Автор: Ермолина Нина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/сад "Юбилейный"
Населённый пункт: город Балашов Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная гостиная "Дорогами войны"
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»
города Балашова Саратовской области»
Совместное мероприятие детей и их
родителей.
Литературная гостиная
«Дорогами войны»
с детьми дошкольного
возраста 6 – 7 лет
Автор – составитель:
воспитатель 1 кв.категории Ермолина Н.Н.
Цель:
формирование у детей чувства патриотизма через восприятие
художественной литературы в совместной деятельности с родителями.
Задачи:
- расширять представления детей о Великой Отечественной войне, о
героизме
советского
народа;
- способствовать развитию у детей чувства патриотизма через приобщение к
художественным произведениям о Великой Отечественной войне;
-
способствовать развитию
инициативы
и
творческих
способностей
дошкольников на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские
навыки при чтении стихотворений;
- воспитывать чувства любви и благодарности к защитникам Отечества, к
Родине;
- воспитывать у детей чувства сострадания, сочувствия, уважение к людям,
пережившим страшные военные и послевоенные годы.
Предварительная работа:
чтение рассказов С.П. Алексеева о Великой
Отечественной войне «Мишка», «Подвиг у Дубосеково», «Первый ночной
таран», «Шуба»; К. Паустовский «Похождения жука – носорога», А. Митяев
«Мешок овсянки», «Дедушкин орден»; А. Воробьев «Обрывок провода»;
заучивание наизусть стихотворений А. Благинина «Шинель», Л. Тасси
«Оборванного мишку утешала», М. Терентьева «Письмо сыну на фронт»,
«Почтальонка» Т. Черновская, заучивание пословиц о Родине, просмотр
презентаций «Герои – города», «Брестская крепость», «Дети войны»;
слушание песен военных лет.
Оформление: выставка детских рисунков, мультимедийная установка.
Материал:
карта России с городами – героями, вещмешок, обрывок
провода, звездочки – жетоны, картинки – пазлы, книга С.П.Алексеева.
Программно-методическое обеспечение:
1. Алешина Н. В. "Патриотическое воспитание дошкольников" - М.: ЦГЛ,
2005 – 205 с.
2. Дыбина О.В. "Ознакомление с предметным и социальным окружением" -
М.: Мозаика - Синтез, 2014 - 96с.
3. Иванова, Н.Г. "Система работы по воспитанию чувства патриотизма" -
Волгоград: ИТД "Корифей", 2016 - 96с.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет"
- М. ,2007.
5. Кондрыкинская Л. А. "Дошкольникам о защитниках Отечества" -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Шорыгина Т.А. "Наша Родина - Россия" - М.,2011.
Содержание
Ведущий1:
- Добрый день, уважаемые гости, родители, дети! Все дальше в прошлое
уходят годы страшной войны. Сегодня, мы посвящаем нашу встречу в
литературной гостиной всем тем, кто 75 лет назад защищал нашу страну от
фашистских захватчиков.
Чтение стихотворения:
Мама : Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна»
Ребенок: Давно окончилась война,
Давно ушли в запас солдаты,
Но боль о ней всегда жива.
Мы знать должны, какой была
Война когда-то.
Ведущий 2: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа,
подвигу русского солдата. Мы приглашаем сегодня всем вместе пройти по
дорогам войны, вспомнить имена, события, вошедшие в историю.
Ведущий 1:
Он грубый, прокопчённый, ветхий,
Но для бойца необходимый.
На самом дне хранились письма,
Молилась мать: «Вернись, родимый!»
Хранил солдат свои припасы:
Махорку, сухари и флягу,
Рубаху чистую, портянки,
Стихов тетрадку и бумагу.
Как вы думаете, о чем эти стихи? Правильно, о солдатском вещмешке, о
надежном спутнике каждого солдата. И сегодня, отправляясь в путь по
фронтовым дорогам, мы тоже возьмем с собой вот этот не совсем обычный
солдатский вещмешок. Именно он поможет восстановить события тех
тяжелых прошлых лет, вспомнить имена, вошедшие в историю.
Звучит песня «Священная война»
Ведущий 2: Война… Что это такое? (Предполагаемые ответы: смерть,
разруха, страх, горе, голод, слезы, плач…)
Война – страшнее нету слова,
Война – печальней нету слова…
В войне нет ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из
памяти. Каждый день был подвигом для миллионов. Что такое подвиг?
Как вы думаете, кого можно назвать героем?
В
нашем
вещмешке
мы
обнаружили
красную звездочку. Передавая друг другу эту звездочку,
назовите качества героя – какой он? Каким он должен быть?
