Напоминание

Мастер - класс по LEGO - конструированию" Играя, учимся".


Автор: Кутенева Анна Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №121
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Мастер - класс по LEGO - конструированию" Играя, учимся".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс по LEGO - конструированию

" Играя, учимся"

Автор: Кутенева Анна Ильинична

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.

Цель: повысить компетентность педагогов по использованию конструктора

LEGO в педагогической деятельности.

Задачи:

обучение

участников

мастер-класса

навыкам

применения

LEGO

конструктора; воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с

детьми дошкольного возраста в области LEGO -конструирования; формирование у

участников

мастер-класса

мотивации

на

использование

в

образовательной

деятельности LEGO -конструктора.

Оборудование и материалы: конструктор LEGO, проектор, стаканчики с водой,

пипетки.

Планируемый результат: информирование педагогического сообщества о системе

работы

по

LEGO

конструированию

для

детей

дошкольного

возраста;

сформированность

представлений

педагогов

о

возможности

работы

с

LEGO

конструктором.

Мастер-класс

для

педагогов

включает

в

себя

3

части:

теоретическую

-

организационную, практическую, заключительную.

Ход мастер-класса.

1. Теоретическая часть.

Aктуальность. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Дети всего мира могут общаться на

одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в

котором

они

растут.

В

играх

дети

развивают

свои

естественные

задатки

– воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение. Дети играют со всем,

что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и

LEGO

-конструкторы

дают

им

возможность

для

экспериментирования

и

самовыражения. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир LEGO. Введение

ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу

которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

развивающего обучения; единства воспитательных, развивающих и образовательных

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции

образовательных областей; решение программных задач в совместной деятельности

взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей; учета ведущего вида

деятельности дошкольника - игры. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС

ДО

является

системно-деятельный

подход,

предполагающий

чередование

практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в

образовательной среде, так как LEGO позволяет ребенку думать, фантазировать, и

действовать. LEGO позволяет детям учиться играя, играя обучаться в игре.

LEGO -конструирование – это современное средство обучения детей. Я в своей

практике использую конструктор LEGO в разных видах деятельности: на занятиях, в

свободной и совместной деятельности.

Задачи LEGO - конструирования:

- Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных

областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.

- Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные

способности воспитанников средствами технологии LEGO - конструирования.

- Разработать механизм внедрения LEGO - конструирования в рамках культурной

образовательной практики.

- Создать единое социально - образовательное пространство, включающее ДОУ и

семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности,

социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Формы организации обучения:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы

построек

и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в

основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где

можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой

деятельности творческого характера.

Конструирование по модели

.

Детям в качестве образца предъявляют модель, в

которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны

воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в

данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее

решения.

Конструирование по

модели

является усложненной

разновидностью

конструирования по образцу.

Конструирование по условиям

.

Не давая детям образца постройки, рисунков и

способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна

соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. В

процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия

и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной

структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует

развитию творческого конструирования.

Конструирование

по

простейшим

чертежам

и

наглядным

схемам. Моделирующий

характер

самой

деятельности,

в

которой

из

деталей

строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные

особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм

наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется

мышление и познавательные способности.

Конструирование

по

замыслу.

Обладает

большими

возможностями

для

развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами

решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения

детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и

они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и

способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной

теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на

новую тематику.

LEGO - самая популярная игра на планете. В переводе с английского имеет два

значения: "я учусь" и "я складываю". Вот характеристика, которой соответствует

конструктор LEGO:

- Неограниченный потенциал игры.

- Подходит для девочек и мальчиков.

- Подходит для всех возрастов.

- Подходит для любого сезона.

- Здоровые и спокойные игры.

- Можно долго играть.

- Развивает воображение и творческие способности.

- Качество видно в каждой детали.

Конструктор LEGO можно разделить на два больших класса:

1. Крупное LEGO - DUPLO.

LEGO - DUPLO предназначен для детей с полутора лет. Конструктор создан в помощь

ребенку для того, чтобы наилучшим образом узнавать окружающий, взрослый мир. Он

способствует развитию у ребенка мышления и фантазии, способствует раскрытию

творческого потенциала в самом раннем возрасте. Весьма популярны среди детишек

младшего возраста такие наборы конструкторов как аэропорт, пожарная станция,

полицейский участок, цирк, зоопарк, ферма, замок и многое-многое другое.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои

успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более

сложному этапу обучения.

