Автор: Федулова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с
Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Как и для чего человек дышит» в группе детей дошкольного возраста 6-7лет
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»
города Балашова Саратовской области»
412309, Саратовская область,
г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2
Телефон: (884545) 4-26-54
эл. почта: Detskijsad
.
yubileiniy
@
yandex
.
ru
Технологическая карта
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему:
«Как и для чего человек дышит»
в группе детей дошкольного возраста 6-7лет
Составитель:
воспитатель высшей категории
Федулова Светлана Ивановна
Г. БАЛАШОВ
2020 г
Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытов.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить детей с дыхательной системой человека;
-
продолжать учить детей правильному дыханию.
Развивающие
:
-продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы;
-
развивать воображение и творческую активность детей при проведении опытов в лаборатории.
Воспитательные:
-
воспитывать у детей умение работать в подгруппах, в парах;
-
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Используемые приемы, методы, технологии: в первой части НОД используется проблемная мотивация для
активизации мыслительной деятельности детей. В основной части используются методы и приемы, которые позволяют
поддерживать интерес детей к деятельности для решения поставленных задач:
словесные методы (вопросы проблемного характера, рассказ педагога, инструкции, указания);
объяснительно-иллюстрационные методы (видеоролик, схема с изображением дыхательной системы человека,
схема проведения опыта);
частично-поисковые (практическая деятельность детей – проведение опытов, фиксирование выводов на листе
бумаги);
игровые приемы (игра «Мыльные пузыри», игра «Расставь по порядку»).
В заключительной части НОД проводится рефлексия деятельности детей при помощи вопросов.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
подгрупповая и парная форма;
2
индивидуально-дифференцированный подход (осуществляется к детям, испытывающим трудности в выполнении
заданий);
Материалы и оборудование: схема с изображением дыхательной системы человека; карточки с органами дыхания
человека; стаканы с водой; трубочки для коктейля; воздушные шарики; схемы проведения опыта; карандаши на
каждого ребенка; видеоролик правильного дыхания; бейджики на каждого ребенка, белые халаты, мыльные пузыри.
Программно-методическое обеспечение: ООП ДО МАДОУ д/с «Юбилейный».
Место проведения: группа «Рябинка»
Участники: дети дошкольного возраста 6-7 лет.
3
Организационная структура
Этапы
деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
(проблемная
ситуация,
мотивация к
деятельности)
Воспитатель: Ребята, в холодное время года я всегда замечаю необычное явление:
вдохну полной грудью, выдохну, и передо мной появляется неизвестно откуда
небольшое облачко. Как вы думаете, что это за облачко? Откуда оно взялось?
Воспитатель: Интересные у вас предположения. Оказывается, что внутри человека
есть воздух. Как вы думаете, откуда в человеке воздух?
Воспитатель: Положите руку на грудь, почувствуйте свое дыхание. А теперь
подумайте и ответьте мне, для чего человек дышит?
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Человек – это живое существо, а все
живое дышит. Дыхание нужно для жизни. Человеку важен кислород, который
находится в воздухе. Мы дышим и вместе с воздухом получаем кислород.
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью, каких органов осуществляется дыхание
человека?
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Организационно-
4
поисковый,
деятельностный
(деятельность:
развивающая,
познавательная,
поисковая и т.д.)
Воспитатель: Для того чтобы дышать у человека есть органы. Давайте обратим
внимание на экран. Это легкие. На что они похожи? Верно, они похожи на два
мешочка и находятся справа и слева. Покажите, где у вас легкие. Правильно. Когда
мы с вами вдыхаем, наша грудь поднимается – легкие расширяются и свежий воздух
наполняет их, и по нашему телу разносится кислород. Когда мы делаем выдох –
легкие выпускают воздух и сжимаются. Легкие, как и наше сердце, работают и днем,
и ночью, никогда не отдыхая.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Правильно. Потому что без кислорода человеческий организм не
может жить. Ребята, а как вы думаете, воздух сразу попадает в легкие?
