Напоминание

"Взаимосвязь учителя - логопеда и инструктора по физической культуре"


Автор: Татарникова Наталья Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад № 40 города Ельца"
Населённый пункт: г. Елец, Липецкая обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимосвязь учителя - логопеда и инструктора по физической культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь учителя логопеда и инструктора по

физкультуре

Составил: учитель-логопед Татарникова Н.В

Алфавит телодвижений

Цель:

С помощью увеличения двигательной активности

осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также

способствовать обучению дошкольников грамоте. «Алфавит

телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно

представляющих буквы алфавита.

Дети на слух и зрительно воспринимают название букв и,

используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту

букву. И на оборот, анализирую ту или иную позу, называют

изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное

преставление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему

условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии

легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе

той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют

общеразвивающий характер.

Буква

Поза

Мотивация

Выполнение

А

Б

В

Г

Д

«А» - начало алфавита,

тем она и знаменита. А

узнать ее легко ноги

ставит широко.

Буква «Б» проснется рано.

Буква «Б» - бочонок с

краном.

Буква «Б» - с большим

брюшком, в кепке с

длинным козырьком.

«В» - буква очень важная,

воображала страшная,

грудь колесом, живот

надут как, как будто нет

важнее тут.

Перед нами буква «Г»

стоит подобно кочерге.

Вот стоит дымок пуская,

буква «Д» - труба печная.

И.П. – стоя, ноги врозь,

локтями касаться

коленей.

И.П. – О.С. левая нога

согнута, касается

носком стопы пр. ноги

левая рука

В сторону, кисть вниз.

И.П. – О.С. лев нога

согнута, отведена в

сторону у стопы пр.

ноги, левая рука на

поясе.

И.П. – О.С.лев рука в

сторону, кисть вниз.

И.П. – Ш.С., ноги врозь

полуприсед, руки вверх

над головой ладони

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

Что же это за девица? Не

швея не мастерица.

Много ручек, у нее, руки

вытянув ко мне. Так ведь

это буква «Е»

Это буква широка, и

похожа на жука, и при

этом точно жук издает

жужжащий звук.

На эту букву посмотри

она совсем как цифра 3.

«3» - не просто

завитушка, «3» -

пружинка, крендель,

стружка.

На калитку посмотри, чем

она не буква «и».

Сигнальщик держит два

флажка, и сними он как

буква «к».

Алфавит продолжит наш

«л» лесной шалаш.

Хорошо известно всем,

где метро там буква «м».

«Н»- натянутая сетка,

сетку держат очень

крепко. Приходите к нам

во двор, поиграем в

волейбол.

вместе.

И.П. – сидя ноги

вперед, пр. согнута в

лок. суставе и

притянута к туловищу,

голова опущена вниз.

И.П. широкая стойка,

полуприсед

полусогнутые руки

вверх, в сторону.

И.П. стоя ноги врозь

наклон вправо, руки

полусогнуты вверх, в

сторону.

И.П руки согнуты

перед грудью, кисти на

левом плече.

И.П левая нога

отведена в сторону на

носок, левая рука вверх,

в сторону.

И. П ноги вместе,

наклон вниз, с опорой

на кисти рук.

И.П широкая стойка,

наклон вперед вниз,

ладони вместе.

И.П стоя ноги врозь

руки согнуты в локтях

вперед, пальцы к

локтю.

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

В этой букве нет угла от

того она кругла. До того

она кругла покатиться бы

могла.

Букву «П» в спортивном

зале перекладиной

назвали. Ну-ка милый не

ленись подойди и

подтянись.

Буква «р» на мачте парус,

в даль плывет, небес

касаясь.

Полумесяц в небе темном,

буквой «С» повис над

домом.

«Т» в антенну

превратилась, и на доме

очутилась.

«У» сучек. В любом лесу,

ты увидишь букву «У».

Федя ходит руки в боки,

значит выучил уроки.

На ходулях скороход

собирается в поход. Руки

ноги развела, сразу вижу

буква «ХА».

Буква «Ц»-вниз крючок,

точно с краником бочок.