При создании постройки из LEGO - DUPLO дети не только учатся строить, но и

выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм

и цветов и пропорций.

2. Классическое мелкое LEGO.

Лучше всего, начинать знакомство ребёнка с классическим мелким LEGO надо с

конструктора

LEGO

Креатор.

В

нем

много

как

тематических

наборов

с

всевозможными домиками, замками, так и кубики, окошки, двери и т.д. LEGO Сити,

тематические наборы, связанные с городом (скорая помощь, полицейские участки,

пожарные и т.п.). LEGO Ракес - это наборы для сбора машинок, в которых есть

инерционные механизмы. LEGO Техник - это очень интересные наборы и очень

сложные наборы, где модели собираются не из кирпичиков. а из всевозможных

втулок, шестерёнок и палочек.

При создании постройки из LEGO - DUPLO дети не только учатся строить, но и

выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм

и цветов и пропорций.

Структура НОД по LEGO - конструированию следующая: Первая часть занятия

упражнения на развитие логического мышления (длительность до 10 минут) Цель

первой части: развитие элементов логического мышления. Вторая часть – собственно

конструирование.

Цель

второй

части:

развитие

способностей

к

наглядному

моделированию Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

2.Практическая часть.

Я хочу показать игры - упражнения, которые используются в образовательной

деятельности. Приглашаю желающих, побывать сегодня в роли детей.

Давайте с Вами вспомним, чем детали LEGO отличаются друг от друга? Правильно,

формой, цветом и размером. Стандартная деталь LEGO –это кирпичик 2 на 4

кнопочки. Итак, чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно посчитать на детали

количество кнопочек в длину.

Игра 1. Начнём с небольшой разминки –поиграем в игру «Найди детали». Условия

игры таковы: вашему партнеру необходимо найти, задуманную Вами, деталь в коробке

с LEGO, чтобы ваш партнёр понял Вас, не забывайте называть её цвет, размер и

форму. А теперь поменяйтесь ролями.

Вывод: в процессе игры дети закрепляют знания основных цветов, форм деталей,

знают названия и отличают детали друг от друга.

Игра 2. «Сделай по словесной инструкции». Правила игры: два участника получают

одинаковые детали.

Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то

элементарную постройку, и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит.

Второй стоит одновременно с первым по его словесной инструкции. В итоге игры, у

первого и второго участника должны получиться должны получиться две одинаковые

модели.

Вывод: Данная игра учит детей работать в команде (в данном случае – в паре).

Она направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также

на развитие связной речи и развитие коммуникативных навыков и параллельно

развивает речь детей.

Игра 3. «Построй по памяти». Посмотрите на постройку из деталей LEGO в течение

минуты. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Отвернитесь или закройте

глаза (убирается одну деталь или меняется несколько деталей местами). А теперь

угадайте, что изменилось. Такое упражнение можно повторить.

Вывод: Развитие внимания у детей.

Игра 4. «Юный химик». Раздает каждому по пипетке (медицинской), плате LEGO и

стаканчик с водой. Предлагаю вам набрать в пипетку воды и накапать в каждую

ячейку. Таким образом, вся плата должна быть заполнена водой. Наберите в пипетку

воды и накапайте в каждую ячейку.

Вывод: В процессе этой игры дети знакомятся с некоторыми свойствами воды (вода

течет, заполняет все пространство), тренируют руку, ловкость и координацию

(зрительную, двигательную).

3.Заключение.

Возможности

использования

данного

опыта.

Он

может

рассматриваться

как

эффективный способ оптимизации образовательного процесса ДОУ. Конструктор

LEGO является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию

различных видов деятельности и образовательных областей.

Рефлексия. Задание "Выбери цвет конструктора LEGO"

- Красный: Всё понятно и интересно.

- Жёлтый: Понятно, но не интересно.

- Зелёный: Не понятно, не интересно.

Вывод: Использование LEGO - технологии в создании современной образовательной

среды в ДОУ с целью воспитания социально - активной, всесторонне развитой

личности ребёнка является актуальной темой в системе дошкольного образования и

неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской,

трудовой,

коммуникативной.

LEGO

-

конструирование

-

это

эффективное

воспитательное средство воспитания и развития ребёнка.



В раздел образования