несправедливости, вызывала у него обостренное чувство,

почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-

нервозный, экспрессивный характер его творчества. Так тревожно, повышенно-эмоционально Ван

Гог воспринимает не только людей, но и пейзаж, и мертвую природу. Свойственная лишь ему

особая острота в восприятии действительности сообщает его произведениям сложное

переплетение как будто взаимоисключающих настроений: восторг перед миром и пронзительное

чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, постоянного беспокойства. Под его кистью

изображение простых домов или комнат («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) полно подлинного

драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью.

Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски

резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в упоминаемых уже

«Хижинах», где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в

противоположном. Это усиливает общее впечатление напряженности. Тому же служит

пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая синева неба.

Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю

сложность его мировосприятия. Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды

имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному

впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств,

обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации и

прежде всего глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом.

Именно эти качества лежали в основе мировоззрения Ван Гога.

Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма и того

распространившегося в конце XIX — начале XX в. течения, которое получило название

примитивизма. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген

намеренно пришел к примитивизации формы. Он пользуется предельно упрощенным рисунком,

формы изображаемых им предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции

носят орнаментальный характер. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая

плод» (1893) смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно, силуэт очерчен простым и

цельным контуром, поза неподвижна, черты лица застыли. Желтый орнамент на красной юбке

вторит узору, образуемому листьями деревьев над ее головой, и сама она —лишь неотъемлемая

часть этой вечной природы. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как

видит человеческий глаз, сообразуясь с воздействием световоздушной , что так важно было для

импрессионистов, а как он хочет это увидеть в природе. Реальную природу он преображает в

декоративный красочный узор. Его

язык гиперболичен. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной

травы в определенном освещении времени суток, как Клода Моне, а цвет травы вообще: трава —

зеленая, земля — черная (или коричневая), песок — желтый, небо — синее. Цвет —как символ,

знак: земли, или неба, или травы и пр. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а

накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Он понимает цвет

символически. Гоген стилизует форму предметов, подчеркивает нужный ему линейный ритм

совсем не в соответствии с тем, как они выглядят в натуре. Плоскостность, орнаментальность,

яркость красочных пятен — декоративность искусства Гогена позволили назвать его стиль

ковровым. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани («А,

ты ревнуешь?», 1892).

В общении с первобытной природой, с людьми, стоящими на низших ступенях цивилизации, Гоген

хотел обрести иллюзорный покой. Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой и

легендой произведения элементы символики («Таитянская пастораль», «Откуда мы пришли? Кто

мы? Куда мы идем?», 1987). В картине «Чудесный источник» (1894) все наполнено чувством

благоговения перед священным местом. Покоем и тишиной веет от этой земли, покрытой

розовым песком, от причудливых экзотичных белых цветов, от каменных идолов и живых

человеческих фигур, похожих на этих идолов. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген

вызвал интерес к искусству неевропейских народов.

Исходя из всего этого, с точки зрения стиля их можно назвать единомышленниками, однако, со

стороны восприятия и передачи информации, это два совершенно разных человека с непохожими

характерами. Однако, они так же дополняли друг друга своими противоположными суждениями.

Возможно, это соперничество и помогло раскрыть творчество каждого из них в полной мере.



В раздел образования