Дети и родители передают
звездочку друг другу, называя качества героя.
(Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный,
умелый,
защитник
слабых,
хитрый,
мужественный,
неустрашимый,
бесстрашный, удалой, здоровый, могучий и др.)
Ведущий 1: Именно такими они и были: бесстрашные, любящие свою
Родину, не пожалев за нее отдали свои жизни. Чтобы назвать и вспомнить
этих героев, мы в нашем вещмешке нашли подсказку.
Достаем конверты из вещмешка
В конвертах находятся зашифрованные радиограммы. Расшифруя их, мы
узнаем первый подвиг советского народа.
Ключ: впишите буквы по порядку в пустые клеточки. Прочитайте
получившиеся слова.
о с е р к т п ь
5 6 3 2 1 7 4 8
Е Т Р Б К С А С
3 5 2 1 7 4 8 6
к р е п о с т ь
1 2 3 4 5 6 7 8
Б Р Е С Т С К А Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Правильно, это подвиг защитников Брестской крепости.
Какие последние слова защитников мы можем прочитать
на стенах в
развалинах крепости? («Прощай Родина!», «Умрем, но не сдадимся!»).
На экране появляются кадры
« Брестская крепость», портреты пограничников.
Ребята, может кто – то вспомнит и расскажет нам стихотворение про
защитников Брестской крепости?
Дети рассказывают стихотворение
Здесь у Холмских ворот,
Возле самой границы,
Где стоял гарнизон,
Где гремели бои,
В грозном небе пылали сурово зарницы
Сотни доблестных, славных солдат полегли.
Здесь остались Фомин, Кижеватов, Наганов,
Защищавшие грудью своей Цитадель.
Сколько их неизвестных, любимых, желанных
В длинном списке суровых военных потерь.
Мы вас помним герои бессмерного Бреста!
Жертвы грозного времени, страшной войны.
Достаем из вещмешка книгу С. П. Алексеева
«Рассказы о Великой Отечественной войне»
Ведущий 2: Писатель этой книги правдиво и увлекательно рассказывает
нам о главных битвах, о полководцах, о героях на фронте и в тылу.
Чтение отрывка из рассказа С. П. Алексеева «У Дубосеково»
«Передохнули солдаты. Видят – снова идет лавина. Сосчитали – тридцать
фашистских танков. Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все.
Притихли. Лишь слышен железа лязг. Друзья, - произнес Клочков….» ….
(Велика Россия! А отступать некуда, позади Москва!)
Кто продолжит дальше, что сказал политрук Клочков своим солдатам? Из
какого произведения этот отрывок? Назовите автора. Как закончился бой для
политрука Клочкова? (Он со связкой гранат бросился под вражеский танк и
погиб, но фашисты не прошли). Сколько всего было наших бойцов? Почему
их называли 28 панфиловцев? (Ответы детей и родителей)
Разъезд Дубосеково - для каждого русского сердца - это дорогое и святое
место.
Мы запомним суровую осень
Скрежет танков и отблеск штыков
И в сердцах будут жить 28.
Самых храбрых твоих сынов.
На экране - разъезд Дубосеково,
танковый бой, портрет политрука Клочкова.
Ребята, с какими произведениями Сергея Петровича Алексеева вы еще
знакомы? («Мишка», «Первый ночной таран», «Три подвига»)
Ведущий 1:
- Солдатский вещмешок - немой свидетель тех страшных лет бережно
сохранил для нас вот этот предмет. О каком героическом поступке может
он может рассказать? Назовите произведение, автора, главного героя.
(Воробьев Евгений Захарович «Обрывок провода», связист Устюшин).
- Ребята, когда ваши деды и прадеды воевали, они были в засаде, ходили в
разведку, участвовали в парадах. Сейчас мы поиграем в военных.
Игра-разминка "Разведчики, парад, засада":
По команде "разведка" - пойдем на цыпочках, осторожно.
По команде "засада" – нужно присесть, притаиться.
По команде "парад" - маршируем, высоко поднимая колени.
Ведущий 2: Давайте опять заглянем в наш вещмешок.
Достаем карту
Во время войны не только отдельные люди, но и целые города покрыли себя
бессмертной
славой.
13 городов после войны были награждены Золотой
Звездой, им было присвоено гордое имя – Город – герой. Перед нами задача
- вспомнить, назвать и обозначить на карте города – герои.
Звучит песня «Города – герои».
Родители и дети выполняют задание.
Ведущий 1:
Наша страна Россия пережила немало войн и сражений.