Да, вы правильно

решили,»Ч» мы пишем

как четыре, только с

цифрами друзья, буквы

И.П лежа на животе

руками обхватить ноги,

удерживать,

прогнуться.

И.П О.С наклон вниз

руки вперед вниз.

И.П О.С левая рука на

поясе.

И.П. левая нога в

сторону, пр рука вверх

наклон влево, рука за

спину.

И.П руки в стороны,

кисти в низ.

И.П. О.С левая рука

вверх, правая вверх, в

сторону.

И.П. О.С руки на пояс.

И.П широкая стойка,

руки вверх в стороны.

И.П. О.С пр рука

согнута в локте вверх, в

сторону, левая вниз, в

сторону.

И.П О.С пр рука

согнута в локтевом

суставе вверх. В

сторону.

Ш

Щ

Ъ

Ь

Э

Ю

Я

путать нам нельзя.

«Е» на спину повернулась

буквой «Ш» нам

обернулась.

«Щ» играющий щенок, к

верху лапками он лег.

Из ведра не просто так

нам воды напиться, нужен

ковшик – твердый знак,

чтобы не облиться.

Буква «Р» перевернулась

легким знаком

обернулась.

Буква «Э» с открытым

ртом и большущим

языком.

Чтобы «О» не укатилась,

крепко к столбику

прибью, ой, смотри- ка

получилась буква «Ю».

каждый знает буква»Я»

самая хвастливая, яркая,

ясная, самая прекрасная.

Ножку в сторону

отставлю – любоваться

всех заставлю.

И.П лежа на спине пр

рука вперед, вверх

левая согнута в локте и

прижата к туловищу.

И.П тоже но согнуть пр

ногу и поставить на

пол.

И.П левая нога согнута

и отведена в сторону,

пр рука согнута

отведена в сторону.

И.П тоже голова прямо

руки опущены.

И.П ноги врозь, левая

рука вверх, пр на поясе,

наклон туловища

вправо.

И.П О,С боком в руках

обруч.

И.П О.С пр нога в

сторону на носок, пр

рука на пояс.

Дыхательные упражнения.

1. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками,

продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз

звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

2. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох,

дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Педагог. А Ежик вскочил на короткие ножки и побежал по дорожке. А навстречу ему Заяц.

3. Дыхательное упражнение «Мышка принюхивается»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими

порциями, затем, небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный

равномерный выдох.

Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка, прибежала к ней, гоже хочет ее съесть. А в

это время из болота выпрыгнули лягушата.

4. Дыхательное упражнение «Ветер»

Педагог.

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дуст сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Дуст ветерок, качаются листочки и ноют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый а-а-а...

Рябиновый — и-и-и... Березовый — о-о-о... Дубовый — у-у-у... Дети хором поют: «а-а-а»,

«и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

5. Дыхательное упражнение «Синьор-номидор»

(по М. Лазареву)

И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки

сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе -- плотно сжатые губы

препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное

напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение

создает сопротивление на выдохе.

6. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно

выдыхают, произнося «А-ах!».

Педагог.

В апреле, в апреле луга запестрели. С прогулки букеты приносим в апреле. Крапивы

немного ломой притащи

-Пусть бабушка сварит зеленые щи.

7. Дыхательные упражнения

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки «х», «ш», «с», энергично

работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

Педагог Осень угостила Зайчонка овощами: сначала достала капусту, а потом морковку.

8. Дыхательное упражнение «Осы»

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на

выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

9. Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной

струей.

Мишка наш совсем здоров

— Даже танцевать готов. Ну и веселье у куклы и Мишки

— Полечку пляшут без передышки.

10. Дыхательное упражнение

Педагог.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!..

Поднять руки вверх

— вдох, медленно опускать вниз, длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».

11. Дыхательные упражнения

Педагог.

-Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном

Полетели, закружились Ледяные звезды.

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением

снежинок, пока педагог читает стихотворение.)

Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды. Вот одна

упала на мою ладошку. Ой, не спеши, снежинка, подожди немножко.

12. Дыхательное упражнение «Шарик»

Педагог.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой — топ!

А у кошки шарик — лоп! Ш-ш-ш...

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи.

Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит

продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы

воздух выходил равномерно.

13. Дыхательное упражнение «Пузыри»

Хором.

-Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой! —Обе руки вверх, разведя их чуть в стороны.

14. Дыхательное упражнение «Пчела»

Педагог.

Пчелка, гуди,

Легко взмахивают кистями рук.

В поле лети.

С поля лети —

Медок неси.

Ж-ж-ж... Ам!

(Народная приговорка) Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно

произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро

выдыхая, сказать: «Ам!»

15. Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят

на выдохе:

«Ф-ф-ф...» Педагог.

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой. (А. Белая)

А теперь, Зайчонок мой, На обед пора домой.

16. Дыхательное упражнение «Ежик»

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых...», энергично

работая мышцами живота.

Педагог. А вот и второй ежик вылез из своей норки.

Встретил в чаще еж ежа.

Как погода, еж?

Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь, два ежа.

Чтобы ежата не замерзли, ежик сшил им на ножки теплые сапожки.

17. Дыхательное упражнение «Корова»

Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»),

делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе

продолжительно тянут «му-у...», стараясь, чтобы звук был ровным.

18. Дыхательное упражнение «Дятел»

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.

Произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании

произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение (И.П.) - произвольное.

Взрослый. Положим правую руку на голову, а левую -на грудь.

Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «а-а-а...». Тянем его как

можно дольше.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию гортани и верхней части

грудной клетки? А вибрацию головы? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у

тебя во рту?

ЗВУК И

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует

работу щитовидной железы.

И.П.- произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и...».

Тянем его как можно дольше.

На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к

затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию под ладонями? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК О

Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетативно-

сосудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с

головокружениями и нарушениями походки.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «о-о-о...».

Тянем его как можно дольше.

На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: к затылку, к шее, к

верхней части груди.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию под ладонями? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК У

Произнесение звука «у» усиливает функцию двигательных и речевых центров мозга,

способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «у-у-у...».

Тянем его как можно дольше.

На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: к темени, к затылку, к

шее.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию под ладонями? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК Ы

Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает

усталость, повышает работоспособность.

И.П. произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК Э

Произнесение звука «э» способствует усвоению железа; положительно влияет на головной

мозг, глотку гортань, щитовидную и паращитовидную железы.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «э-э-з...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Примечание. Дополнительно рекомендуется произносить следующие звуки: «щэ-щэ...»

(очищает организм, успокаивает нервную систему); «рэ-рэ-...» (помогает снять стресс,

снизить страхи и заикание); «тэ-тэ... >> (укрепляет сердечно-сосудистую систему).

ЗВУК Я (ЙА)

Произнесение звука «я» положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень,

желудок; избавляет от боли; придает уверенность в собственных силах.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК М

Произнесение звука «м» положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует

преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе закрытым ртом

протяжно произнесем звук «м-м-м...». Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК О-У-М

Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы

головного мозга.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в

следующем порядке «о-о-у-у-у-м-м-м-м...». Тянем их как можно дольше.

Ощущения. Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение? Какой вкус появился у

тебя во рту?

ЗВУК Н

Произнесение звука «н» активизирует правое полушарие мозга, интуитивные и творческие

способности.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «н-н-н...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК Н-А-М

Произнесение звуков «н-н-а-а-м-м» полезно при стремлении что-либо вспомнить.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки «н-н-а-а-м-м...».

Тянем их как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звуков? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК В

Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и

спинного мозга.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ЗВУК Ч

Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно

влияет на состояние организма в целом.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч...».

Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты

чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

ДЫХАНИЕ, ЗВУК И ОБРАЗ

Эти упражнения являются своеобразной зарядкой нервной системы. Их цель -

раскрепощение тела и избавление от двигательных стереотипов и мышечной зажатости.

В момент выполнения упражнений прислушивайтесь к себе, не задумывайтесь над тем,

что вы делаете; главное -пусть упражнения доставляют ребенку удовольствие.

Для того чтобы помочь ребенку эмоционально и физически настроиться на нужный лад,

перед занятием рекомендуется выполнять несложные дыхательные упражнения.

1.

