Автор: Парамонова Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия в дошкольной сфере образования
Раздел: дошкольное образование
Статья "Арт-терапия в дошкольной сфере образования.
Целевая аудитория"
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна
с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на
свете».
Ф.М. Достоевский
Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно
давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало
людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение
искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить
творческий потенциал человека.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного
творчества и является одним из самых мягких и глубоких методов в арсенале
психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или танцами, музыкой или песком мы
как будто получаем закодированное послание от самих себя, из глубин
собственного подсознания. Арт-терапия незаменима в тех ситуациях, где
вербальный способ общения невозможен и быть может нежелателен.
Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания
и состояния.
Арт-терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы
с детьми. В арт-терапии существует множество направлений, но мне близка
песочная терапия.
К.Д.Ушинский писал: "Самая лучшая
игрушка для детей - куча
песка!". Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет
собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.
Каждый год я набираю малышей в первую младшую группу. Как
известно,
адаптационные
возможности
ребенка
раннего
и
младшего
дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития.
Перед глазами мелькают детские слёзы,
капризы, истерики.
И у меня возник вопрос: "Как же помочь, моим
маленьким крошкам,
быстро и безболезненно адаптироваться в детском
саду?". И в этом мне помог мой волшебный песок.
Основным видом арт-терапии в своей работе я использую песочную
терапию, дополненную игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие
мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие.
А почему именно этот вид?
Во-первых, в песочнице быстрее устанавливаются доверительные
отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога
становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное
доверие к миру.
Во-вторых, в играх с песком происходит спонтанное снижение
высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже
испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению
сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
В-третьих в песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками,
ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и
общения в группе.
В-четвертых, в песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с
помощью
взрослого
проигрывает
психотравмирующую
ситуацию
расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные
способы поведения.
Мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие в волшебную
Песочную страну, в гости к Песочной фее. Чтобы туда попасть мы
произносим волшебные слова. Попадая в песочную страну ребята играют с
песком, пересыпая песок, рисуют пальчиками на песке или слушают
короткие сказки. Песочная фея используется только в песочнице или в
некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту
игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
Поскольку
песок
имеет
замечательное
свойство
"заземлять"
негативную
психическую
энергию
и
стабилизировать
эмоциональное
состояние, то у малышей, при взаимодействии с песком, повышаются
адаптивные возможности ребенка, они
быстрее и менее болезненно
адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет
особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они "проигрывают" свои
чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных
особенностей. Создавая "песочные страны", ребёнок
входит в диалог с
окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть
мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это
ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Игры
с песком использую в своей
младшей
группе,
в качестве
групповой или подгрупповой работы, во время прогулки на игровой
площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин., также продолжаю
вести
кружковую работу по песочной терапии в группе.
В
результате
работы
было
подобрано
много
интересных
и
разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при
составлении занятий.
Песочница является привлекательной средой для осуществления
сказкотерапевтического подхода.
Для занятий с детьми подбираются
задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками
лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого
серого волка).
При этом полностью исключается негативная оценка
действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и
творческий подход.
В результате использования песочной терапии в период адаптации
воспитанников к условиям ДОУ я наблюдала положительные изменения:
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
-
повышается
познавательная
и
игровая
активность,
уровень
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Считаю, что песочная терапия является мощным средством успешной
адаптации
малышей
к
условиям
детского
сада,
так
как
любую
психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в
песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных
событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет
активно использовать в реальной жизни.
Дальнейшую перспективу вижу в продолжении заниматься песочной
терапией с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
и в течении всего учебного года, а также нарабатывать опыт в этом виде
деятельности не только с малышами, но и с детьми более старшего
дошкольного возраста.