Напоминание

"МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧЁННЫХ В ИНКЛЮЗИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ"


Автор: Митина Анастасия Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ Центр "Леда"
Населённый пункт: город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧЁННЫХ В ИНКЛЮЗИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ"
Дата публикации: 10.06.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧЁННЫХ

В ИНКЛЮЗИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ.

Митина Анастасия Николаевна,

учитель-дефектолог

МБУ Центр «Леда»

г. Архангельск

Аннотация. Предложенная модель программы психолого-педагогического

сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

(задержкой

психического

развития),

включённых

в

инклюзивную

образовательную

среду,

отражает

основные

этапы

сопровождения,

направления,

взаимодействие

участников

психолого-педагогического

сопровождения, примерное содержание работы различных специалистов.

Ключевые слова: программа, психолого-педагогическое сопровождение,

задержка психического развития, инклюзивное образование.

1.

Целевой раздел

Цель

программы

психолого-педагогического

сопровождения

дошкольников

с

задержкой

психического

развития,

включённых

в

инклюзивную образовательную среду заключается в разработке модели

коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, направленной

на создание условий для развития детей с задержкой психического развития, их

успешной социализации, личностного развития с учетом возрастных и

индивидуальных

особенностей

в

условиях

инклюзивного

образования

дошкольной образовательной организации (ДОО).

Задачи программы:

- организация и реализация целостного образовательно-воспитательного

процесса

в

образовательной

организации,

реализующей

инклюзивное

образование;

- поддержка специалистов дошкольного образования в психолого -

педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития в

условиях инклюзивного образования;

-

коррекция психофизического развития дошкольников с задержкой

психического развития, подготовка их к обучению в школе в условиях

инклюзивного образования;

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями;

-

психолого-педагогическая

поддержка

родителей

(законных

представителей) детей с задержкой психического развития, включённых в

инклюзивную образовательную среду.

Целевыми ориентирами реализации программы, являются показатели

личностного, интеллектуального, физического развития ребенка с задержкой

психического развития, представленные в схеме 1.

Интеллектуальное развитие

- улучшение показателей развития

психических процессов (внимания,

памяти, мышления)

в динамике

Личностное развитие

- навыки самоконтроля, умение

следовать инструкции,

придерживаться заданного

способа действий;

- благоприятное самочувствие

ребенка в среде сверстников

при реализации ведущих

видов деятельности

Социальное развитие

- снижение дезадаптивных

форм поведения

Познавательное развитие

- освоение ребенком

содержания адаптированной

образовательной программы

Схема 1 – Целевые ориентиры программы психолого-педагогического

сопровождения

дошкольников

с

задержкой

психического

развития,

включённых в инклюзивную образовательную среду.

Ребенок с ЗПР

дошкольного

возраста в

условиях

инклюзивного

образования

Планируемые

результаты

по

каждой

образовательной

области

и

направлению психокоррекционной работы определяются специалистами -

участниками сопровождения ребенка с задержкой психического развития в

условиях инклюзивного образования в соответствии с образовательной

программой и индивидуальными особенностями ребенка, выявленными в

начале учебного года.

Планирование результатов познавательного развития каждого ребенка

проводится воспитателем группы по четырем образовательным областям на

основе

результатов

педагогической

диагностики

и

в

соответствии

с

требованиями программы:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Планирование

результатов

образовательной

области

«Физическое

развитие» осуществляется педагогом физического воспитания по результатам

диагностики ребенка в начале года.

Предполагаемые

результаты

социального

и

личностного

развития

планируются

психологом

на

основе

диагностики

ребенка

с

учетом

предполагаемых коррекционных мероприятий.

Результаты

интеллектуального

развития

определяются

учителем-

дефектологом в соответствии с результатами первичной диагностики и

ориентировкой

на

возрастные

нормативы

развития

познавательных

психических процессов.

Результаты речевого развития определяются учителем-логопедом на

основе первичной диагностики речевого развития ребенка и возможных

вариантов преодоления имеющихся нарушений в определенный период

коррекционно-развивающей работы.

