Напоминание

Урок-конкурс по теме «Пресмыкающиеся» 7 класс


Автор: Светлана Петровна Стрельцова
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: Центральная усадьба совхоза Синичино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-конкурс по теме «Пресмыкающиеся» 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-конкурс по теме «Пресмыкающиеся» 7 класс

Цель:

Углубить, обобщить и проконтролировать знания обучающихся о

пресмыкающихся;

развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

задания для конкурсов: конверт с жетонами;

Условия: в конкурсе принимают участие 3 команды (по рядам парт). За

каждый конкурс команды получают определённое количество баллов,

побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”,

за 3 место – “3”, также выставляются дополнительные поощрительные

оценки активно работающим обучающимся из каждой команды.

Фрагмент телепередачи «Счастливый случай»

Команды должны дать как можно больше ответов. На обдумывание

определенное время не дается. Нужно отвечать сразу. Если команда не знает

ответ должна говорить: «Дальше». Нужно набрать как можно больше баллов

на предложенные восемнадцать вопросов.

Первая группа

1.

Предок рептилий (стегозавр).

2.

Количество видов современных пресмыкающихся (6000).

3.

Название гигантских травоядных ящеров (бронтозавры).

4.

Единственный сохранившийся вид пресмыкающихся из отряда

Клювоголовых (гаттерия).

5.

Органы дыхания рептилий (легочные мешки).

6.

Тип оплодотворения пресмыкающихся (внутреннее).

7.

Наука, изучающая рептилий (герпетология).

8.

Смена покрова у змей и ящериц (линька).

9.

Эра расцвета рептилий (мезозойская).

10. К отряду чешуйчатых относят (змей, черепах, хамелеонов).

11. Количество позвонков в шейном отделе ящерицы (восемь).

12. Особенность строения черепа пресмыкающихся (почти полностью

окостенел).

13. Благодаря какому отделу головного мозга пресмыкающиеся способны

формировать различные условные рефлексы (переднему, коре больших

полушарий).

14. Только у этого отряда пресмыкающихся зубы находятся в альвеолах

(крокодилы).

15. У этих пресмыкающихся глаза смотрят в разные стороны независимо

друг от друга (хамелеоны).

16. Ящерица, обитающая в горах и пустынях (агама).

17. Ядовитая змея, имеющая на спине рисунок, напоминающий капюшон

(кобра).

18.Наружный костяной скелет черепахи (панцирь).

Вторая группа

1. Название древних водных ящеров (ихтиозавры).

2. Тело рептилий покрыто (роговыми щитками).

3. Эти рептилии не имеют грудной клетки (рептилии).

4. Количество камер в сердце пресмыкающихся (три).

5. Откладывает ли яйца гадюка обыкновенная (нет, она живородящая).

6. По способу питания рептилии (хищники).

7. Ящерица, меняющая цвет кожи (хамелеон).

8. Вымерший летающий ящер (рамфоринх).

9. Питомник для разведения змей (серпентарий).

10. Орган, в который превращены ласты морских черепах (ласты).

11. Из 22 пар ребер с грудной клеткой у ящериц соединено (пять).

12. Она расположена между бедром и стопой (голень).

13. Трахея пресмыкающихся переходит в (бронхи).

14. Эта железа вырабатывает желчь (печень).

15. Они спят с открытыми глазами (рыбы, змеи).

16. Крупная морская черепаха, занесенная в Красную книгу (бисса).

17. Водяная ящерица (игуана).

18. Неядовитая змея, которая «насиживает» и охраняет свою кладку яиц

(питон).

Третья группа

1. Название летающих ящеров (птерозавры).

2. Четыре современных отряда пресмыкающихся (чешуйчатые,

клювоголовые, черепахи, крокодилы).

3. Эти пресмыкающиеся не имеют ног (змеи, безногие ящерицы).

4. Количество камер в сердце крокодила (четыре).

5. Температура тела пресмыкающихся (непостоянная).

6. Самая большая черепаха (слоновая, галапагосская).

7. Медянка это (змея).

