Автор: Сергеева Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 410
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная работа по экологическому воспитанию младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Внеклассная работа по экологическому воспитанию младших
школьников.»
Сергеева Светлана Владимировна
Воспитатель ГПД
ГБОУ лицей № 410
Санкт-Петербург, г. Пушкин
Экологическое
воспитание
–
важное
направление
развития
детей
младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической
работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у
детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание –
бережное отношение к окружающему миру природы.
Учитывая
актуальность
проблемы
экологического
воспитания,
в
современные программы по естествознанию для начальной школы включено
значительное число понятий и представлений по экологии. В начальной школе
закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают
в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет
зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут
воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и
длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение
определёнными знаниями
и
умениями,
а
развитие
эмоциональной
отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать
природную среду.
Такого экологического воспитания можно достичь только на основе
тесной связи процесса обучения на уроках и внеклассной работе. Подобная
взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование
опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с
окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого их
необходимо делать участниками практической природоохранной деятельности,
которая является основным смыслом экологических воспитательных дел, и
которую я осуществляю во внеклассной работе.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность,
которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для
учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности. При
определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких
принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область,
район;
связь
с
программным
материалом
по
предмету,
соответствие
содержания
внеклассной
работы
возрасту
учащихся,
особенностям
их
умственного развития и интересов. Связь внеклассной работы с учебными
программами не есть дублирование или повтор. Содержание внеклассной
работы должно быть развитием, углублением того материала, который
изучается в школе.
Внеклассная работа дополняет урок, т. к. её содержание может быть
развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими
системами. Рассмотрение экологических проблем в иной, по сравнению со
школьной
программой,
логике
определяет
их
взаимные
связи.
Изучая
окружающую среду на внеклассных занятиях, дети на основе живых
впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование
целесообразных норм и правил поведения в природной среде. Внеклассная
работа создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических
решений на основе полученных знаний и в соответствии с сформированными
целостными подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, как ходить
по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям, нужно ли экономить
колодезную воду, как вести себя в природе, если встретил дикое животное.
Во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для
организации дискуссий и обсуждений экологических проблем, которые играют
интегрирующую роль в обучении. Школьники относятся с большим интересом
к обсуждению противоречий проблемы, с азартом ищут выход их положения.
При этом многие из них, стремясь разрешить проблему, обращаются к
изучению специальной литературы, что расширяет кругозор и формирует
профессиональные интересы.
Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо
обучения, она должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой
работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на
лугу,
речке,
в
парке,
на
базе
находящихся
поблизости
научно
–
исследовательских и иных учреждений – на открытых делянках институтов, в
ботаническом саду или зоопарке.
Поиск
эффективных
форм
и
методов
экологического
воспитания
подчеркивает их значение
в
эффективности образовательной работе
с
учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и во
внеурочное время.
Формы и методы организации экологического воспитания также должны
отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками
начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии
детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной
деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению
окружающего мира.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно
решение задач экологического образования младших школьников.
Выбор
форм
и
методов
воспитательной
работы
зависит
от средств экологического
воспитания
учащихся.
Например,
натуральные
объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»),
чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы
экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и
др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный
труд в природе и др.
Наблюдение.
Одним из широко используемых методов является наблюдение. С
помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений
либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно
рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов,
рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно
осуществить в процессе урока.
Наибольшая эффективности проведения этого метода во внеурочное
время цикла
наблюдений для формирования познавательного
интереса
к
природе. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за
конкретным объектом уголка природы или школьного участка.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с
другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у школьников
формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или
животных. В ходе наблюдений детям ставятся вопросы, которые стимулируют
возникновение поисковой деятельности.
При использовании наблюдений необходимы:
- компактное проведение. Одно наблюдение должно следовать за другим без
больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего
наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет)
единую систему знаний об объекте.
- преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны
получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта.
Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. От-
сюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении
должно
одновременно
участвовать
столько
детей,
сколько
может
расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. п.), чтобы
беспрепятственно его рассматривать. В отдельных случаях, когда наблюдение
проводится на прогулке, в нем может участвовать весь класс.
- охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его
проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Экологические экскурсии.
Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир
природы. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в
том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и
экологические проблемы. Учащимся можно поручить какой – либо полезной
работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление
загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой
деятельности и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет
заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле
охраны природы.
Перед
началом
экскурсии
необходимо познакомить
с
элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить
состояние зелёных насаждений, степень вытоптанности участков парка,
загрязнённости водоёма. Такая работа вызовет у детей большой интерес,
желание сделать что – то полезное, помогает воспитывать бережное отношение
к природе. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать
мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений
о природных комплексах.