2.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка

с

задержкой

психического

развития,

включённого

в

инклюзивную

образовательную

среду,

отражается

в

индивидуальном

образовательном

маршруте. Целью разработки индивидуального образовательного маршрута

является

максимальное

удовлетворение

образовательных

и

социальных

потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В

индивидуальном

образовательном

маршруте

отражается

специфическое для каждого ребёнка соотношение форм и видов деятельности,

объём

и

сложность

содержания

материала,

специфические

психолого-

педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Разработка индивидуального образовательного маршрута основывается

на принципах [6,7,8]:

- учет уровней актуального развития и зоны ближайшего развития. Этот

принцип направлен на выявление потенциальных способностей к усвоению

новых

знаний

и

форм

деятельности

как

показателям,

определяющим

содержание

и

целевые

ориентиры

индивидуального

образовательного

маршрута;

- принцип соблюдения интересов ребёнка, предполагающий решение

проблемных ситуаций с максимальной пользой для ребёнка;

-

отказ

от

усредненного

нормирования,

направленный

на

индивидуальный подход при диагностике уровня развития ребёнка на всех ее

этапах

(первичная

диагностика,

промежуточная

диагностика,

итоговая

диагностика) и учитывающий индивидуальные показатели достижений ребенка

в течение определенного периода;

- принцип комплексного взаимодействия и согласованности деятельности

специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного

маршрута (принцип мультидисциплинарного подхода);

- принцип непрерывности, направленный на оказание систематической

коррекционно-развивающей работы в весь период пребывания ребенка в

образовательной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут содержит основные сведения

о ребенке (социально-психологическая характеристика), режим пребывания

ребенка в образовательной организации (в том числе, периодичность и

расписание

занятий

со

специалистами),

основные

направления

работы

специалистов

и

предполагаемые

цели

психолого-педагогического

сопровождения. Данная форма индивидуального маршрута сопровождения

ребенка с задержкой психического развития обеспечивает максимально

возможное взаимодействие между участниками коррекционно-развивающего

процесса (воспитателями, специалистами, родителями ребенка), способствует

взаимозаменяемости специалистов в процессе психокоррекционного процесса.

Содержание направлений

психолого-педагогического сопровождения

каждого

ребенка

определяется

исходя

из

результатов

индивидуальной

углубленной

диагностики,

рекомендаций

ПМПК,

социальной

ситуации

развития ребенка.

3.

Организационный раздел

Режим посещения ребенком ДОУ определяется индивидуально, исходя из

особенностей физического развития,

состояния здоровья и показателей

адаптации ребенка в детском саду.

Решение образовательных и коррекционно-развивающих задач в системе

сопровождения детей с задержкой психического развития реализуется в виде

непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов

(утренний прием детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и

др.). Для проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми с

задержкой

психического

развития

используются

формы

организации:

подгрупповые,

индивидуальные,

групповые.

В

структуре

занятий,

определяемых индивидуальным маршрутом, максимальное число занятий

должны занимать групповые формы с включением ребенка с задержкой

психического развития в группу сверстников.

Организация жизнедеятельности ребенка в течение дня определяется

режимом группы, в которую включен ребенок. Исключение составляют

индивидуальные занятия со специалистами, график проведения которых

обсуждается

всеми

специалистами

и

воспитателями,

включается

в

индивидуальный маршрут ребенка и в групповую сетку занятий группы.

Организация групповой среды для детей с задержкой психического

развития не предполагает особых требований к созданию доступной среды.

Список литературы:

1.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

2.

Порядок организации осуществления образовательной деятельности по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам дошкольного образования, от 30 августа 2013 г. № 1014

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования от 17 октября 2013 г. № 1155

4.

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и

науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28

февраля 2014г. № 08-249

5.

Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с

задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г.Вечканова, О.П.

Гаврилушкина. - СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.

6.

Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: методич. рек. / ответств. ред.

Т. Н. Гусева. – Вып. 2. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

7.

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред.

проф. Л. М. Шипицыной. – СПб. Речь, 2005.

8.

Ребёнок в инклюзивном дошкольном учреждении: методич. пособ. / под

ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.



В раздел образования