Автор: Захарова Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Доклад
Тема: «Проектная деятельность педагога-психолога в дополнительном образовании»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр Творчества и Развития №1»
Г.Красноярск
Доклад на тему: «Проектная деятельность педагога-психолога в
дополнительном образовании»
Выполнил:
педагог-психолог
Захарова О.С.
2021г.
Педагогом-психологом Центра творчества и развития был внедрен проект «Волшебный
мир общения» для обучающихся (5-7 лет) различных объединений, студий и клубов
Центра творчества, направленный на создание благоприятной атмосферы в детском
коллективе, создание психологического комфорта в общении, развитие
коммуникабельности детей, их активного взаимодействия в группе.
Проект
На 2020-2021 учебный год
МАОУ ДО ЦТиР №1
Название проекта
Волшебный мир общения
Направленность
Социально - педагогическая
Структурное подразделение
Филиал ЦТиР №1
Сроки реализации проекта
2020-2021
Ф.И.О. автора проекта
Захарова Ольга Сергеевна
Должность
Педагог-психолог
Цель проекта: развитие активной социальной позиции дошкольника. Проект направлен
на профилактику возникновения дискомфорта в общении у детей возраста от 5 до7 лет,
создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Возрастная категория детей для занятий определена тем, что дети от3х до 6 лет
наиболее чувствительнее переносят адаптацию в учебном заведении, привыкание к
педагогу и детскому коллективу. Это сказывается на освоении программ
дополнительного образования. Так же, диагностика и коррекция очень важны в
этом возрасте, так как именно сейчас детская психика наиболее пластична.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков;
развитие воображения;
развитие выразительности речи;
формирование способности эмоциональной саморегуляции;
овладение ребенком “языком” эмоций как способом выражения собственного
эмоционального состояния;
обучение способам выражать эмоции;
обогащение и активизация словарного запаса;
снижение агрессивности;
гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
Целевая группа (участники проекта): обучающиеся объединений Филиала МАОУ ДО
ЦТиР №1 (от 5 до 7 лет), педагог-психолог;
Предполагаемый охват: около 50 человек;
Время занятия будет ориентировочно 20 минут.
Проходить занятия будут 2 раза в неделю у одной группы.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении
детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной
сфере личности ребенка.
Изменения генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое
значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе
ЗУНов, но и формирование эмоционального отношения к действительности и
людям. Эффективность обучения зависит от того, какие чувства вызывает у ребенка та
или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие,
воображение, мышление, память, речь.
Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти,
долго помнятся пережитые события. Дети более насыщено передают переживания.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с
качеством мышления: счастье, имеет тенденцию способствовать выполнению
познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные
эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают ее.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах
волевого акта: на осознание мотива, принятии решения, развертывания процесса
достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Эмоциональная
привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе
с тем, решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном
раздражении, потом не выполняются.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при
воспитании эмоций важно не просто учить детей стимулировать себя в процессе волевого
действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных. Уметь
спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение
справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния
ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то
это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансированность чувств способствует
возникновению эмоциональных расстройств, что отражается в отклонении в развитии,
нарушении социальных контактов.
Наблюдения показывают, что в игре и повседневной деятельности дети часто неадекватно
выражают свои эмоции, что является существенным барьером в установлении
доброжелательных отношений.
“Обесчувствованию” способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Детям трудно не только мимическими средствами радость, счастье, страх, удивление,
гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Речь интонационно
монотонная и лексически не выразительная.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются
его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и
контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не
развивается: ее надо формировать. Также необходимо развивать умение адаптироваться к
различным условиям общения, умение сдерживать или ограничивать импульсивные
реакции.
Развитие артикуляционного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи,
и ей принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
В работе используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы,
выразительности речи детей, развитие умения понимать и выражать свое эмоциональное
состояние, распознавать чувства других.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Содержание занятия
Методические приемы
Обеспечение
1
Каждый
привлекателе
н по-своему
СЕНТЯБРЬ
Осознание ребенком
отношения к себе,
собственной внешности,
своим особенностям и
способностям. Осознание
собственной
неповторимости.
Игра “Общий круг”
Цель: эмоциональный
настрой, сосредоточиться
на партнере.
Беседа о том, какие люди
разные, чем мы отличаемся,
чем похожи.
Игра “Назови ласково”
Цель: развить позитивное
самовосприятие.
Игра “Кто говорит?”
Мягкие
подушечки для
сидения.
Развитие репертуара
телесных ощущений,
обучение использованию
тактильного контакта как
способа выражения
симпатии друг к другу.
Воспитывать внимательное
отношение к речи
товарищей.
Беседа о том, как можно
показать другому, что он
хороший.
Игра “Муравьи”
Цель: развитие умения
выражать свое состояние
без слов через жесты и
мимику.
