Напоминание

«Шахматы, как средство развития логического мышления дошкольников»


Авторы: Майхов Павел Олегович, Артемова Елена Михайловна
Должность: Инструктор физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Шахматы, как средство развития логического мышления дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития

дошкольников»

Введение

«Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они

дисциплинируют ум человека»

Макс Эйве.

Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство?

О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о

них великие люди.

Г.Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного

логического мышления»

Сухомлинским: «Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей и памяти… шахматы

превосходная школа последовательного логического мышления. Игра

в шахматы дисциплинирует мышление,

воспитывает сосредоточенность, развивает память».

Русский писатель Л. Н.Толстой говорил: «Я люблю шахматы потому,

что это хороший отдых; они заставляют работать головой, но как-то

очень своеобразно…»

«Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Так

говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра.

Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть

определенные художественные свойства и много элементов научного.

Для умственной работы шахматы значат то же,что спорт для

физического совершенствования: приятный путь упражнения

и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль

Капабланка.

Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто

праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в

себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

В 2012 году президент Российской Федерации Владимир

Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание

чемпиона мира по шахматам, отметил; «Шахматы – это не просто

спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают

объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на

несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер». Матч

проходил в Москве в Третьяковской галерее.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая

многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним

человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей

эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный

мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от

занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами

и результатами.

Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра,

сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки

просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического

владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно,

игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит

логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания,

учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры,

планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует

становлению настоящей творческой личности. Во время игры

в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие

особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных

исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для

создания и изучения моделей поведения человека.

Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой

игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить

детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало

человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную,

образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-

спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная

подготовка к школе

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за

это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю

последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо

начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и

физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что

потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и

общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях

организма 5-6 летних детей дает все основания широко

популяризовать шахматы в дошкольных образовательных

учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у

детей дошкольного возраста действительно имеется громадный

потенциал возможностей обучения игре в шахматы

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой

в дошкольном возрасте. Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М.

Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем

возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в

шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в

учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,

благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие

личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали

чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в

шахматы с 5 летнего возраста.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе

жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо

ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью

обучения детей игры в шахматы. Обучения детей игре

в шахматы обусловлена поиском эффективных методов

интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея

использования игры в шахматы в формировании развития

интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или

иначе, реализуется во многих странах.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления,

мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка.

Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Игра развивает и дисциплинирует мысль. Но само умение хорошо

играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному

творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество,

сочетающееся со строгими правилами и широким простором для

самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно

просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Отличительной

особенностью данной игры является то, что шахматная игра -

увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два

войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами

командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок

начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что

делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами

начинают тянуться к получению знаний.

Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры,

решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют

партии известных шахматистов, участвуют в шахматных

соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда

есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота

неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Такое положение вещей дает все основания широко

популяризировать шахматы среди воспитанников

старшего дошкольного возраста.

Содержание программы

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и

доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет

специально организованная игровая деятельность, использование

приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в

мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей

возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся

выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с

ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных

фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий

особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, дидактические

игры, шахматные миниатюры и инсценировки, встречи с игроками с

большим опытом игры. Ключевым моментом занятий является

деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением

фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,

выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной

доске.

Содержание обучения включает непосредственно обучение

шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся

с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов

Цель: научить детей игре в шахматы; в процессе обучения

способствовать концентрации внимания, развивать логическое

мышление, произвольную память, изобретательность.

Задачи:

1. Популяризация шахматной игры среди детей

дошкольного образовательного учреждения и их родителей.

2. Организация здорового досуга.

3. Подготовка детей, владеющих элементарными

основами шахматной игры.

4. Развитие логического мышления и способности к

самостоятельному принятию решений.

5. Развитие природных задатков, творческих и специальных

способностей детей.

Игра в шахматызахватывает сразу несколько образовательных

областей:

1.Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,

сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

ориентироваться на плоскости (что крайне важно для

школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2.Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку,

волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок,

обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает

самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не

унывать при неудачах.

3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию,

учит радоваться красивым комбинациям

. 4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы

хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на

одном виде деятельности.

Формы и режим работы кружка

Летом 2016 года я прошла обучение технологии

проведения шахматных занятий и получила сертификат. В этом

учебном году в нашей группе началось обучение шахматной

игре. Шахматный кружок посещают все дети группы. Проводится он 1

раз в неделю в течение 30 минут. В работе отсутствует принудительный

момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре

тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению

трудностей.

Процесс обучения шахматампроводится в форме увлекательной

игры: рассматриваются рисунков в книгах, чтение сказок В. Г. Гришина,

придумывание своих, заучивание стихов и загадок. Обучение игре идёт

на уровне, доступном для ребенка. В работеучитываются дидактические

принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от

неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны,

для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный

мир. Эта игра при умелом руководстве

становится средством воспитания и обучения

Важным условием успешного обучения является визуальный контакт

т. к. игра в шахматы развивает наглядно- образное

мышление дошкольника, способствует зарождению логического

мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,

целеустремленность. Все дети изначально талантливы.Ребенку и

воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело

занимательное, но и сложное, шахматы –каждодневный труд, труд

упорный и настойчивый

Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может

отрицательно сказаться на психике ребенка.

.

Планируемые результаты освоения программы

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партия, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья

-начальное положение (начальная позиция,;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,

король,

- правила хода и взятия каждой фигуры.

уметь:

-ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности ив совокупности с другими

фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

-правильно размещать доску между партнерами и правильно

расставлять начальную позицию;

-различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах, мат;

-решать элементарные задачи на мат в один ход ребенок владеет

материалами и инструментами

Методическое обеспечение

1. Методическая литература под редакцией И. Г. Сухина «Там клетки

чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть,

специально разработанная для дошкольников.

2. Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под

редакцией И. Г. Сухина

3. Перспективный план работы на год, который был выставлен в

родительском уголке для ознакомления.

4. На группу мы приобрели

- шахматы деревянные настольные (4 шт.)

-демонстрационную настенную доску (1метр/ 1метр)

-шахматное напольное полотно (3 метра/3 метра)

5. Увлекательная книга «Малыши играют в шахматы» под

редакцией В. Г. Гришина, которая уводит детей в сказочный

мир шахматной игры, достойно заняла своё место в книжном уголке

5. Картотеки с шахматным содержанием

-дидактические игры

-загадки

-стихи

-схемы ходов шахматных фигур и пешки

6. Альбом со сказками

Всё оборудование находится в доступном месте и дети в любую

свободную минуту отрабатывают своё мастерство

Работа с детьми

1. Просмотр познавательных шахматных мультфильмов,

где шахматные фигуры и пешки оживают и с ними происходят

приключения

2. Игры на развитие логического мышления «Шахматный

мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди

сходство и разницу», «Узнай по описанию», "Шахматная лесенка",

"Домино", "Узнай фигуру", "Собери шахматную доску"

3. Создание альбома «Шахматная страна»

Наши дети очень любят рисовать. И с заданием «Придумать и

нарисовать сказку про шахматные фигуры» они с лёгкостью

справились. У детей получились яркие и позитивные рисунки.

Нарисованы целые шахматные семьи и все фигуры, пешки

улыбаются. Только было несколько рисунков где нарисовано сражение



В раздел образования