Автор: Кутенева Анна Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №121
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Мастер - класс по LEGO - конструированию" Играя, учимся".
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс по LEGO - конструированию
" Играя, учимся"
Автор: Кутенева Анна Ильинична
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.
Цель: повысить компетентность педагогов по использованию конструктора
LEGO в педагогической деятельности.
Задачи:
обучение
участников
мастер-класса
навыкам
применения
LEGO
–
конструктора; воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с
детьми дошкольного возраста в области LEGO -конструирования; формирование у
участников
мастер-класса
мотивации
на
использование
в
образовательной
деятельности LEGO -конструктора.
Оборудование и материалы: конструктор LEGO, проектор, стаканчики с водой,
пипетки.
Планируемый результат: информирование педагогического сообщества о системе
работы
по
LEGO
конструированию
для
детей
дошкольного
возраста;
сформированность
представлений
педагогов
о
возможности
работы
с
LEGO
конструктором.
Мастер-класс
для
педагогов
включает
в
себя
3
части:
теоретическую
-
организационную, практическую, заключительную.
Ход мастер-класса.
1. Теоретическая часть.
Aктуальность. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Дети всего мира могут общаться на
одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в
котором
они
растут.
В
играх
дети
развивают
свои
естественные
задатки
– воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение. Дети играют со всем,
что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и
LEGO
-конструкторы
дают
им
возможность
для
экспериментирования
и
самовыражения. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир LEGO. Введение
ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу
которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
развивающего обучения; единства воспитательных, развивающих и образовательных
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции
образовательных областей; решение программных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей; учета ведущего вида
деятельности дошкольника - игры. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС
ДО
является
системно-деятельный
подход,
предполагающий
чередование
практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в
образовательной среде, так как LEGO позволяет ребенку думать, фантазировать, и
действовать. LEGO позволяет детям учиться играя, играя обучаться в игре.
LEGO -конструирование – это современное средство обучения детей. Я в своей
практике использую конструктор LEGO в разных видах деятельности: на занятиях, в
свободной и совместной деятельности.
Задачи LEGO - конструирования:
- Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных
областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.
- Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные
способности воспитанников средствами технологии LEGO - конструирования.
- Разработать механизм внедрения LEGO - конструирования в рамках культурной
образовательной практики.
- Создать единое социально - образовательное пространство, включающее ДОУ и
семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности,
социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Формы организации обучения:
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы
построек
и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где
можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
Конструирование по модели
.
Детям в качестве образца предъявляют модель, в
которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны
воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в
данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее
решения.
Конструирование по
модели
является усложненной
разновидностью
конструирования по образцу.
Конструирование по условиям
.
Не давая детям образца постройки, рисунков и
способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна
соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. В
процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия
и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной
структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует
развитию творческого конструирования.
Конструирование
по
простейшим
чертежам
и
наглядным
схемам. Моделирующий
характер
самой
деятельности,
в
которой
из
деталей
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные
особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм
наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется
мышление и познавательные способности.
Конструирование
по
замыслу.
Обладает
большими
возможностями
для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами
решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения
детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески
использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и
они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и
способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной
теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на
новую тематику.
LEGO - самая популярная игра на планете. В переводе с английского имеет два
значения: "я учусь" и "я складываю". Вот характеристика, которой соответствует
конструктор LEGO:
- Неограниченный потенциал игры.
- Подходит для девочек и мальчиков.
- Подходит для всех возрастов.
- Подходит для любого сезона.
- Здоровые и спокойные игры.
- Можно долго играть.
- Развивает воображение и творческие способности.
- Качество видно в каждой детали.
Конструктор LEGO можно разделить на два больших класса:
1. Крупное LEGO - DUPLO.
LEGO - DUPLO предназначен для детей с полутора лет. Конструктор создан в помощь
ребенку для того, чтобы наилучшим образом узнавать окружающий, взрослый мир. Он
способствует развитию у ребенка мышления и фантазии, способствует раскрытию
творческого потенциала в самом раннем возрасте. Весьма популярны среди детишек
младшего возраста такие наборы конструкторов как аэропорт, пожарная станция,
полицейский участок, цирк, зоопарк, ферма, замок и многое-многое другое.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои
успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более
сложному этапу обучения.
