Автор: Князева Ирина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: доклад
Тема: "По дороге знаний"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» с. Новопокровка Красноармейского
муниципального района Приморского края
ДОКЛАД
Тема: «По дороге знаний»
Подготовила:
Князева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Новопокровка
2021г.
Введение.
Современное образование реализует принцип «образование через всю
жизнь». На мой взгляд, тема доклада в полной мере отражает данный
принцип.
Стратегической
целью
государственной
политики
в
сфере
образования является требование развивать человеческий потенциал. В этом
ключе на примере интеллектуального вида спорта – шашки, хочу рассказать
о том, как игра способствует раскрывать и развивать талант детей.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития
науки и техники и в целом культуры, большое значение приобретает
вариативность образования. Шашки как вид дополнительного образования
рассматриваются как один из определяющих факторов обучения, воспитания
и
творческого
развития
детей
и
молодёжи,
их
социального
и
профессионального самоопределения. Однако, не смотря на это, существует
пренебрежительное отношение к шашкам. Почему? По-моему, на это есть
две причины. Ошибочное мнение о шашках складывается из-за недостатка
информации. Вторая причина, переплетающаяся с первой, – большая
популярность и притягательность шахмат.
В
повседневной
жизни
и
профессиональном
поприще
мне
посчастливилось встретиться со многими умными и образованными людьми.
И часто мои знакомые и друзья, узнав, что я серьёзно увлекаюсь шашками,
искренне удивлялись. На первый взгляд, шашки – простая игра, но именно в
этой
кажущейся
простоте,
открываешь
для
себя
творчество,
науку,
искусство. Трудно представить себе человека, который не воспринимал бы
красоту произведений искусства. Точно так же, на мой взгляд, я учу детей
видеть красоту в шашках.
Ребята, решившие познакомиться с этой игрой,
открывают для себя мир шашечных таинств, позиционных маневров, а также
красивейшие комбинации.
2
А игра? Игр очень много. Есть серьёзные, лёгкие и трудные. Но все
они учат думать – активизируют процесс мышления, развивают творческое
начало. В этом и заключается моя цель как педагога – учить думать. Игре в
шашки обучают во многих домах и дворцах творчества, в школах, а в
городах
созданы
специализированные
детско-юношеские
спортивные
школы, например, в Арсеньеве. Успеху содействуют и массовые спортивные
игры, например, «Чудо-шашки».
В
процессе
творчества
человек
создаёт
что-то
новое,
ранее
неизвестное, нечто подобное происходит при игре в шашки. Поэтому, идя по
дороге шашечных знаний, обучающиеся осваивают шашечное творчество,
которое содержит элементы науки, искусства и спорта. Поиск лучшего хода
требует мобилизации сил, но когда задача решена, она кажется, совсем
простой.
А наука? На первый взгляд все шашки равнозначны, поэтому
научиться правильно оценивать позиции нелегко. В шашечной партии при
оценке позиции учитывают материальные силы обеих сторон и их
расположение на доске. Здесь нужна и богатая практика, и знания, и
интуиция. Глубина расчёта может оказаться важнее, чем общая оценка
позиции. Расчёт облегчает шашечная память – знание многих позиций,
умение вовремя обнаружить угрозу, ловушку, комбинацию.
А искусство? Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию.
Без этого нельзя добиться высшего мастерства, без этого нельзя стать
настоящим шашистом. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно
возникают
различные
ассоциации,
связанные
с
определёнными
построениями, манёврами, комбинационными идеями. Игра в шашки
способна вызвать бурные эмоции, восторг, чувство красоты. Это и есть
эстетическое воспитание. На примере шашек можно лишний раз убедиться,
что искусство простоты – самое сложное искусство. Любители шашек
восхищаются
партиями,
сыгранными
много
десятилетий
назад,
и
3
композициями, созданными в прошлых веках. Разве это не говорит о том, что
мы имеем дело с истинными произведениями искусства?!
А спорт? Во-первых, здесь присутствует соревновательный элемент.
Турниры призваны определять победителей. Во-вторых, как и в любом
другом виде спорта, участие в соревнованиях требует затраты не только
умственных, но и физических сил, а следовательно, хорошей физической
подготовки, тренированности. Игра требует умения сосредоточиваться,
недаром в турнирных залах царит тишина. Шашки воспитывают умение быть
внимательным, отключиться от всего, что в данный момент не имеет
отношений к главному. А это бесценное качество необходимо во всех без
исключения деятельности. Успешная игра в шашки невозможна без
овладения логикой борьбы, без умения концентрировать внимание на
решении дебюта, миттельшпиля, эндшпиля в условиях ограниченного
времени, без глубокого проникновения в психологию соперника.
Шашечный талант – это умение из многих направлений выделить
наиболее рациональное, само собой разумеется, что для этого нужна
напряжённая работа за доской. Игра в шашки и анализ отдельных положений
– огромный труд, а изучение игры – это изучение творчества. Таким образом,
роль игр в воспитании, обучении, развитии человека огромна – без игры
вообще не бывает творчества. Здесь и проблема образа, и проблема обучения
и самообучения, и проблема памяти – словом, всего, что свойственно
творческому процессу. Вот почему шашки – это не просто игра, не просто
единоборство двух сторон, а модель творческого процесса.
4