Глубоко вдохнуть носом и на выдохе гладить подушечками указательных пальцев

крылья носа.

2.

Закрыть подушечкой указательного пальца левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой

ноздрей и на выдохе постучать по крылу носа подушечкой указательного пальца.

Повторить другой ноздрей.

3.

Сделать поочередно каждой ноздрей 8-10 глубоких вдохов, закрывая другую

подушечкой указательного пальца.

4.

Закрыть подушечкой указательного пальца правую ноздрю, глубоко вдохнуть левой

ноздрей и на выдохе громко и протяжно произнести звук «г-м-м...». Повторить дру-

гой ноздрей.

МАЛЮТКА

Упражнение укрепляет мышцы нижней челюсти и губ.

И.П. - лежа на спине. Ноги плотно сдвинуты. Руки вытянуты вдоль туловища.

Взрослый. Представим, что мы превратились в малютку.

Сгибаем ноги в коленях и подтягиваем стопы к лицу.

Беспорядочно размахиваем руками и ногами. Приподнимаем голову, не отрывая плеч от

пола. Поворачиваем голову то в одну, то в другую сторону.

Радостно вскрикиваем «а-гу», «а-гу».

Изображаем плач - жалобно произносим «уа-уа». Имитируем движения губ, сосущих

пустышку.

Хорошо мне в колыбельке, В теплой маленькой постельке. Я проснулась и пою Звонко

песенку мою. Я пою: «А-гу, а-гу! Улыбаться я могу!» Если я кричу: «Уа!» -Покормить

меня пора, Приласкать и обогреть, Ползунки переодеть!

Ощущения. Какой ты малыш? Что ты чувствовал, когда изображал малютку? Что ты

чувствуешь сейчас? Хорошо ли быть малюткой? Почему?

ТРАКТОР

Упражнение укрепляет мышцы языка.И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в трактор. А как стучит трактор?

Изображаем звук работающего трактора - энергично произносим «д-т, д-т», меняя

громкость и долготу звуков.

В поле трактор стоит,

Трактор новенький на вид.

Вокруг него такой простор!

«Д-т, Д-т», - стучит мотор.

Ощущения. Какой ты трактор? Понравилось ли тебе быть трактором? Почему? Что ты

чувствуешь сейчас?

КОЛЕЧКО

Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

И.П. - произвольное.

Взрослый.

Представим, что у нас во рту находится колечко.Потрогаем его кончиком языка, а потом

прижмем к нёбу и со звуком «л-л-л...» или «ль-ль-ль...» будем задвигать колечко как можно

глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-

о...».Попробуем задвигать колечко, не произнося при этом ни звука, а затем закрыв

рот.Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро-быстро. Чувствуете,

как напряглись мышцы?

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет: «Ль-ль-ль-о-о...».

Ощущения. Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где?

Что ты чувствуешь сейчас?

СТРЕЛЬБА

Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что мы находимся на стрельбище.

Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить «к-г», «к-г».

А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко произносить «пиф-паф», «пиф-

паф».

«К-г, К-г, - застрочил пулемет. -

Неприятель не пройдет!»

«Пиф-паф, пиф-паф», - отвечает

пистолет,

Выстрелив ему в ответ.

Ощущения. Из чего тебе понравилось стрелять больше - из пулемета или пистолета?

Почему? Чувствовал ли ты напряжение во время «стрельбы»? Что ты чувствуешь сейчас?

ФЕЙЕРВЕРК

Упражнение укрепляет мышцы губ.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что сегодня праздник и что мы стоим на улице и запускаем в небо

разноцветные фейерверки. Энергично и четко произносим звуки «п-б, п-б», постепенно

ускоряя «запуски фейерверка».А теперь давайте запустим в небо еще несколько фейер-

верков: энергично и четко произносим звуки «б-п, б-п», постепенно ускоряя темп.«П-б, б-

п»,- это фейерверк шумит, Праздничный салют звучит. Разлетаются огни, Очень яркие

они!

Ощущения. Что ты чувствовал, когда «запускал фейерверки»? Какое у тебя настроение

сейчас? Изменилось ли оно? Как?

ЗЕВОТА

Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс. И.П. -

произвольное.