При создании постройки из LEGO - DUPLO дети не только учатся строить, но и
выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм
и цветов и пропорций.
2. Классическое мелкое LEGO.
Лучше всего, начинать знакомство ребёнка с классическим мелким LEGO надо с
конструктора
LEGO
Креатор.
В
нем
много
как
тематических
наборов
с
всевозможными домиками, замками, так и кубики, окошки, двери и т.д. LEGO Сити,
тематические наборы, связанные с городом (скорая помощь, полицейские участки,
пожарные и т.п.). LEGO Ракес - это наборы для сбора машинок, в которых есть
инерционные механизмы. LEGO Техник - это очень интересные наборы и очень
сложные наборы, где модели собираются не из кирпичиков. а из всевозможных
втулок, шестерёнок и палочек.
При создании постройки из LEGO - DUPLO дети не только учатся строить, но и
выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм
и цветов и пропорций.
Структура НОД по LEGO - конструированию следующая: Первая часть занятия
упражнения на развитие логического мышления (длительность до 10 минут) Цель
первой части: развитие элементов логического мышления. Вторая часть – собственно
конструирование.
Цель
второй
части:
развитие
способностей
к
наглядному
моделированию Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
2.Практическая часть.
Я хочу показать игры - упражнения, которые используются в образовательной
деятельности. Приглашаю желающих, побывать сегодня в роли детей.
Давайте с Вами вспомним, чем детали LEGO отличаются друг от друга? Правильно,
формой, цветом и размером. Стандартная деталь LEGO –это кирпичик 2 на 4
кнопочки. Итак, чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно посчитать на детали
количество кнопочек в длину.
Игра 1. Начнём с небольшой разминки –поиграем в игру «Найди детали». Условия
игры таковы: вашему партнеру необходимо найти, задуманную Вами, деталь в коробке
с LEGO, чтобы ваш партнёр понял Вас, не забывайте называть её цвет, размер и
форму. А теперь поменяйтесь ролями.
Вывод: в процессе игры дети закрепляют знания основных цветов, форм деталей,
знают названия и отличают детали друг от друга.
Игра 2. «Сделай по словесной инструкции». Правила игры: два участника получают
одинаковые детали.
Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то
элементарную постройку, и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит.
Второй стоит одновременно с первым по его словесной инструкции. В итоге игры, у
первого и второго участника должны получиться должны получиться две одинаковые
модели.
Вывод: Данная игра учит детей работать в команде (в данном случае – в паре).
Она направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также
на развитие связной речи и развитие коммуникативных навыков и параллельно
развивает речь детей.
Игра 3. «Построй по памяти». Посмотрите на постройку из деталей LEGO в течение
минуты. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Отвернитесь или закройте
глаза (убирается одну деталь или меняется несколько деталей местами). А теперь
угадайте, что изменилось. Такое упражнение можно повторить.
Вывод: Развитие внимания у детей.
Игра 4. «Юный химик». Раздает каждому по пипетке (медицинской), плате LEGO и
стаканчик с водой. Предлагаю вам набрать в пипетку воды и накапать в каждую
ячейку. Таким образом, вся плата должна быть заполнена водой. Наберите в пипетку
воды и накапайте в каждую ячейку.
Вывод: В процессе этой игры дети знакомятся с некоторыми свойствами воды (вода
течет, заполняет все пространство), тренируют руку, ловкость и координацию
(зрительную, двигательную).
3.Заключение.
Возможности
использования
данного
опыта.
Он
может
рассматриваться
как
эффективный способ оптимизации образовательного процесса ДОУ. Конструктор
LEGO является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию
различных видов деятельности и образовательных областей.
Рефлексия. Задание "Выбери цвет конструктора LEGO"
- Красный: Всё понятно и интересно.
- Жёлтый: Понятно, но не интересно.
- Зелёный: Не понятно, не интересно.
Вывод: Использование LEGO - технологии в создании современной образовательной
среды в ДОУ с целью воспитания социально - активной, всесторонне развитой
личности ребёнка является актуальной темой в системе дошкольного образования и
неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской,
трудовой,
коммуникативной.
LEGO
-
конструирование
-
это
эффективное
воспитательное средство воспитания и развития ребёнка.