Напоминание

"По дороге знаний"


Автор: Князева Ирина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: доклад
Тема: "По дороге знаний"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» с. Новопокровка Красноармейского

муниципального района Приморского края

ДОКЛАД

Тема: «По дороге знаний»

Подготовила:

Князева Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

с. Новопокровка

2021г.

Введение.

Современное образование реализует принцип «образование через всю

жизнь». На мой взгляд, тема доклада в полной мере отражает данный

принцип.

Стратегической

целью

государственной

политики

в

сфере

образования является требование развивать человеческий потенциал. В этом

ключе на примере интеллектуального вида спорта – шашки, хочу рассказать

о том, как игра способствует раскрывать и развивать талант детей.

В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития

науки и техники и в целом культуры, большое значение приобретает

вариативность образования. Шашки как вид дополнительного образования

рассматриваются как один из определяющих факторов обучения, воспитания

и

творческого

развития

детей

и

молодёжи,

их

социального

и

профессионального самоопределения. Однако, не смотря на это, существует

пренебрежительное отношение к шашкам. Почему? По-моему, на это есть

две причины. Ошибочное мнение о шашках складывается из-за недостатка

информации. Вторая причина, переплетающаяся с первой, – большая

популярность и притягательность шахмат.

В

повседневной

жизни

и

профессиональном

поприще

мне

посчастливилось встретиться со многими умными и образованными людьми.

И часто мои знакомые и друзья, узнав, что я серьёзно увлекаюсь шашками,

искренне удивлялись. На первый взгляд, шашки – простая игра, но именно в

этой

кажущейся

простоте,

открываешь

для

себя

творчество,

науку,

искусство. Трудно представить себе человека, который не воспринимал бы

красоту произведений искусства. Точно так же, на мой взгляд, я учу детей

видеть красоту в шашках.

Ребята, решившие познакомиться с этой игрой,

открывают для себя мир шашечных таинств, позиционных маневров, а также

красивейшие комбинации.

2

А игра? Игр очень много. Есть серьёзные, лёгкие и трудные. Но все

они учат думать – активизируют процесс мышления, развивают творческое

начало. В этом и заключается моя цель как педагога – учить думать. Игре в

шашки обучают во многих домах и дворцах творчества, в школах, а в

городах

созданы

специализированные

детско-юношеские

спортивные

школы, например, в Арсеньеве. Успеху содействуют и массовые спортивные

игры, например, «Чудо-шашки».

В

процессе

творчества

человек

создаёт

что-то

новое,

ранее

неизвестное, нечто подобное происходит при игре в шашки. Поэтому, идя по

дороге шашечных знаний, обучающиеся осваивают шашечное творчество,

которое содержит элементы науки, искусства и спорта. Поиск лучшего хода

требует мобилизации сил, но когда задача решена, она кажется, совсем

простой.

А наука? На первый взгляд все шашки равнозначны, поэтому

научиться правильно оценивать позиции нелегко. В шашечной партии при

оценке позиции учитывают материальные силы обеих сторон и их

расположение на доске. Здесь нужна и богатая практика, и знания, и

интуиция. Глубина расчёта может оказаться важнее, чем общая оценка

позиции. Расчёт облегчает шашечная память – знание многих позиций,

умение вовремя обнаружить угрозу, ловушку, комбинацию.

А искусство? Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию.

Без этого нельзя добиться высшего мастерства, без этого нельзя стать

настоящим шашистом. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно

возникают

различные

ассоциации,

связанные

с

определёнными

построениями, манёврами, комбинационными идеями. Игра в шашки

способна вызвать бурные эмоции, восторг, чувство красоты. Это и есть

эстетическое воспитание. На примере шашек можно лишний раз убедиться,

что искусство простоты – самое сложное искусство. Любители шашек

восхищаются

партиями,

сыгранными

много

десятилетий

назад,

и

3

композициями, созданными в прошлых веках. Разве это не говорит о том, что

мы имеем дело с истинными произведениями искусства?!

А спорт? Во-первых, здесь присутствует соревновательный элемент.

Турниры призваны определять победителей. Во-вторых, как и в любом

другом виде спорта, участие в соревнованиях требует затраты не только

умственных, но и физических сил, а следовательно, хорошей физической

подготовки, тренированности. Игра требует умения сосредоточиваться,

недаром в турнирных залах царит тишина. Шашки воспитывают умение быть

внимательным, отключиться от всего, что в данный момент не имеет

отношений к главному. А это бесценное качество необходимо во всех без

исключения деятельности. Успешная игра в шашки невозможна без

овладения логикой борьбы, без умения концентрировать внимание на

решении дебюта, миттельшпиля, эндшпиля в условиях ограниченного

времени, без глубокого проникновения в психологию соперника.

Шашечный талант – это умение из многих направлений выделить

наиболее рациональное, само собой разумеется, что для этого нужна

напряжённая работа за доской. Игра в шашки и анализ отдельных положений

– огромный труд, а изучение игры – это изучение творчества. Таким образом,

роль игр в воспитании, обучении, развитии человека огромна – без игры

вообще не бывает творчества. Здесь и проблема образа, и проблема обучения

и самообучения, и проблема памяти – словом, всего, что свойственно

творческому процессу. Вот почему шашки – это не просто игра, не просто

единоборство двух сторон, а модель творческого процесса.

4



В раздел образования