8. Эти отделы головного мозга наиболее развиты у рептилий (мозжечок,

передний).

9. Самая длинная змея (анаконда).

10. Они ведут исключительно водный образ жизни (морские змеи).

11. Количество позвонков в крестцовом отделе у пресмыкающихся (два).

12. Оно расположено между плечом и кистью (предплечье).

13. У пресмыкающихся зубы есть, существует ли пережевывание? (Нет).

14. Они вылезают из кожи вон (змеи).

15. Эти животные спят с открытыми глазами (рыбы, змеи).

16. Индийский крокодил, отличающийся тонким длинным рылом (гавиал).

17. Ядовитая змея наших лесов (гадюка).

18. Орган осязания змеи (язык).

Любовь с первого взгляда (к задачам)

Группа №1

1. Среди серых камней он серый. В траве его не видно. На стволе дерева он

имеет цвет коры или листьев. Кто он? (Хамелеон).

2. Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похожее на ящерицу, но не

пресмыкающееся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме уходит из

пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О каком животном идет речь?

(Пятнистая саламандра, класс Земноводные).

Группа №2

1. Он был выше телеграфного столба и шагал на задних лапах. Что-то вроде

исполинского кенгуру со змеиным застывшим взором и мордой удава.

Чешуйчатая кожа поблескивала. Волочился тяжелый хвост-подпорка к

двенадцатитонному туловищу. Величайший земной хищник тираннозавр. В

какую эру жили на Земле подобные животные? Почему они исчезли?

(Мезозойскую. Изменился климат, снизилась кормовая база, появились более

совершенные

существа

млекопитающие,

которые

вытеснили

их

со

временем).

2. На головастика тритона напала рыба. Рванулся, вырвался, а хвоста и ноги

нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а на месте лапы

отрос

хвост.

Возможно

ли

такое?

Как

такое

явление

называется?

(Регенерация).

Группа №3

Один натуралист, уезжая в отпуск, помещал своих ящериц сначала в

прохладное место, а потом в коробочке переносил их в холодильник. Зачем?

Как нужно потом с ними поступить? (Охлажденные животные впадают в

оцепенение – анабиоз – и обходятся без пищи. Отогревать их нужно

постепенно).

2. От чего зависит способность некоторых животных менять свою окраску

под фон среды? Как это проверить? (В коже этих животных есть клетки с

пигментами. Нервные волокна связывают их с центральной нервной

системой. Под воздействием цветовых раздражителей пигментные клетки

могут опускаться в глубь кожи или выступать на поверхность. От этого

зависит расцветка кожи. Если хамелеону залепить глаза или перерезать

зрительный нерв, он потеряет способность менять окраску.)

Ядовитые змеи России

Команды по очереди называют ядовитых змей России. Количество

названных змей принесет каждой команде количество заработанных баллов.

(Кобра, гюрза, эфа, щитомордник, степная гадюка, гадюка Казнакова).

Кроссворд

1. Самая крупная ящерица (варан).

2. Очковая змея (кобра).

3. Большая ядовитая змея (гюрза).

4. Удав (питон).

Четвертый лишний

Животные сгруппированы по определенному признаку, но одно

животное в каждом ряду не имеет этого признака и потому является лишним.

Перед вами поставлена задача – определить, кто лишний в каждом ряду, и

объяснить свой ответ.

1. Уж, желтопузик, кобра, удав. (Желтопузик – безногая ящерица).

2. Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха. (Тритон – земноводное животное).

3. Гадюка, желтопузик, агама, веретеница. (Гадюка – змея).

Задание по рисунку учебника стр. 203. Подпиши внутренние органы

пресмыкающегося.

1. Легкие. 2. Желудок. 3. Семенники. 4. Сердце. 5. Печень. 6. Тонкая кишка.

7. Почка. 8. Мочевой пузырь. 9. Клоака.

Памятка для туриста.

Составьте правила поведения в природе с целью избегания укуса

ядовитой змеи.

Составьте правила оказания первой по

мощи.



В раздел образования