Игра “Комплимент”
Цель: развитие умения
выражать свое отношение к
другому через слово,
действие.
Обсуждение игр
2
Я+Ты=Мы
ОКТЯБРЬ
Развитие чувства
принадлежности к группе.
Получение опыта
позитивного
взаимодействия.
Активизировать
коммуникативные умения.
Схематическое рисование
правил “хорошего”
поведения:
помогай друзьям;
делись с ними;
не злись на других;
не ссорься по
пустякам;
не смейся над
Бумага,
карандаши,
доска.
ошибками других.
Беседа по рисункам.
Игра “Волны”
Игра “Молекула”
Ход: дети передвигаются по
комнате. При слове
“молекула” все собираются в
кучу, плотно прижимаясь
друг к другу.
Игра “Комплимент”
Рисование “Моя группа”
Бумага, краски,
карандаши
Создание коллажа “Наша
группа”
Рисование
карандашами.
3
Волшебные
средства
понимания
НОЯБРЬ
Знакомство с
интонированием речи,
мимикой и пантомимикой.
Развитие внимания к
эмоциональным
состояниям других.
Развитие умения
принимать настроение
других. Воспитывать
умение соблюдать
определенную
последовательность в
работе.
Игра “Я чувствую…”
Ход: детям раздаются
карточки с изображением
различных эмоций. Ребенок
называет нарисованное
чувство и говорит, когда он
его испытывает.
Игра “Молекула”
Интонационные этюды:
детям предлагается
произнести фразу “Пойдем
гулять” грустно, весело, со
злостью, обиженно,
испугано.
Игра “Чей голос?”
Цель: формирование
восприятия
выразительности речи.
Карточки с
изображением
эмоций по
количеству
детей
Беседа о волшебных
средствах понимания:
интонации, мимике,
пантомимике.
Изготовление масок.
Игра “Маски”
Ход: ребенок, одев маску,
передает настроение этой
маски.
Бумага, краски,
карандаши,
мелки,
шнурочки.
Игра “Руки”
Ход: дети работают в парах.
Ведущий предлагает:
познакомиться руками,
поссориться руками,
помириться руками.
Игра “Свет мой зеркальце
скажи”
Игра “Я чувствую…”
4
Настроение
ДЕКАБРЬ
Описание своего
настроения, обогащение
опыта, обогащение опыта
самоконтроля. Осознание
настроения другого.
Обогащение способами
выражения своего
настроения. Влияние
настроения на
взаимоотношения людей.
Воспитывать
внимательное отношение
к речи взрослых.
Игра “Лото настроение”
(готовая игра)
Рисование “Мое
настроение”
Беседа по изображениям
эмоций
Краски,
бумага;
карточки-лото,
карточки с
изображением
эмоций.
Упражнение “Возьми себя в
руки!”
Упражнение “Актеры”
Игра-драматизация
“Пропала собака” Ход: один
ребенок исполняет роль
хозяина пропавшей собаки, а
дети успокаивают его,
каждый по-своему.
Обсуждение игры.
5
Волшебная
линия
ЯНВАРЬ
Обогащение опыта
отреагирования эмоций.
Упражнение в
регулировании эмоций.
Учить детей внимательно
слушать образцы речи и
точно выполнять устные
задания.
Рисование “Волшебная
линия”. С помощью
линейки и цвета передать
настроение: спокойная
линия, радостная, хитрая,
злая, больная, волнующая.
Создание картины с
помощью линий.
Бумага,
карандаши,
краски.
Беседа по рисункам.
Игра “Объясни пословицу”
Ход: зачитывается
пословица, дети передают ее
эмоциональное состояние
Игра-релаксация
“Волшебный сон”
1.
Игра “Дискотека
зайчиков”
2.
Игра “Две страны”
6
Я-хороший, я-
плохой
ФЕВРАЛЬ
Осознание и принятие
себя, своих черт. Развитие
адекватной самооценки.
Нахождение способов
преодоления
отрицательных черт
характера.
Игра “Наоборот”
Ход: дети сидят в кругу.
Ведущий кидает каждому
мяч. Ребенок называет
противоположное качество:
добрый – злой.
Сказка “Чертенок”
Игра “Собаки бывают”
Ход: дети изображают
собак. Педагог спрашивает
о том, какие это собаки.
Мяч
Игра “Я умею”
Ход: дети сидят в кругу.
Ведущий кидает мяч.
Ребенок называет как можно
больше того, что он умеет
(хорошее и плохое)
Игра-релаксация “Цветочная
поляна”
Ход: детям предлагается
представить себе цветочную
поляну, найти свой цветок и
хорошо его рассмотреть
Рисование цветка
Мяч, воск,
бумага, краски
7
Любимые
сказки
МАРТ
Развитие понимания себя
и других. Преодоление
барьеров в общении.
