Напоминание

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ


Автор: Воробьева Марина Николаевна
Должность: Инструктор по плаванию
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современный подход в организации

занятий плаванием в ДОУ

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ

Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях

занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится

не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим

технологиям.

Плавание – это универсальное средство разностороннего

воздействия на организм человека, которое относится к числу

наиболее эффективных средств оздоровления.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные

навыки по формированию здоровьесбережения, это самое

благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в

сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и

сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов

физических упражнений. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить

его плавать, тем полнее скажется положительное

воздействие плавания на развитии всего детского организма. Дети, с

раннего возраста привыкшие к физическим

нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут

школьные нагрузки. Доказано, что в условиях образовательного

учреждения, при непрерывном обучении плаванию, начиная с раннего

возраста, достигаются наиболее высокие результаты не только

физического развития, двигательной подготовленности, но умственных

данных малыша, стимулируя его нервно –

психическое (психомоторное) развитие.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется

всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все

необходимые условия, создана система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных

на сохранение и активное формирование здорового образа жизни и

здоровья воспитанников.

Начиная с первой младшей группы (2-3года) дети посещают бассейн.

На занятиях плаванием, оздоровительная направленность является

приоритетной.

Решая главную задачу – обеспечение и укрепление полноценного

физического развития детей,

мы поставили перед собой цель - оптимальное увеличение степени

оздоровления воспитанников, как одну из главных оздоровительных

процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Обучение плаванию проводятся в форме групповых занятий. Группы

делятся на подгруппы, обеспечивая индивидуально-

дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10

человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

Применяя в своей работе групповой метод обучения, дети обучаются

общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-

разному, индивидуально. Для каждой подгруппы подбираются различные

комплексы упражнений на суше и в воде.

Организация занятий по обучению плаванию детей в дошкольном

учреждении осуществляется в комплексе со всеми формами

физкультурно–оздоровительной работы, так как только

сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и

отдыха детей дает положительный результат в укреплении их здоровья

и закаливании организма.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой

педагогами большинства детских садов, многие считают методику Т. И.

Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и

среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы

обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. В

настоящее время оснащение бассейнов становится очень

разнообразным и многофункциональным, появляется

различное современное стандартное и нестандартное оборудование,

которые способствует и появлению нового подхода к организации

занятий по плаванию. В 2013 году была разработана и внедрена

авторская программа «Мы учимся плавать». Особенностью данной

программы является использование современного подхода к

организации занятий по плаванию.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом

обучения плаванию детей от 2 до 7 лет,в который включены:

• подготовительные упражнения на суше;

• комплексы корригирующих дыхательных упражнений;

• упражнения и игры, направленные на освоение в воде,

овладение плавательными движениями различных способов, на

обучение погружения в воду с головой;

• корригирующие упражнения в воде для укрепления мышц спины,

плечевого пояса, коррекции нарушения осанки, плоскостопия и т. д. с

использованием современного, стандартного и нестандартного

оборудования.

Стандартное оборудоване:поддерживающие средства и игрушки:

доски из пенопласта и пластмассы, ласты, надувные игрушки, резиновые

мячи, надувные круги,мелкие игрушки из плотной резины: тонущие, для

упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде

(отыскать игрушку на дне бассейна, и не тонущие; обручи для

упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в

туннель!» и др., игрушки с изменяющейся плавучестью,

гимнастические палки.

К нестандартному инвентарю можно отнести сделанные своими

руками различные листочки, цветочки, водоросли, которые используются

при проведении праздников на воде, изготовление «подводных

туннелей» из обручей и утяжеляющих мешочков с песком, резиновые

игрушки, наполненные песком и заклеенные силиконовым клеем, чтобы

игрушки опускались на дно, теннисные шарики и соломки для

использования их при упражнениях на развитие дыхания и т. д.

Современныйинвентарь и оборудование:

• аквагорка применяется как альтернатива для спуска детей в

бассейн, и используется для обучения детей нырянию;

• аквагантели, усиливающие нагрузку на определённые мышцы;

• тонущие палочки, использующиеся как разметка под водой, а также

при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде.

