Автор: Воробьева Марина Николаевна
Должность: Инструктор по плаванию
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Современный подход в организации
занятий плаванием в ДОУ
Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ
Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях
занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится
не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим
технологиям.
Плавание – это универсальное средство разностороннего
воздействия на организм человека, которое относится к числу
наиболее эффективных средств оздоровления.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные
навыки по формированию здоровьесбережения, это самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в
сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и
сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов
физических упражнений. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить
его плавать, тем полнее скажется положительное
воздействие плавания на развитии всего детского организма. Дети, с
раннего возраста привыкшие к физическим
нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут
школьные нагрузки. Доказано, что в условиях образовательного
учреждения, при непрерывном обучении плаванию, начиная с раннего
возраста, достигаются наиболее высокие результаты не только
физического развития, двигательной подготовленности, но умственных
данных малыша, стимулируя его нервно –
психическое (психомоторное) развитие.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется
всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все
необходимые условия, создана система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных
на сохранение и активное формирование здорового образа жизни и
здоровья воспитанников.
Начиная с первой младшей группы (2-3года) дети посещают бассейн.
На занятиях плаванием, оздоровительная направленность является
приоритетной.
Решая главную задачу – обеспечение и укрепление полноценного
физического развития детей,
мы поставили перед собой цель - оптимальное увеличение степени
оздоровления воспитанников, как одну из главных оздоровительных
процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.
Обучение плаванию проводятся в форме групповых занятий. Группы
делятся на подгруппы, обеспечивая индивидуально-
дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10
человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.
Применяя в своей работе групповой метод обучения, дети обучаются
общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-
разному, индивидуально. Для каждой подгруппы подбираются различные
комплексы упражнений на суше и в воде.
Организация занятий по обучению плаванию детей в дошкольном
учреждении осуществляется в комплексе со всеми формами
физкультурно–оздоровительной работы, так как только
сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и
отдыха детей дает положительный результат в укреплении их здоровья
и закаливании организма.
В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой
педагогами большинства детских садов, многие считают методику Т. И.
Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и
среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы
обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. В
настоящее время оснащение бассейнов становится очень
разнообразным и многофункциональным, появляется
различное современное стандартное и нестандартное оборудование,
которые способствует и появлению нового подхода к организации
занятий по плаванию. В 2013 году была разработана и внедрена
авторская программа «Мы учимся плавать». Особенностью данной
программы является использование современного подхода к
организации занятий по плаванию.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом
обучения плаванию детей от 2 до 7 лет,в который включены:
• подготовительные упражнения на суше;
• комплексы корригирующих дыхательных упражнений;
• упражнения и игры, направленные на освоение в воде,
овладение плавательными движениями различных способов, на
обучение погружения в воду с головой;
• корригирующие упражнения в воде для укрепления мышц спины,
плечевого пояса, коррекции нарушения осанки, плоскостопия и т. д. с
использованием современного, стандартного и нестандартного
оборудования.
Стандартное оборудоване:поддерживающие средства и игрушки:
доски из пенопласта и пластмассы, ласты, надувные игрушки, резиновые
мячи, надувные круги,мелкие игрушки из плотной резины: тонущие, для
упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде
(отыскать игрушку на дне бассейна, и не тонущие; обручи для
упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в
туннель!» и др., игрушки с изменяющейся плавучестью,
гимнастические палки.
К нестандартному инвентарю можно отнести сделанные своими
руками различные листочки, цветочки, водоросли, которые используются
при проведении праздников на воде, изготовление «подводных
туннелей» из обручей и утяжеляющих мешочков с песком, резиновые
игрушки, наполненные песком и заклеенные силиконовым клеем, чтобы
игрушки опускались на дно, теннисные шарики и соломки для
использования их при упражнениях на развитие дыхания и т. д.
Современныйинвентарь и оборудование:
• аквагорка применяется как альтернатива для спуска детей в
бассейн, и используется для обучения детей нырянию;
• аквагантели, усиливающие нагрузку на определённые мышцы;
• тонущие палочки, использующиеся как разметка под водой, а также
при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде.