Отреагирование
собственных чувств
Игра “Назови героя”
Ход: ведущий называет
черту характера, дети
подбирают к ней героя
сказки.
Игра-релаксация “Сказка
наоборот”
Ход: поменять героев
местами, придумать, что
они теперь будут делать.
Рисование “Письмо
любимому герою”
Мяч, воск,
бумага, краски
8
Вместе
веселее
АПРЕЛЬ
Расширение опыта
позитивного
взаимодействия. Развитие
умения соотносить свои
желания с действиями и
желаниями других.
Игра “Бумажные развалы”
Ход: Дети стоят в кругу, у
каждого запас бумаги.
Разорванные кусочки
складывают в одну кучу.
Когда она станет
достаточно большой, детям
предлагается всем вместе
Газета, бумага,
карандаши
подбрасывать бумагу вверх.
Игра “Закончи рисунок”
Ход: Дети начинают
рисовать. По команде
передают рисунок соседу и
т.д. пока рисунок не
вернется хозяину.
1.
Игра “Руковичка”
2.
Игра “Сороконожка”
3.
Игра “Зеркало”
9
Хорошо и
плохо
МАЙ
Развитие доверия к
окружающим детям и
взрослым. Развитие
потребности в общении,
взаимодействии
Сценка “Вместе и порознь”.
Лисенок и Медвежонок
дружили давно, любили
играть вместе. Однажды
Лисенок захотел очень
сильно поиграть с
машинкой Медвежонка, но
и Медвежонок хотел
поиграть с машинкой. В
конце концов они
поссорились. Им стало
очень плохо, скучно. А
потом они поговорили и
помирились.
Обсуждение сценки.
Игра “Спящая красавица”
Игра “Волшебные очки”
Игра “Клубочек”
Очки, клубок
ниток
Коллективное сочинение
сказки
Игра “Давай поговорим”
Игра-релаксация
Ожидаемые результаты:
1.
Снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений
между детьми.
2.
Создание благоприятной психологической атмосферы.
3.
Обогащение опыта детей выражать свои эмоции, понимать состояния других
людей.
4.
Коррекция звуковой культуры речи.
5.
Развитие выразительности речи детей.
6.
Овладение детьми интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-
ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
7.
Организация досуга
Литература
1.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) / Серия
“Психологический практикум”. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3.
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию
детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи. Коррекция нарушений речи. – М.: “Просвещение”, 2008.
По итогам проведенных мероприятий по проекту были проведены диагностики, по
результатам которых:
В начале учебного года и в конце была проведена диагностика
психоэмоционального состояния обучающихся детей по группам.
С помощью теста «Лесенка» изучали самооценку детей 5 – 7 лет. Протоколы ответов
детей по методике «Лесенка» отражены в сравнительных диаграммах:
Диаграмма (начало уч.года):
Дети с завышенной самооценкой (таких большинство на данной диаграмме),- для
данной возрастной группы – норма, но есть некоторые особенности поведения, которые
могут быть свойственны таким детям:
Очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности
на другой, часто не доводят начатое дело до конца.
Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются «с
ходу» решать любые, в том числе и весьма сложные, задачи и при этом не осознают
собственных неудач.
Они стараются всегда быть на виду, выделиться на фоне других, они афишируют
свои знания и умения, всячески пытаясь обратить на себя внимание, иногда нарушая при
этом дисциплину.
В общем, такие дети постоянно стремятся к лидерству, зачастую без всяких на то
оснований: сверстники не оценивают их стараний, поскольку направлены эти старания
главным образом «на себя», и никакого коллективного сотрудничества не получается.
Так же, это мешает хорошему усвоению программы
.
Диаграмма (конец учюгода):
На данной диаграмме так же высокий процент детей с завышенной самооценкой
(38человек). С нормальной самооценкой (это дети, давшие ответ, начиная со 2
ступеньки, 2 человека) – 10%. С низкой самооценкой – нет (0).
*****************************************************************************
Таким образом, можно подвести итог: ребята из разных групп
показали как результат - динамику роста к завышенной
самооценке, но при этом в группах никто не дал результата
заниженной самооценки, как в начале учебного года.
Так же, были проведены диагностики «Два дома», «Солнце,
дождик, тучка», рисуночные тесты на диагностику
психологической атмосферы в группе, которые показали
положительную динамику. Дети начали более раскрепощённо и без
стеснений общаться, заниматься (давать ответы педагогу,
выполнять задания). По наблюдению, ребята стали более
отзывчивее друг к другу, спокойнее, добрее! Коллективы детей в
группах стали более сплоченными, более дружными. Конфликтов
за второе полугодие не было, а так же ребята стали
внимательнее и послушнее к педагогам, увеличилась концентрация
внимания и работоспособность на занятиях,- ожидаемые
результаты проекта «Волшебный мир общения» достигнуты.