Автор: Деревянченко Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 с. Орловки
Населённый пункт: Ставропольский край Кировский район с. Орловка
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок 100 (124) ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное
Цели:
- овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для
написания личного окончания глагола.
- развивать внимание, память, монологическую речь, логическое мышление.
- воспитывать самостоятельность, взаимовыручку.
Планируемые результаты
Предметные:
Работать с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола», обосновывать правильность написания безударного личного
окончания глагола, правильно писать личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.
Метапредметные:
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения личного окончания глагола в форме настоящего и будущего
времени. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола с опорой на памятку. Объективно оценивать и
стремиться реализовывать свои потенциальные возможности.
Личностные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу; определять достаточность и недостаточность знаний по изучаемой теме; находить выход из
возникшего затруднения; грамотно вступать в диалог; формулировать и аргументировать собственное мнение; оценивать результаты своей
деятельности.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Напишите дату, «Классная работа».
Словарная работа.
1. – Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределенной форме
Сочинение (сочинять), жёлтый (желтеть), сверкающий (сверкать), фантазия (фантази-
ровать), решение (решать).
2. – Устно образуйте все формы времени от глаголов:
I вариант – решать (решает, решал, будет решать)
II вариант – решить ( - , решил, решит)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
© ООО «Баласс», 2015 1
– Почему от глагола решать вы смогли образовать три формы времени, а от глагола решить –
только две формы? (Вопрос что сделать?)
– У какого глагола можно определить спряжение? (Решит – II спр.) Почему? (Личное оконча-
ние ударное – под ударением звук [и], буква и.)
- Кажд.е утр. знаком.й д.рог.й р.бята ш.гают в школу.
Дайте характеристику предложению. Сделайте разбор предложения по членам предложения.
Сделать морфологический разбор глагола.
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулирование
проблемы.
Постановка проблемы.
Чтение загадки с проблемной ситуацией на слайде.
Сам не ед__т, не идёт,
Не поддерж__шь – упадёт.
Если ноги пуст__шь в ход,
Он помчит тебя вперед.
Наблюдение над глаголами с пропущенными окончаниями.
Постановка вопроса после наблюдений:
Почему в словах встречаются пропуски?
В словах какой части речи встречаются пропуски? В какой части слова?
А почему не пропустили буквы гласных в окончаниях глаголов идёт, упадёт, помчит?
- Как думаете, чему должны научиться сегодня на уроке? Цель урока?
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Открытие
знаний.
1. Наблюдение в учебнике (упр. 253).
Побуждающий диалог.
Мы приносим ( I или II спряжение? Е или И)
Они вывозят ( I или II спряжение? Я или Ю)
Ты считаешь ( I или II спряжение? Е или И)
Он слышит ( I или II спряжение? Е или И)
– Как вы думаете, что нам может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном
окончании глагола? Ваши предположения, гипотезы.
Ученики выдвигают гипотезы.
Приносим-приносить, вывозят-вывозить, считаешь –считать, слышишь-слышать
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
© ООО «Баласс», 2015 2
– Какую закономерность вы заметили у глаголов в неопределённой форме в 1-м столбике?
(Суффикс -и- перед -ть.)
Учитель сообщает, что суффикс глагола перед -ть помогает определить спряжение глаго-
ла. Суффикс и указывает на II спряжение.
– Есть ли такая закономерность в словах 2-го столбика? (Нет.)
– Назовите буквы перед -ть во 2-м столбике. (а, о, ы, я.)
– Как вы думаете, о каком спряжении они «сигнализируют»? (О I спряжении.)
В таблице на верхней строке появляется римская цифра I.
– Попробуйте сделать вывод: как можно определить спряжение глагола с безударным личным
окончанием? (Поставить глагол в неопределённую форму и определить суффикс перед -ть: -и
– II, не -и – I.)
2. Сравнение самостоятельно выведенного правила с текстом правила в рамке учебни-
ка (с. 81).
3. Рефлексия. Проверка понимания
– проверяется умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме..
Товарищеская встреча по футболу
между командой девочек и командой мальчиков.
Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже.
Мы ведём репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда дево-
чек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку и игра начи-
нается. Кирилл ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но
девочки храбро защищают свои ворота. Ксюша сильным ударом посылает мяч на
середину поля. Вика подаёт Кате, но Егор перехватывает мяч. Следует сильный
удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. София не зевает! Она го -
ловой отбивает мяч и попадает в Никиту. Никита гонит мяч к воротам девочек,
но тут доносится судейский свисток. Игра заканчивается.
4. Ответ на основной вопрос урока:
– Какую букву – е или и – выбрать, если личное окончание безударное? Нужно определить
спряжение глагола и написать такую же букву гласного, как в глаголах этого спряжения под
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2015 3
ударением. Приведите примеры слов с безударным личным окончанием.
– А как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное? (По букве ударного
гласного в личном окончании.)
– Нужно ли ставить такой глагол в неопределённую форму? Почему? (Спряжение ясно сразу
по ударному окончанию.)
5. Составление алгоритма.
1. Выведение алгоритма написания буквы в безударном личном окончании глагола (упр. 256).
2. Сопоставление его с алгоритмом на с. 140.
III. Развитие умений.
1. Работа в учебнике.
Упр. 257 – развивается умение писать букву безударного гласного в личных окончаниях гла-
голов с опорой на алгоритм.
Выполняется на доске по образцу. Самооценка.
Работа с тренажером
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
IV. Итог урока.
– Что узнали нового о спряжении глаголов? (Спряжение можно определить по ударному лич -
ному окончанию или по неопределённой форме глагола, если окончание безударное.)
– Для чего нужно знать спряжение глагола? (Чтобы написать букву гласного в безударном
личном окончании.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Составить схемы двух способов определения спряжения глаголов (с. 77, с. 81), задать во -
просы к каждой части правила (с. 81).
2. Упр. 1, с. 107.
© ООО «Баласс», 2015 4
© ООО «Баласс», 2015 5