Поэтому к солдатам, военному делу всегда относились серьезно, с большим
уважением, «Солдат близко - кланяйся ему низко». А вы, уважаемые гости
знаете, какие – нибудь пословицы о Родине, солдате, о военной службе?
Родители и дети называют пословицы
«Ружье – друг солдата, шинель – теплый дом». Почему шинель для солдата
была теплым домом?
Чем дорога была шинель бывшему солдату в
стихотворении Елены Благининой? (Память о военных сражениях, о друзьях,
с которыми воевал). Кто главные герои в этом стихотворении? Давайте его
расскажем все вместе: девочки – у нас будут говорить слова за дочку,
мальчики – за отца.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Шинель» по ролям.
Ведущий 1: Ой, какой – то шум раздается из нашего вещмешка.
Достаем спичечный коробок.
Внимание! В каком произведении, и кто в коробке сердился, стучал,
требовал, чтобы его выпустили. (К. Паустовский «Похождения жука -
носорога») Какой подарок сделал сын отцу? Почему Петр Терентьев очень
расстроился, когда жук потерялся? (Ответы)
Ведущий 2: Как вы думаете, война – тяжелое, страшное время, до песен ли
было бойцам, матерям, которые проводили своих сыновей на фронт?
(Ответы)
Конечно,
вы
правы,
песня
была
необходима
во
время
Великой
Отечественной войны, она всегда сопровождала солдата в походе и на
привале, а иногда и в бою, вдохновляла бойца на подвиг, давала силы жить в
тылу врага, дарила надежду и веру в Победу. За время войны поэты и
композиторы сочинили много хороших и задушевных песен, которые
любили петь солдаты в перерывах между боями. Давайте хотя бы чуть – чуть
соприкаснемся к той солдатской жизни.
Открывается занавес, воспитатели приглашают родителей и детей
пройти на «поляну»
Давайте с вами вспомним те песни, которые вместе с солдатами прошли до
Победы.
Достаем поочередно из вещмешка предметы: синий платочек, виноград,
танки…
Звучат песни фронтовых лет, дети и родители подпевают.
Ведущий 1: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как
и на взрослых - бомбами, голодом, холодом. Но дети в это страшное время
были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать
свою Родину, на их плечи лёг непосильный труд, они помогали своим
семьям, своей стране выжить. Многие дети очень часто оставались совсем
одни. Им было страшно. И помогали пережить им эти трудные часы их
любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто
- то есть рядом.
Чтение стихотворения «Мишка» Л. Тасси
Ведущий 2: Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту,
которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Почта перевозилась с
помощью всех имеющихся видов транспорта – в специальных почтовых
вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях, на мотоциклах. В
Севастополь письма доставлялись даже на подводной лодке. Использовались
даже почтовые голуби, которые беспрепятственно переносили секретные
сообщения через линию фронта в тех местах, где самолет никогда бы не смог
пролететь незамеченным.
Ведущий 1: Солдатские треугольники были общей радостью для всей семьи,
дома, улицы, деревни, села. Их носили из дома в дом, читали вслух по много-
много раз, заучивая наизусть. Каждому почтальону ежедневно приходилось
переживать и радость, и горе вместе со своими адресатами. Очень часто в
почтальоны определяли девочек-школьниц.
Стихотворение о почтальонке Т. Черновская
Ведущий 1: Представьте себе, что вам выпала возможность написать
письмо в прошлое, в суровое военное время. Кому это будет послание –
вашему прадеду, неизвестному солдату, замерзающей девочке из блокадного
Ленинграда
–
решать
вам.
А
помогут
вам
мамы..
Подумайте и напишите слова благодарности воинам Великой Отечественной
войны.
Тихо звучит песня «Журавли» (Я. Френкель, Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнёв).
По окончании, желающие могут зачитать письмо. Затем все дети и
родители складывают свои письма по образцу солдатского треугольника и
прикрепляют к голубям.
Ведущий 2: Скоро праздник. Самый тёплый и солнечный, самый далёкий и
близкий, самый грустный и самый торжественный. Хорошей традицией
стало участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и зажжение
памятных свечей накануне Дня Победы и Дня памяти и скорби. Давайте и мы
зажжём свечу в знак бесконечной благодарности нашим победителям. Мы
счастливы, что небо над нашей Родиной мирное. Нам нужно всего лишь по-
настоящему помнить историю наших дедушек и бабушек, передавая её из
поколения в поколение. Мы думаем, что сегодня, мы все сделали большое
важное дело, вспомнили, почтили память всех тех, кто старался приблизить
великий день Победы. В память о нашей сегодня встрече мы дарим вам
георгиевские ленточки - символ памяти, гордости за наших воинов.