Взрослый. Представим, что день подошел к концу и мы все почувствовали усталость.

Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, вслух или мысленно

произносим «о-о-хо-хо-хо...». Вот и пришла к нам сладкая зевота.

Позеваем еще немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола,

потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала,

Спать нора,

Трет глазенки

Детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем.

Ощущения. Прислушайся к себе: все ли части тела расслаблены? Изменилось ли твое

настроение? Как?

УПРЯМЫЕ ОСЛИКИ

Упражнение укрепляет голосовые связки и является профилактикой храпа.

И.П. - стоя.

Взрослый. Представим, что мы превратились в маленьких осликов и погонщиков. Кто

будет изображать осликов? Кто будет «погонщиками»?

-«Ослики» весело бегут по дорожке.

Участники, изображающие осликов, бегут, высоко поднимая ноги.

-Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат: «Й-а, й-а».

«Погонщики» уговаривают «осликов» идти дальше, но те стоят на месте и громко

кричат: «Й-а, й-а».

Дети выполняют описываемые взрослым действия.

«Погонщики» спрашивают «осликов»:

- Что же ты хочешь, мой Иа?

Сена или молока?

«Ослики» получают желаемое, после чего перестают кричать и бегут дальше.

Через некоторое время дети меняются ролями, упражнение возобновляется.

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса, Закричал: «И-а, и-а!»

«Что ты хочешь, мой Иа? Сена или молока?»

Ощущения. Какое настроение было у тебя во время упражнения? Почему? Каким ты был

осликом? Кем тебе понравилось быть больше - осликом или погонщиком? Почему?

Примечание. Роль «погонщика» может исполнять один ребенок.

ПЛАКСЫ

Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы?

Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы...»

Дети выполняют описываемые взрослым действия.

Дети перестают «плакать», «вытирают слезы» и

все вместе танцуют.

Что же ты не скачешь?

«Ы-ы-ы» все плачешь?

Вытри слезки, улыбнись,

В круг с друзьями становись.

Будем вместе мы играть,

Будем петь и танцевать!

Ощущения. Какое настроение у тебя было в начале упражнения? Каким оно стало

сейчас? Что ты чувствуешь?

ГУДОК ПОРОХОДА

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы,

когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем

длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у...».

Я огромный пароход,

У меня отличный ход.

По волнам вперед иду,

Прочь с дороги: «У-у-у!»

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

ГУСИ-ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ

Над полями, над лугами, Над речными берегами Гуси-лебеди летят, «Гу-у, гу-у, гу-у», -

они кричат.

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга, положительно влияет на

состоянии организма в целом.

ГУДОК ПАРОВОЗА

И.П. - стоя в колонне «паровозиком».

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга, положительно влияет на

состоянии организма в целом.

И.П. - стоя в колонне «паровозиком».

Взрослый. Представим, что мы превратились в паровоз с вагончиками. Цепляйтесь друг

за друга и поехали!

Дети колонной, не спеша, передвигаются по комнате, попеременно работая согнутыми в

локтях руками и произнося « чух- чух- чух».

А как гудит паровоз? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды

и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у...».

Точно сказочная птица

Паровоз по рельсам мчится.

Он несется во весь дух И пыхтит:

«Чух-чух, чух-чух!»

«У-у-у», - гудок дает,

Паровоз летит вперед!

Ощущения. Каким паровозом ты был? Что ты чувствовал, когда был паровозом? Почему?

АИСТ

Упражнение способствует снижению двигательного и психоэмоционального напряжения.

И.П. - стоя, ноги вместе. Руки опущены.

Взрослый. Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по

болоту.

Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе

поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем

носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-

ш...». Так же - с другой ногой.

По болотам, без дороги

Ходит аист длинноногий.

Поют с ветром камыши,

Подпевает аист: «Ш-ш-ш».

Ощущения. Что ты чувствовал во время движения? Какой тыаист? Изменилось ли твое

настроение? Как? Когда?

Примечание. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.

ГУСЬ

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает

психоэмоциональное напряжение.

И.П. - стоя, ноги вместе. Руки опущены.

Взрослый. Представим, что мы превратись в гуся, гуляющего во дворе.

Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны.

Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим

«ш-ш-ш...».

Во дворе гуляет гусь,

Выступает важно:

«Никого я не боюсь -

Я гусак отважный!»

«Ш-ш, - шипит сердито гусь. -

Уходите, я сержусь!»

Ощущения. Какой ты гусь? Что ты чувствовал, когда был гусем? Что изменилось в твоем

настроении?

Примечание. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 3-4 раза.

ЛЯГУШОНОК

Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.

И.П. - стоя, ноги вместе.

Взрослый. Представим, что мы превратились в лягушонка.

Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем

и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкийпрыжок вперед,

раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,

Выросла трава.

Лягушонок квакает:

«Ква-ква-ква-ква-ква!

Надоела мошкара

-Проглотить ее пора!»

Ощущения. Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Какие мышцы были

напряжены? Сейчас они расслабились? Каким стало твое настроение?

Примечание. Упражнение рекомендуется повторить 3-5 раз.

ОБЕЗЬЯНКА

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает

психоэмоциональное напряжение.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в маленькую озорную обезьянку.

У обезьянки сегодня хорошее настроение: она прыгает, бегает, танцует, смеется и даже

плачет от радости. Покажите настроение обезьянки, выполняя любые действия в течение

2-3 минут.

А теперь поднимем руки вверх. Напряжем их. Опустим и расслабим руки. Со звуками «хо-

о, хо-о...» легонько постучим расслабленными кистями рук по всему телу в течение 1-2

минут.

Остановитесь и замрите там, где вы сейчас находитесь в той позе, в которой вы оказались.

Давайте помолчим и в течение 1-2 минут внимательно «прислушаемся» к своим

ощущениям.

А наша обезьянка устала и решила отдохнуть. Садимся на колени и слегка покачиваемся

из стороны в сторону. Не поворачивая головы, несколько раз водим глазами вправо-влево.

Обезьянка-озорница,

Ей на месте не сидится!

Скачет весело: скок-скок,

То прыжок, то кувырок!

То танцует, то хохочет, Что-то рассказать нам хочет!

Ощущения. В какую обезьянку ты превратился? Какая часть упражнения тебе пон-

равилась больше? Почему? Что ты чувствуешь сейчас?

ГИББОН

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает

психоэмоциональное напряжение.

И.П. - стоя.

Взрослый. Представим, что мы превратились в гиббона. У этой обезьяны очень длинные

передние лапы.

Не сгибая коленей, наклоняемся немного вперед. Передвигаемся вперевалочку на внешней

стороне стопы. Опущенные расслабленные руки при этом безвольно раскачиваются.

Останавливаемся, медленно распрямляем спину, поднимаем голову вверх и с криками «хо-

оо, о-хо-хо...» и «ух-ух...» стучим расслабленными кистями рук по всему телу.

Что за зверь рычит, кричит:

«О-хо-хо, у-хо-хо»?

Нас поймать он норовит

-Хорошо, мы далеко!

Да ведь это же гиббон!

Почему сердитый он?

Ощущения. Понравилось ли тебе так передвигаться? Почему? Понравилось ли тебе

кричать? Что ты чувствовал, когда кричал? Что ты чувствуешь сейчас?

ЛОВЛЯ КОМАРА

Упражнение способствует снижению психоэмоционального напряжения.

И.П. - произвольное.

Взрослый. Вспомним состояние, которое мы испытываем, когда вокруг нас летает

назойливый комар. Давайте попробуем его отогнать и подразнить.

Делаем глубокий вдох и до полного выдоха произносим «зь-зь...», направляя звук в разные

стороны и при этом меняя его громкость.

Теперь пытаемся поймать надоедливого комара: хлопаем в ладоши в тех местах, где он

«пролетает».

Вот и попался комар: больше он нам не помешает!

Мы дразнили комара:

«Зь-зь-зь!»

Улетать ему пора:

«Зь-зь-зь!»

Не желал он отставать,

Мне пришлось его поймать!

Ощущения. Что ты чувствовал, когда отгонял комара? Что ты чувствовал, когда ловил

его? Какое настроение у тебя сейчас?



В раздел образования