Также они предназначены для тренировки навыков
подводного плавания, улучшения техники ныряния и
совершенствования навыка ориентации под водой;
• лопатки, использующиеся на глубокой воде для отработки
правильной техники плавания, а также для развития силы и скорости;
• нудлсы, являются как поддерживающим, так и увеличивающими
нагрузку оборудованием;
• тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с
головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет
для развития мелкой моторики;
• нарукавники - поддерживающее средство, позволяющее держать
тело в горизонтальном положении;
• утяжелённые резиновые ёжики – развитие крупной и мелкой
моторики, укрепление мышц рук и ног через работу с предметом;
• колобашки - вставки для соединения ног, имеют
большую плавучесть и используются для тренировки мышц верхней
части тела и улучшения техники плавания;
• «морские обитатели» - плоские прорезиненные многоразовые
наклейки на стены бассейна;
• резиновые матрасики – перчатки;
• аквадиски, для развития мышц рук и плечевого пояса;
Использование такого оборудования создаёт:
• положительный эмоциональный фон;
• вызывает интерес к занятиям;
• стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей;
• развивает и совершенствует движения;
• позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;
• способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;
• помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.
В структуру занятий плаванием включены элементы
художественного и фигурного плавания, аквааэробики, релаксационных
упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и
красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей,
посещающих группы различной образовательной направленности.
Обучение плаванию опирается на общепедагогические принципы с
учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательность и
активность, систематичность, наглядность, доступность. Программа «Мы
учимся плавать» разработана в тесной интеграции со специалистами
ДОУ и опирается на перспективно тематические планы групп
соответствующих возрастов.
Каковы же современные подходы, применяемые в детском саду
перед плаванием на суше:
• комплексная гимнастика – система специально подобранных
физических упражнений и научно разработанных методических
положений, направленных на решение задач всестороннего физического
развития и оздоровления ребенка;
• упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с
использованием сюжетных образов; релаксационный массаж, который
учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и
расслаблением, дыхательные упражнения. Важным в выполнении
упражнений является то, что каждое действие должно доставлять
приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему
самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной
промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к
другому, восстанавливают функции организма после физических
упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под
спокойную музыку.
• использование музыкально – ритмических упражнений в
обучении плаваниюдошкольников с выполнением общеразвивающих
упражнений с разными предметами: гимнастическими палками,
обручами, мячами, гантелями, веревками;
Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает
простые по технике исполнения физические упражнения
(общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально -
ритмическую музыку.
• фанк – аэробика - это вид занятийс характерной особенностью
техники движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук.
Акцент делается на танцевальности и эмоциональности движений.
Украшением занятий, спортивных праздников, развлечений стали
гидроаэробика, художественное и фигурное плавание. Они закрепляют
и совершенствуют приобретенные навыки, повышают интерес, дают
возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество,
так как многие упражнения и композиции буквально подсмотрены у
детей, а некоторые создаются вместе.
Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности
физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок
испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости,
поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же
время вода создает сопротивление и для получения необходимой
нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений
упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с
ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки,
обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство
ритма, акватворчество.
Художественное плавание - это выполнение, демонстрация
различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур,
всевозможные построения и перестроения, композиции,
объединенные плавательными движениями и элементами
статистического плавания (т. е. умение неподвижно лежать на воде).
Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть
индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить
навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс
акватворчества.
Фигурное плавание представляет собой, составленные из
элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и
гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, а
также использую синхронное плавание.
Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети
выполняют упражнения релаксации на суше, мы решили использовать их
на воде (гидропластика, ведь применение их действительно помогает
быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно,
потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять
поддерживающие средства пришло во время наблюдений за детьми. Я
обратила внимание, что дети с удовольствием лежат на воде, используя
нарукавники и нудлсы, у ребят быстрее проходит чувство страха,
особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим телом.
Гидропластика позволяет выполнять движения в воде более
медленно плавно и ритмично. Музыка и вода отлично
восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь
очень важно обратить внимание на то, что использование
поддерживающих средств ведет к неправильному положению тела,
поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги
подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на
спине.
Результаты проводимой нами работы показывают, что комплексное
применение современных подходов в организации занятий
плаванием в ДОУ, применение нестандартного
и современного оборудования улучшает качество общей физической
подготовки детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания и
делает процесс обучения более эффективным.