Автор: Шутова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Кропоткинский медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края
Населённый пункт: г Кропоткин Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Применение компетентностно-ориентированных заданий на практических занятиях
Раздел: среднее профессиональное
П р и м е н е н и е
ко м п е т е н т н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н ы х
з а д а н и й
н а
п р а к т и ч е с к и х
з а н я т и я х .
Н.Н. Шутова, преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Компетентносто-ориентированные задания
позволяют сформировать умение
применять накопленные знания
в практической деятельности
и повседневной жизни
.
Потемкина А.В.
Среднее
профессиональное
образование
имеет
целью
подготовку
выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в
которой
наиболее
полно
должны
раскрываться
их
профессиональные
компетенции.
Подготовка
специалиста
не
может
соответствовать
современным требованиям, если он овладел только теоретическими знаниями
и
умениями,
но
у
него
не
развита
готовность
к
практической
деятельности. Поэтому
сегодня
необходимы
новая
образовательная
парадигма и новая стратегия образования.
Не
возникает
никаких
сомнений,
что
для
каждого
преподавателя
важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует
постоянного
поиска
нестандартных
решений,
которые
могли
бы
оптимизировать
учебный
процесс.
Успешность
обучения
обеспечивается
совместными усилиями преподавателя и учащихся, поэтому, основная задача
педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к
объективным
противоречиям
развития
научного
знания
и
способам
их
разрешения.
Развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся
является
важнейшей
составляющей
любого
образовательного
процесса.
Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать
письменный
документ
любой
структуры,
вести
диалог
–
неоценимые
качества современного человека.
Особое внимание в ФГОС уделяется умению обучающихся работать с
информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать,
интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и
использовать информацию в практической деятельности.
Сохранить
мотивацию
к
обучению
помогают
компетентностно-
ориентированные задания. Актуальность применения таких заданий состоит
в
то,
что
учащийся
может
оценить
свои
и
чужие
творческие
и
коммуникативные
способности,
они
на
определенное
время
становятся
исследователями.
Также,
при
составлении
принимаются
в
расчёт
такие
аспекты, как: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог,
продуктивная групповая коммуникация.
КОЗ
-
это
деятельностное
задание,
оно
моделирует
практическую,
жизненную ситуацию, строится на актуальном для учащихся материале, его
структура задаётся особыми элементами.
Требования
к
проведению
урока
с
компетентностно-ориентированными
заданиями:
1.
Учебный материал отличается проблемностью.
2.
Создание
ситуаций,
которые
должны
быть
жизненно
важны
для
студента, которые найдут отражение в социальном опыте.
3.
Конструирование
новых
дидактических
материалов,
поиск
нестандартных
заданий,
создание
нестандартных
ситуаций,
приближенных к реальным.
4.
Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-
ориентированный
характер.
Организуется
работа
в
деятельностном
режиме.
5.
Организация
всевозможных
практикумов,
проведение
мероприятий,
поддерживающих и развивающих способности общения у студентов.
6.
Самостоятельное добывание знаний учащимися.
7.
В
ходе
образовательного
процесса
выстраивание
партнерских
отношений.
8.
Интеграция, сложность источников (использование не менее двух- трёх
источников)
9.
Ссылка на источники информации
10. Указания на конкретный продукт деятельности
Примеры КОЗ:
создание
кроссворда
по
теме,
разделу
(наглядное,
схематическое
представление);
создание концептуальных схем, таблиц;
разработка тестовых заданий по алгоритму;
разработка ситуативных задач;
написание статей, рефератов, курсовых и т.д.;
создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
подготовка доклада, выступления;
проведение исследовательской работы.
Данные
задания можно
использовать
при
составлении
дидактического
материала для самостоятельной работы студентов. Для преподавателя данный
тип
заданий
способствует повышению профессионального
мастерства,
делает
урок
разнообразным. Учитель
выполняет
функции
организатора
деятельности,
консультанта,
сопровождающего
самостоятельную
деятельность
учащегося
по
формированию
и
развитию
ключевых
компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только
более
глубокому
осмыслению
программного
материала,
но
и
даёт
возможность
расширить
рамки
учебной
программы
профессионального
модуля, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Результативное
выполнение
заданий
позволит
выпускнику
успешно
реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и
успешными
становятся
люди,
способные
мыслить
и
действовать
самостоятельно.