Рекомендации по подготовке и проведению экскурсии:
Необходимо помнить, что экскурсия – эффективная форма экологического
образования;
1. Заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить
местность, составить маршрут;
2. Придерживаться тематики экскурсии, не отвлекаясь на случайные детские
вопросы;
3. Рассказывать только о том, что можно показать;
4. Избегать длинных объяснений;
5. Не оставлять школьников пассивными слушателями, больше привлекать их к
активной деятельности;
6. Не перегружать детей новыми названиями;
7. Акцентировать внимание на нужном природном объекте;
8. Вовремя закончить экскурсию;
9. Закрепить итоги экскурсии на последующих занятиях.
После
экскурсии
школьники
обрабатывают
собранный
материал:
составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, рисуют картины,
оформляют альбомы, книжки – малышки в форме бабочек, медведей, куда
записывают свои сочинения.
Групповая внеклассная работа.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке.
Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят
опыты, собирают результаты. Задача учителя – организовать занятия детей
таким образом, чтобы работа в кружке не дублировала классную работу. Работа
детей в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует
развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является
хорошим
средством
воспитания.
Часто
в
результате
этих
занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе. Кроме
того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У детей
развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её
богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах.
В
кружке
сочетается
индивидуальная
работа
каждого
ребёнка
с
коллективной, объединённой общей целью. Число участников кружка не более
10 – 15 человек. Работу кружка тщательно планируется и продумывается.
Содержание и тематика кружковых занятий зависят от того, какое
направление во всей экологической работе будет принято за главное.
Экологический праздник.
В
экологическом
воспитании
школьников
велика
роль
массовых
экологических кампаний, знаменательных дней, игр на экологические темы,
экологические праздники.
Экологический праздник – это форма экологического образования,
представляющая
собой
совокупность
экологических
мероприятий,
приуроченных к определённой дате.
Выделяют следующие экологические игры:
а)
соревновательные экологические
игры
–
тип
экологической
игры,
основанной на стимулировании активности участников в приобретении и
демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы
экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды
конкурсов: конкурс – аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, конкурс –
марафон, экологическая викторина, КВН.
б) ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на
моделировании
социального
содержания
экологической
деятельности,
соответствующих ролей, системы отношений и т. д. Ролевые (сюжетные) игры
инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют
определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям
реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьёзной предварительной
подготовки,
вовремя которой будущие «специалисты» повышают свою
профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы
не проиграть.
в) имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный
на моделировании экологической реальности и предметного содержания
экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают
широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования.
Экологические проекты.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным
результатом, оформленным тем или иным способом. Спецификой метода
обусловлен
его
воспитательный
потенциал.
Особая
значимость метода
проектов заключается в том, что:
-
метод
проектов
открывает
возможности
формирования
собственного
жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную
позицию ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую
активность;
- метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов
способствует
актуализации
знаний,
умений,
навыков
ребёнка,
их
практическому
применению
во
взаимодействии
с
окружающей
средой,
реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать
коллективное
и
индивидуальное
в
педагогическом
процессе,
является
технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести ребёнка
по ступеням роста от проекта к проекту.
Основные этапы проектов.
1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку поставить наиболее актуальную и
в тоже время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени.
2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели.
Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели,
подумать к кому обратиться за помощью, какие предметы, принадлежности им
потребуются.
3. Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических
шагов к намеченной цели).
4. Подведение итогов выполнения проектов и определение задач для новых
проектов (возможно, более узких, конкретизирующих реализованный проект,
или напротив, расширяющий его проблемы).
Проекты можно классифицировать:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации и др.
Вариативность сочетаний различных по составу участников, целевой
установке, тематике, срокам реализации позволяет вырабатывать программы
экологического воспитания, т. е. сложные длительные проекты.
Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию
младших
школьников
позволяет
актуализировать
учебные
знания
по
следующим направлениям:
- человек - природное существо и член общества;
- многообразие природного и социокультурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию зависит от
того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением
природной среды в окрестностях школы или населенного пункта.
При правильной организации учебной и внеклассной работы оно
способствует
развитию
познавательных
процессов,
формирует
у
детей
ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное
отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе
правильно организованного экологического образования у детей формируется
стойкий интерес к природе.
Однако часто познавательный интерес ребенка к миру природы нестойко:
оно носить ситуативный характер, быстро возникает и исчезает. Сделать его
более устойчивым позволяет внеклассная работа, направленная на осознание
детьми гуманистической сущности единства человека и природы, позволяющая
использовать
разнообразные
методы
и
формы
работы
экологического
воспитания младших школьников.