Напоминание

Арт-терапия в дошкольной сфере образования


Автор: Парамонова Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия в дошкольной сфере образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья "Арт-терапия в дошкольной сфере образования.

Целевая аудитория"

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить.

Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна

с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на

свете».

Ф.М. Достоевский

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно

давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало

людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение

искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить

творческий потенциал человека.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного

творчества и является одним из самых мягких и глубоких методов в арсенале

психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или танцами, музыкой или песком мы

как будто получаем закодированное послание от самих себя, из глубин

собственного подсознания. Арт-терапия незаменима в тех ситуациях, где

вербальный способ общения невозможен и быть может нежелателен.

Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания

и состояния.

Арт-терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы

с детьми. В арт-терапии существует множество направлений, но мне близка

песочная терапия.

К.Д.Ушинский писал: "Самая лучшая

игрушка для детей - куча

песка!". Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет

собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.

Каждый год я набираю малышей в первую младшую группу. Как

известно,

адаптационные

возможности

ребенка

раннего

и

младшего

дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую

социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии

могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа

психофизического развития.

Перед глазами мелькают детские слёзы,

капризы, истерики.

И у меня возник вопрос: "Как же помочь, моим

маленьким крошкам,

быстро и безболезненно адаптироваться в детском

саду?". И в этом мне помог мой волшебный песок.

Основным видом арт-терапии в своей работе я использую песочную

терапию, дополненную игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие

мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие.

А почему именно этот вид?

Во-первых, в песочнице быстрее устанавливаются доверительные

отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога

становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное

доверие к миру.

Во-вторых, в играх с песком происходит спонтанное снижение

высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже

испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению

сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

В-третьих в песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками,

ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и

общения в группе.

В-четвертых, в песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с

помощью

взрослого

проигрывает

психотравмирующую

ситуацию

расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные

способы поведения.

Мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие в волшебную

Песочную страну, в гости к Песочной фее. Чтобы туда попасть мы

произносим волшебные слова. Попадая в песочную страну ребята играют с

песком, пересыпая песок, рисуют пальчиками на песке или слушают

короткие сказки. Песочная фея используется только в песочнице или в

некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту

игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Поскольку

песок

имеет

замечательное

свойство

"заземлять"

негативную

психическую

энергию

и

стабилизировать

эмоциональное

состояние, то у малышей, при взаимодействии с песком, повышаются

адаптивные возможности ребенка, они

быстрее и менее болезненно

адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет

особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они "проигрывают" свои

чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных

особенностей. Создавая "песочные страны", ребёнок

входит в диалог с

окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть

мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это

ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Игры

с песком использую в своей

младшей

группе,

в качестве

групповой или подгрупповой работы, во время прогулки на игровой

площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин., также продолжаю

вести

кружковую работу по песочной терапии в группе.

В

результате

работы

было

подобрано

много

интересных

и

разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при

составлении занятий.

Песочница является привлекательной средой для осуществления

сказкотерапевтического подхода.

Для занятий с детьми подбираются

задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками

лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого

серого волка).

При этом полностью исключается негативная оценка

действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и

творческий подход.

В результате использования песочной терапии в период адаптации

воспитанников к условиям ДОУ я наблюдала положительные изменения:

- значительно повысился общий эмоциональный фон;

- снизился уровень тревожности;

- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

-

повышается

познавательная

и

игровая

активность,

уровень

взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Считаю, что песочная терапия является мощным средством успешной

адаптации

малышей

к

условиям

детского

сада,

так

как

любую

психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в

песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных

событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет

активно использовать в реальной жизни.

Дальнейшую перспективу вижу в продолжении заниматься песочной

терапией с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период

и в течении всего учебного года, а также нарабатывать опыт в этом виде

деятельности не только с малышами, но и с детьми более старшего

дошкольного возраста.



В раздел образования