Воспитатель: Посмотрите, прежде всего, воздух попадает в нос. Там он очищается
от пыли, грязи и согревается. Затем через горло попадает в трахею и бронхи – это
специальные трубочки – и только потом попадает в легкие.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил? Кто может рассказать сам о том, как воздух
попадает к нам в организм?
Воспитатель: Молодец. Все правильно рассказал. А сейчас я предлагаю разложить
по порядку карточки с изображением органов дыхания.
Игра «Расставь по порядку»
Воспитатель: Молодцы. Правильно выложили. Ребята, вместе все эти органы
называются дыхательной системой человека. Как вы думаете, почему они так
называются? Для чего они нам нужны?
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Рассказ ребенка.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
5
Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты.
Как вы думаете, как называется это место?
Воспитатель: Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем, как
настоящие ученые, проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу
лабораторию. У всех ученых есть отличительные значки – бейджики. Выберите себе
бейджик и закрепите его на халате.
Воспитатель: А еще в лаборатории есть правила:
- внимательно слушать;
- точно выполнять все указания;
- аккуратно работать с оборудованием;
- в конце опыта делать выводы.
- Кто запомнил правила? Повторите, пожалуйста.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для
чего нужно все это оборудование?
Воспитатель: Все это оборудование нужно для наших опытов. Вспомните, что
происходит с легкими при дыхании? Правильно, при вдохе они наполняются
воздухом и расширяются, а при выдохе воздух выходит из легких и они сжимаются.
Сейчас я вам предлагаю взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе,
что это легкие человека. Что произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что
сейчас произошло с легкими? Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при
вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из
легких и они сдуваются.
Предполагаемые
ответы детей.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
6
Воспитатель: Следующий опыт я предлагаю вам провести самостоятельно. У
каждого из вас есть схема проведения опыта. Посмотрите на нее. Какое
оборудование вам понадобится для этого опыта? Возьмите стакан с водой и
трубочку. Что вы будете делать дальше? Результат опыта вам нужно будет
зарисовать.
Проведение опыта детьми самостоятельно.
Что у вас получилось? Какой можно сделать вывод?
Воспитатель: Как можно еще узнать, что в нашем организме есть воздух?
Воспитатель: Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы почувствовали? А как
вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный?
Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем
теплый воздух.
Воспитатель: Что мы с вами узнали с помощью опытов? Правильно, мы узнали, что
наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе –
сжимаются; мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков; попадая
в организм человека, холодный воздух нагревается.
Воспитатель: Как вы думаете, вы правильно дышите? Хотите проверить? Давайте
мы с вами посмотрим фильм и потренируемся.
Игра «Мыльные пузыри»
Дети: Мы выдыхаем
воздух, который
виден в воде в виде
пузырьков.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Дети: Дети смотрят,
тренируются.
7
Игра детей в парах.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужно правильно дышать? Как чувствует
себя человек, если дышит неглубоко, поверхностно? А если он научился правильно
дышать?
Воспитатель: Все верно. Сейчас я предлагаю вам объединиться в команды по 5
человек по цвету ваших бейджиков. У нас получилась команда синих и команда
зеленых. Перед вами на столах лежат различные картинки. Ваша задача – выбрать
только те картинки, где человек заботится о своем здоровье, укрепляет дыхательную
систему. Выбранные картинки поместите на мольберт.
Работа детей в подгруппах.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
Объяснения детей.
Рефлексивно-
корригирующий
(контроль и оценка
результатов
деятельности,
рефлексия,
подведение
итогов)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Что вы нового сегодня узнали?
Воспитатель: Я вам хочу раздать схемы проведения опыта с вашими зарисовками.
По этой схеме вы можете рассказать родителям и друзьям о том, какой опыт мы
проводили и что узнали.
Дети:
Предполагаемые
ответы детей.
8