Также они предназначены для тренировки навыков

подводного плавания, улучшения техники ныряния и

совершенствования навыка ориентации под водой;

• лопатки, использующиеся на глубокой воде для отработки

правильной техники плавания, а также для развития силы и скорости;

• нудлсы, являются как поддерживающим, так и увеличивающими

нагрузку оборудованием;

• тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с

головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет

для развития мелкой моторики;

• нарукавники - поддерживающее средство, позволяющее держать

тело в горизонтальном положении;

• утяжелённые резиновые ёжики – развитие крупной и мелкой

моторики, укрепление мышц рук и ног через работу с предметом;

• колобашки - вставки для соединения ног, имеют

большую плавучесть и используются для тренировки мышц верхней

части тела и улучшения техники плавания;

• «морские обитатели» - плоские прорезиненные многоразовые

наклейки на стены бассейна;

• резиновые матрасики – перчатки;

• аквадиски, для развития мышц рук и плечевого пояса;

Использование такого оборудования создаёт:

• положительный эмоциональный фон;

• вызывает интерес к занятиям;

• стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей;

• развивает и совершенствует движения;

• позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

• способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

• помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

В структуру занятий плаванием включены элементы

художественного и фигурного плавания, аквааэробики, релаксационных

упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и

красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей,

посещающих группы различной образовательной направленности.

Обучение плаванию опирается на общепедагогические принципы с

учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательность и

активность, систематичность, наглядность, доступность. Программа «Мы

учимся плавать» разработана в тесной интеграции со специалистами

ДОУ и опирается на перспективно тематические планы групп

соответствующих возрастов.

Каковы же современные подходы, применяемые в детском саду

перед плаванием на суше:

• комплексная гимнастика – система специально подобранных

физических упражнений и научно разработанных методических

положений, направленных на решение задач всестороннего физического

развития и оздоровления ребенка;

• упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с

использованием сюжетных образов; релаксационный массаж, который

учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и

расслаблением, дыхательные упражнения. Важным в выполнении

упражнений является то, что каждое действие должно доставлять

приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему

самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной

промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к

другому, восстанавливают функции организма после физических

упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под

спокойную музыку.

• использование музыкально – ритмических упражнений в

обучении плаваниюдошкольников с выполнением общеразвивающих

упражнений с разными предметами: гимнастическими палками,

обручами, мячами, гантелями, веревками;

Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает

простые по технике исполнения физические упражнения

(общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально -

ритмическую музыку.

• фанк – аэробика - это вид занятийс характерной особенностью

техники движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук.

Акцент делается на танцевальности и эмоциональности движений.

Украшением занятий, спортивных праздников, развлечений стали

гидроаэробика, художественное и фигурное плавание. Они закрепляют

и совершенствуют приобретенные навыки, повышают интерес, дают

возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество,

так как многие упражнения и композиции буквально подсмотрены у

детей, а некоторые создаются вместе.

Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности

физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок

испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости,

поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же

время вода создает сопротивление и для получения необходимой

нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений

упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с

ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки,

обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство

ритма, акватворчество.

Художественное плавание - это выполнение, демонстрация

различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур,

всевозможные построения и перестроения, композиции,

объединенные плавательными движениями и элементами

статистического плавания (т. е. умение неподвижно лежать на воде).

Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть

индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить

навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс

акватворчества.

Фигурное плавание представляет собой, составленные из

элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и

гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, а

также использую синхронное плавание.

Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети

выполняют упражнения релаксации на суше, мы решили использовать их

на воде (гидропластика, ведь применение их действительно помогает

быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно,

потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять

поддерживающие средства пришло во время наблюдений за детьми. Я

обратила внимание, что дети с удовольствием лежат на воде, используя

нарукавники и нудлсы, у ребят быстрее проходит чувство страха,

особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим телом.

Гидропластика позволяет выполнять движения в воде более

медленно плавно и ритмично. Музыка и вода отлично

восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь

очень важно обратить внимание на то, что использование

поддерживающих средств ведет к неправильному положению тела,

поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги

подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на

спине.

Результаты проводимой нами работы показывают, что комплексное

применение современных подходов в организации занятий

плаванием в ДОУ, применение нестандартного

и современного оборудования улучшает качество общей физической

подготовки детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания и

делает процесс обучения более эффективным.



В раздел образования